ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия, Средний Восток, и Дальний Восток. Новости, аналитика, интервью и мнения Центральная Азия - Узбекистан, Туркменистан, Казахстан, Кыргизстан Средний Восток - Израиль, Турция, Сирия, Иран, Ирак, Афганистан Дальний Восток - Япония, Китай Дальний Восток и Средний восток, Центральная азия, восточная культура, страны азии, Япония, japan, новости, аналитика, статьи, публикации
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
О проекте
Архив
Поиск

Система обмена информацией
Система обмена информацией

Центральная Азия
Ближний Восток
Дальний Восток

Рассылки Subscribe.Ru
Время Востока

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Тайганы - уникальная порода охотничьих собак Кыргызстана
Блестящий метеор над нивой востоковедения Чокан Валиханов- путешественник и учёный
Великий Шелковый путь сегодня: «китаизация» населения Кыргызстана.

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Магия драгоценных камней
Ширин Хури – одна из особенностей национальной афганской свадьбы
Гаремный роман

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Улицы красных фонарей. Китайский стиль
Искусство вкушения чая
Японский геолог нашел еще одну Атлантиду

АНАЛИТИКА Разное

Искусство туркменского ковра
15.04.2009
Автор: Кузнецов Глеб.
Искусство туркменского ковра

«На Востоке дом начинается там, где расстелен ковер», - гласит туркменская пословица. «Даже если вокруг вас выжженная пустыня или суровые горы, ковер – это оазис» - говорят туркмены и тем подчеркивают свою неприхотливость, простоту быта и изящество народного самосознания. Древнейшие корни производства туркменских ковров уходят в III и IV  тысячелетия до новой эры – обнаруженные археологами образцы керамики этого периода сохраняют орнамент полностью идентичный узорам сохранившихся старых ковров. В III веке до новой эры «парфянские» ковры экспортировались в Европу и наряду с китайским шелком составляли основу торговли между Востоком и Западом. Древнейший туркменский ковер, датируемый V веком до н.э., был обнаружен советскими археологами в 1949 году в одном из царских курганов Горного Алтая. Согласно с местом находки он получил название «пазырыкского» и находится на хранении в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Туркменский филолог А.Бекмурадов считает, что «пазырыкский» ковер по своей композиции  похож на йомудскую разновидность туркменских ковров, а 24 центральных орнамента символизируют деление туркмен-огузов на 24 племени.

 Слава туркменского рукоделия не угасла с упадком древних цивилизаций. Путешественник Марко Поло писал о туркменских коврах, как о «самых тонких и красивых на свете». Примечательно, что изображения туркменских ковров представлены на картинах мастеров итальянского возрождения Липпо Мемми «Мадонна» (1350 г.); Николо ди Буанакорсо «Обручение Марии» (1380 г.); Лоренца ди Креди; фреске Пистойского собора. Особенно известна картина Гольбейна «Георг Гиз», где изображен текинский «гель», известный ныне в искусстве как узор «гольбейн». (1475 г.). После сближения России и Средней Азии в середине XIX века туркменские ковры покорили дворцы русской аристократии, их любил император Александр II, лучшие образцы коврового искусства выставлялись на Всемирных выставках в Париже, Берлине, Санкт-Петербурге.

В течение столетий попадая в Европу под названиями «бухарских» и «персидских», туркменские ковры волновали умы ценителей искусства. В начале ХХ века искусствовед А. Фелькерзам писал: «Кому хоть раз пришлось видеть старинные туркменские ковры, тот никогда не спутает их с изделиями других племен и народов уже по одному орнаменту, не говоря о технике. Дать точное описание орнамента невозможно, так как своеобразие фигуры его несравнимо ни с цветами, ни с какими-либо определенными геометрическими фигурами».


 Первоначально, туркменский ковер был изделием сугубо практического свойства. Кочевые племена древности знали несколько разновидностей ковров, каждый имел собственное назначением. Ковер используется в момент «общения с Богом» (намазлыки); он способствует торжественности семейного праздника (асмалык); заменяет гардеробы и комоды (чувалы, торбы и хуржуны), утепляет и украшает жилище (энси, гапалык, халы). Коврами разделяли помещения, украшали верблюдов и коней на торжественных церемониях. Впрочем, с переходом к оседлому образу жизни жители Туркмении сохранили древнее мастерство, привнесли в него высокое искусство. Из поколения в поколение, от матери к дочери, передавались навыки шитья ковров. Помимо преемственности художественных достоинств, особое внимание уделялось подбору шерсти, приготовлению красок.

Ковер в Туркмении – это сродни сигарам в Кубе, самовару в России, шелку в Китае, это национальный символ, это именно то, по чему туркмена узнают в любой точке планеты. Оттого создание ковра в Туркмении заключает в себе не столько черты свободного творчества, сколько кропотливой передачи осмысленных традиций. Предание гласит, будто узоры (гели) туркменского ковра содержат в себе заветы легендарного прародителя туркмен Огуз-хана. Туркменские ковры, как правило, темно-красного цвета со строгим геометрическим орнаментом и стилизованными изображениями животных. Вместе с тем, каждое из туркменских племен имеет собственные оригинальные орнаменты, освященные древностью и строгим соблюдением канонов. Что же такое гель и в чем его сакральное содержание? Туркменский дизайнер С. Мухаметбердыев убедительно доказывает применение в орнаменте ковра правила «золотого сечения» («божественной пропорции»). Он отмечает: «Сам орнамент создавался с ориентиром на солнце, в период культа солнечного божества... В центре - ось всех пересечений орнамента, обозначенная также искомым прямоугольником красного цвета. Это - живительное ядро орнамента. Именно от него берет начало и распространяется во все стороны света вся символика, философия орнамента! Этот прямоугольник можно назвать вновь образовавшейся в центре Галактики материей. Материей, которая, расширяясь и распространяясь по последующим прямоугольникам, получает все большее осмысление».

По убеждению художника Виталия Диденко, ковер «как и вино, с годами приобретают свои настоящие цвет и цену. Туркменский ковёр - это произведение искусства, которое невозможно подделать. Туркменский ковер украшает ваш дом, регулирует влажность, на нём отдыхает глаз; ребёнок, глядя на древние орнаменты привыкает к гармонии цвета и форм. Туркменский ковер - это и капитал, которым вы устилаете пол, топчете, а он лишь становится дороже!»  Но сколь огромным трудом достигается совершенство. Историк культуры О. Пономарев писал: «В летние дни работа ковродельщицу так изнуряет, что она валится с ног…. Мастерица в один час производит до 3000 узлов и громадное количество ударов дараком. Легко представить, что, производя такую работу в течение 8-ми часов ежедневно в течение длинного туркменского лета, мастерица изнуряется до предела... Одна необходимость с силой ударять десятки тысяч раз в день железным гребнем весом в 1 килограмм, все время получая отраженные удары в руку, способна «отвалить» руки у любого из наших атлетов... В каждом ковре, который мы видим, любуемся им, покупаем или просто ходим по нему ногами, вложено в среднем энергии в 300 лошадиных сил, могущей дать свет небольшому городу... в течение 8 часов».

Тем более удивительны знаменитые ковры-гиганты: «Туркмен калбы» («Душа туркмен»)  площадью 199 кв. м., ковер «Туркменбаши», названный в честь президента Ниязова, площадью 266 кв. м. Наконец, в 2001 году ковровщицы из Бахардена соткали к празднику независимости Туркменистана ковер-гигант «Золотой век Великого Сапармурата Туркменбаши» площадью 301 кв. м. За свои непревзойденные размеры ковер был занесен в Книгу рекордов  Гиннеса. Отличительной чертой этого чуда человеческого долготерпения считается также «священная книга туркменского народа «Рухнама», запечатленная в образе старинных орнаментов.
Огромную роль ковроделия в самобытном восприятии туркменской культуры подчеркивает факт признания народного праздника «туркменского ковра» как государственного. Он широко отмечается с 1992 года, и центральные события красочного фестиваля происходят в Музее туркменского ковра в Ашхабаде. Здесь собираются представители власти и общественности, ценители древнего искусства, мастера из Ирана, Узбекистана, Туркмении. Так, мастерица Хесель Ханджани, этническая туркменка, проживающая в провинции Гулистан соседнего Ирана, по ее словам приобрела бесценный опыт и осознала всю значимость своего кропотливого дела. Именно свободная встреча в Музее ковра со своими коллегами из других государств подтолкнула Хесель к воплощению творческого замысла – созданию ковра с образом классика туркменской литературы Махтумкули. По словам Хесель, «встреча с Туркменистаном помогла ей ощутить всю глубину духовного родства с туркменским народом, выразителем которого стал в веках великий Фраги».


Источник: easttime.ru



Постоянный адрес статьи:
http://easttime.ru/allanalitic/52.html
Аналитика Аналитика Искусство туркменского ковра Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Глупый, это – иллюзия прав
Роль СМИ в противодействии вызовам, угрозам и рискам человечества в условиях глобализации
Альтернатива: Бизнес по-мусульмански?
Проблемы Москвы многонациональной
Во фразе «что хорошо для Газпрома, то хорошо для России», две части давно пора поменять местами

 
АНАЛИТИКА

20.06.2011
Новруз – праздник весны и новых надежд
Это Новруз – праздник начала весны и нового года, олицетворяющий победу света над тьмой. Именно так древние предки нынешних азербайджанцев, казахов, иранцев, таджиков, туркмен и многих других народов воспринимали окончание зимнего периода и начало летнего – день весеннего равноденствия, вслед за которым день становился длиннее ночи.

14.06.2011
Зарастет ли опиумная тропа в Россию?
В 2010 году российские власти и ведомства по противодействию незаконному обороту наркотиков проявили невиданную до тех пор активность по борьбе с наркотической угрозой в России.

01.04.2011
Проблемы борьбы с религиозно-экстремистскими организациями в сети интернет
На сегодняшний день в сети интернет функционирует значительное число сайтов религиозно-экстремистской направленности. Они представляют опасность для стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Среднего и Ближнего Востока, так как ведут агитацию за вооружённую борьбу с религиозным инакомыслием, осуществляют призывы к свержению светских режимов и установлению теократических государств.

10.01.2011
«Радикальные исламские организации» паразитируют на исламе
«Исламские экстремисты», «мусульманские террористы», «радикальные исламские организации» – мы слышим эти и подобные им словосочетания практически каждый день, читаем о взрывах, терактах, совершённых где-то на Ближнем Востоке, отслеживаем на лентах ведущих информагентств заявления о возможности очередных вооружённых конфликтов между общинами верующих в одной из арабских стран.

06.01.2011
Что несёт нам XXI век в контексте общечеловеческих ценностей.
Время. ОНО не щадит никого. Время мчится мимо каждого из нас, принося радость, печаль, разочарование. Проносится мимо словно поезд, останавливаясь лишь на мгновение на полустанках, для того чтобы произвести смену действующих лиц, декораций, и опять в путь, неся в своём чреве людей со своими мыслями, страстями, недостатками.

02.09.2010
ПРОТИВОСТОЯНИЕ НАРКОУГРОЗЕ
Прибыль от наркотиков можно сравнить лишь с безумной финансовой пирамидой, которая при своем росте дает заоблачные проценты. Торговля оружием, игорный бизнес, содержание публичных домов всегда считались выгодными статьями криминального мира.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100