ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География Туркменистана
Государственный и Политический строй Туркменистана
Экономика Туркменистана
Общество и Культура Туркменистана
История Туркменистана
Кабинет Министров Республики Туркменистан (с ноября 2002)
Туркменская ССР ( данные БСЭ)
Туркменистан ( данные ЦРУ)

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Туркменские обряды хранят народные традиции
18-19 мая - День возрождения и единства Туркменистана и поэзии Махтумкули
Туркменская кухня
Афганистан в судьбе сержанта Бакиева
Интервью с режиссером Альбертом Мередовичем Атахановым.
Как приготовить салат от Тиффани

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА ТУРКМЕНИСТАН
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Православие в Туркменистане: современное положение и актуальные проблемы
12.02.2010
Автор: Юрий Дубовой
Православие в Туркменистане: современное положение и актуальные проблемы
Минувший год ознаменовался заметным оживлением в российско-туркменистанских отношениях. Последним ярким событием ушедшего года стало освящение 21 декабря храма святых Кирилла и Мефодия в г. Абадане, совершенное управляющим Патриаршим благочинием в Туркменистане епископом Смоленским и Вяземским Феофилактом (Курьяновым) по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Освящение это стало уже вторым в 2009 году.

Все это дает основание говорить о некоторой оттепели в отношениях между Туркменистаном и Россией, особенно учитывая тот факт, что приходы Русской православной церкви на территории страны неофициально воспринимаются руководством Туркменистана не столько как подразделения религиозной организации, сколько как своего рода культурные представительства России. Такое отношение отчасти оправдано – реальная культурная жизнь русской диаспоры в Туркменистане зиждется вокруг немногочисленных приходов РПЦ, являющихся для оторванных от Родины соотечественников источником связи с «большой землей». Так было и в 20-е годы XX столетия, когда эмигрировавшая в Европу, Китай, Турцию и страны Латинской Америки аристократия и культурная интеллигенция царской России организовывала свою жизнь вокруг стихийно возникающих приходов Русской церкви за рубежом, сохраняющей молитвенную и духовную связь с церковью в Отечестве.

Однако, при всем кажущемся смягчении отношения властей к этническим русским и Русской церкви в Туркменистане после смерти Сапармурата Ниязова, ситуация по-прежнему далеко не однозначна. Не секрет, что чин освящения является своего рода завершающей точкой в процессе строительства или восстановления храма и отправным моментом его законного, с точки зрения канонов, существования. А значит, освящение в минувшем году двух храмов – это, прежде всего, плод трудов предшествующих лет, пришедшихся еще на период правления Тукменбаши. Оговоримся сразу, что строительство православных храмов в Туркменистане реально осуществляется лишь на пожертвования прихожан при отсутствии какой-либо финансовой поддержки со стороны властей. Так, освященный 24 апреля 2009 г., первый за 12 лет, храм в честь апостола Фомы в Теджене, был построен в 2000-2001 гг. (как сообщается, на пожертвования прихожан Александро-Невской церкви Ашхабада), а храм в честь свв. Кирилла и Мефодия в Абадане, освященный в декабре прошлого года, – аж в 1991-1992 г. Столь длительная промедление с освящением этих церквей было вызвано, по видимому, ужесточением в 1997 г. закона о свободе совести в Туркменистане, а также постепенным охлаждением отношений бывшего президента Ниязова с управляющим Ташкенской и Среднеазиатской епархией митрополитом Владимиром (Икимом), в ведении которого до 2007 г. находились приходы РПЦ на территории Туркмении. Последним перед длительным перерывом митрополитом Владимиром был освящен православный храм в честь Рождества Богородицы в г.Балканабад как раз в 1997 г.

В целом же ситуация с Русской православной церковью в Туркменистане остается по-прежнему далекой от радужных картин. С ноября 2002 г. православные в Туркменистане, испытывающие хронический информационный голод, потеряли возможность выписывать даже "Журнал Московской патриархии", и этой возможности они не имеют до сих пор. Активная деятельность, которую вел главный храм Ашхабада до ужесточения туркменского законодательства – прежде всего выпуск газеты, – так и не восстановлена. До сих пор не началось обещанное еще в 1996 г. финансирование строительства уже утвержденного в плане развития города кафедрального собора в честь Воскресения Христова со зданием епархиального управления в Ашхабаде. Заметим, что в то время как каждая мечеть в стране получает обязательные государственные дотации, православные приходы, не смотря на официальный статус РПЦ в стране, вынуждены жить лишь на посильные пожертвования прихожан. К примеру, в России на помощь мусульманским организациям, в частности в 2007 году, государством выделялось 800 млн. рублей (почти 35 млн. долларов).

Зато за тем, насколько деятельность православных приходов в Туркмении является «благонадежной» регулярно следят сотрудники Министерства национальной безопасности, лично присутствующие на службах, а также привлечённые ими для этих целей информаторы из числа прихожан. Такие детали, как правило, проходят мимо обычного обывателя в России на фоне сообщений информационных лент о громких мировых событиях, но для живущих в Туркменистане этнических русских, а также представителей других национальностей, исповедующих православие, эти детали – часть жизни, каждый день которой проходит в борьбе за свою национальную и религиозную идентичность, за право быть самими собой.

Теперь обратимся к статистике. Так, число приходов Русской православной церкви в Туркменистане составляет 12, один из которых, Свято-Никольский храм в Ашхабаде, преобразован в женский монастырь. Ранее в прессе встречались упоминания о 13 приходах, в основном со ссылкой на работу митр. Владимира (Икима) «Большой полет крылатого коня», однако по официальным данным на       1 июня 2004 г. в стране зарегистрировано 12 приходов РПЦ, что подтверждается и данными на открывшемся в конце прошлого года официальном сайте Патриаршего благочиния РПЦ в Туркменистане. Как мы видим, ситуация с численностью приходов за 6 лет никак не изменилась. Из этих приходов 10 существовали до революции, а в настоящее время либо восстановлены либо только восстанавливаются, и только два новосозданных. И это из 34 действовавших до революции храмов на территории современной Туркмении, 22 из которых находились в Ашхабаде. Количество священнослужителей на конец 2009 г. составляет 14 священников и 1 монахиня. При двух храмах из 12 действует Воскресная школа.

Относительно количества этнических русских в Туркменистане, а также жителей страны, исповедующих православие. Так, по данным последней переписи населения в Туркменистане в 1995 г. население страны составляет порядка 6 млн. человек (по мнению экспертов, эта цифра завышена как минимум на 20%), из них четверть миллиона (6,7%) являются этническими русскими. С тех пор число русских значительно уменьшилось и по последним неофициальным данным составляет порядка 100 тыс. человек. По информации из российского посольства в Туркменистане, порядка 130 тыс. человек имеют российский паспорт, многие из которых этот факт вынуждены скрывать. Далеко не все из этих людей этнические русские, и среди российских соотечественников в Туркменистане большой процент составляют представители различных национальных меньшинств (узбеки, армяне, казахи и др.), а также этнические туркмены.

Ситуацию с православным населением Туркменистана можно рассмотреть на примере Лебапского велаята. Так, по некоторым данным, из 80 тыс. человек в этом регионе, исповедующих православие (более трети из них составляют туркмены, азербайджанцы, узбеки, татары и др.) на праздничных службах в двух церквях Туркменабада собирается всего порядка 500-1500 верующих, многие из которых преодолевают значительные расстояния для того чтобы попасть в храм. Многие не могут приехать по состоянию здоровья или по причине нехватки материальных средств. 

Как видно из приведенных цифр, деятельности Русской православной церкви по культурному окормлению русского населения в Туркменистане, даже если бы таковой оказывалось полное покровительство со стороны государственной власти, явно недостаточно. Ведь далеко не все этнические русские сегодня отождествляют свои религиозные и философские взгляды с учением Православной церкви, многие сохранили атеистическое мировоззрение, многие формально верующие, но весьма далеки от церкви. А это значит, что деятельность РПЦ не распространяется на значительную часть русского и русскоязычного населения Туркменистана, к тому же Православная церковь интернациональна по своей сути и охватывает всех верующих, без разделения их по национальному признаку. Поэтому в условиях, когда создание неправительственных организаций и благотворительных фондов национальных меньшинств на территории страны запрещены, когда до сих пор не функционирует культурное представительство Российской Федерации на территории Туркменистана, положение российских соотечественников оказывается безвыходным. Подрастающее поколение русскоязычных граждан лишено возможности получить нормальное образование на русском языке в светских учебных заведениях, что, конечно же, никак нельзя компенсировать Воскресными школами при храмах.

Между тем действия руководства Туркменистана всерьез расходится с настроениями граждан страны, в частности титульной нации. Так, закрытие всех русскоязычных школ, из которых осталась всего одна – им. Пушкина в Ашхабаде, а также отсутствие какой-либо поддержки со стороны туркменского руководства классов с русским языком обучения привели к резкому ухудшению качества образования в стране. В связи с этим многие туркмены, часто за деньги, стараются специально отдать своих детей в еще пока существующие русскоязычные классы, чтобы те потом имели возможность продолжить обучение в ВУЗах России, что им с каждым годом становится все труднее из-за падения общего уровня образования в республике. К слову, преподаватели Смоленских духовных школ отмечают очень низкий уровень грамотности этнически русских абитуриентов, поступивших туда в этом году из Патриаршего благочиния в Туркменистане. В этой связи назревает вопрос об острой необходимости открытия российского культурного представительства в Туркменистане, которое бы стало не только связующим звеном разрозненного этнически русского населения с родной культурой, но и центром полноценного культурного обмена между туркменами, русскими и представителями других национальностей в Туркменистане. А содействие в открытии новых православных храмов ускорило бы процесс создания епархиальной структуры и образования полноценной епархии в границах Туркменистана, необходимость которой неоднократно подчеркивалась с обеих сторон в ходе встречи президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова с нынешним Патриархом Московским и всея Руси, а тогда главой ОВЦС митр. Кириллом (Гундяевым) в мае 2008 г. в ходе визита последнего в Ашхабад.
Источник: easttime.ru

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://easttime.ru/analitic/1/2/760.html
Вернуться Центральная Азия Туркменистан Православие в Туркменистане: современное положение и актуальные проблемы Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Кто и как спасет душу?
КЫРГЫЗСТАН - СТРАНА РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Религиозная ситуация в Кыргызстане: анализ и перспективы развития
Религиозная терпимость или взаимоуважение между конфессиями
Иссык-Куль – «Планетарное Око»

 
ТУРКМЕНИСТАН АНАЛИТИКА

19.12.2011
Предрешённый выбор Туркменистана
На фоне заявлений официальных израильских лиц о повышенной готовности к войне с Ираном и появления доклада МАГАТЭ о двухгодичных усилий исламской республики создать ядерное оружие особую значимость приняла позиция Туркменистана как страны, способной стать решающим плацдармом наступления или, наоборот, надежным тылом обороны.

19.12.2011
Игра в одни ворота по-туркменски
Туркменские власти крайне болезненно реагируют на внимание иностранной прессы к внутриполитической ситуации в республике. Наряду с этим режим Гурбангулы Бердымухамедова проводит жесткую политику по сохранению монопольного воздействия на умы граждан страны, но в то же время со всей полнотой использует возможности по распространению влияния на общины туркмен за пределами государства.

06.10.2011
20 лет независимости Туркменистана: подводя итоги
27 октября текущего года исполняется ровно двадцать лет со дня провозглашения Туркменистаном государственного суверенитета.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100