ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География КАЗАХСТАНА
Государственный и Политический строй КАЗАХСТАНА
Экономика КАЗАХСТАНА
Общество и Культура КАЗАХСТАНА
История КАЗАХСТАНА
Руководители Казахстана (1920-2003)
Казахская ССР ( данные БСЭ)
Казахстан ( данные ЦРУ)
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

ЭТО ИНТЕРЕСНО
"Золотое кольцо" Шелкового пути, или какие тайны хранят древние города Казахстана
Необычно - изысканные современные салаты
Блестящий метеор над нивой востоковедения Чокан Валиханов- путешественник и учёный
Казахские национальные традиции
Казахская кухня
Как правильно выбрать арбуз?

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА КАЗАХСТАН
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Итоги председательствования Казахстана в ОБСЕ
05.07.2011
Автор: Каукенов А.С.
Итоги председательствования Казахстана в ОБСЕ
Основной целью внешней политики Казахстана является содействие становлению страны в качестве реального игрока на геополитической арене. К этой цели вот уже несколько лет страна идет, лавируя между гигантами и тем самым, отстаивая собственные национальные интересы. Рассматривая особенности внешнеполитической активности Казахстана, в первую очередь, необходимо отметить особую роль его председательствования в ОБСЕ – одной из крупнейших международных организаций, которое потребовало приложения серьезных усилий со стороны внешнеполитического ведомства и наложило отпечаток на все его действия в течении года. Тем более, что Казахстан поставил перед собой довольно амбициозные цели, что сделало это председательство незаурядным.
Понимая важность новой роли в международной жизни, Казахстан в качестве председателя ОБСЕ обозначил для себя достаточно серьезные цели. Во-первых, это возвращение организации политического веса и формирование эффективной площадки для обсуждения и решения международных проблем. Девизом казахстанского председательства в ОБСЕ, по заявлению Президента Н. Назарбаева, должны были стать, так называемые, «четыре "Т"» - trust (доверие), tradition (традиции), transparency (транспарентность) и tolerance (толерантность). А в число базовых глобальных задач Президент включил «расширение и укрепление консенсусного поля по основополагающим вопросам развития Организации».
Следующей базовой целью можно назвать обеспечение условий для сближения сторон, в так называемых, «замороженных конфликтах». В первую очередь, это касалось армяно-азербайджанского противостояния по проблеме Нагорного Карабаха, а также конфликтов в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии. Особое внимание предполагалось уделить региону Юго-Восточной Европы.
Стоит отметить, что помимо заявленных задач общемирового или регионального значения, а также стремления оптимизировать работу самой Организации, политическая элита Казахстана воспринимала председательство в ОБСЕ как шанс укрепить положение страны на мировой арене и повысить ее статус в рамках постсоветского пространства. Будучи первой страной из республик бывшего Советского Союза, занявшей кресло председателя в столь крупной организации, Казахстан планировал укрепить как свой международный авторитет в целом, так и закрепить за собой роль важного участника диалогов по отдельным проблемам межгосударственных отношений, в частности.
Что касается конкретных проблем, обсуждение и разрешение которых было запланировано под эгидой ОБСЕ, необходимо отметить, что именно здесь Казахстан, как председатель Организации, столкнулся с наибольшими трудностями. 2010 год стал годом эскалации напряженности на Южном Кавказе, а политические потрясения в соседнем Кыргызстане свели на нет намерения Казахстана «держать в фокусе регион Центральной Азии», о чем в Программе председательства было сказано как о развитии сотрудничества «в противодействии новым вызовам и угрозам безопасности».
Как представляется, сам ход председательства Казахстана в ОБСЕ вряд ли может быть расценен как успешный или однозначно эффективный. Несмотря на оживление диалогов по многолетним и болезненным вопросам, несмотря на предложение и внедрение новых механизмов работы самой Организации и отдельных ее институтов, реальные успехи крайне незначительны, а примеры откровенной слабости и неповоротливости – очевидны. Это продемонстрировали и события в Кыргызстане, о которых будет подробно сказано ниже, и невозможность прийти к консенсусу между сторонами «замороженных конфликтов», ярко проявившаяся на саммите в Астане.
Тем не менее, сам Астанинский саммит, несомненно, является серьезным достижением казахстанской дипломатии. Даже то, что после стольких лет удалось организовать встречу на высшем уровне, обеспечить участие в ней крупнейших фигур мировой политики, предоставить условия для работы 73 делегациям стран-участниц и партнеров ОБСЕ, а также крупнейших международных и региональных организаций - все это говорит о масштабе и качестве работы, проделанной руководством страны и министерством иностранных.
К числу реальных успехов можно также отнести подписание итоговой Декларации саммита. Если бы она не была подписана участниками форума, это означал бы провал и самого саммита, и, соответственно, всех усилий, потраченных Казахстаном за истекший год. Вероятность положительного исхода по поводу итогового документа была далеко не очевидной. Подписание Декларации заняло более десяти часов вместо предусмотренных полутора, и сама напряженность ситуации пронизывала весь Дворец Независимости. Документ редактировался огромное число раз, прения между участниками проходили практически по каждой формулировке, имевшей хоть какое-либо отношение к существующим между членами Организации конфликтам. Наиболее сложно было добиться консенсуса со стороны России и Грузии по поводу отражения статуса Абхазии и Южной Осетии, а также со стороны Армении и Азербайджана относительно карабахской проблемы. Как отмечали участники прений в неформальной обстановке, наиболее сложно было добиться уступок со стороны представителей армянской делегации.
Таким образом, само подписание Астанинской Декларации, конечно, является очевидным успехом и казахстанской дипломатии, и лично Н. Назарбаева. Однако представители Евросоюза, Канады, России и других наиболее весомых участников Организации открыто заявили, что и саммит и его итоговый документ не оправдали их надежд в сфере продвижения в решении тех самых «больных вопросов», обсуждаемых в ОБСЕ. Помимо достижения консенсуса в решении замороженных конфликтов, ряд иностранных дипломатов также отметили несоответствие некоторых пунктов декларации принятым в рамках ОБСЕ нормам, принципам и обязательствам. Во многом эта критика была прогнозируемой, в частности, в российской делегации крайне негативно восприняли итоги саммита, что обусловлено завышенными ожиданиями. В итоге консенсуса, необходимо констатировать, больше всех выиграл именно Казахстан, сумевший в данном случае стать игроком, разыгравшим неплохую партию, а не бильярдным шаром, подталкиваемым действиями умелых рук.
Собственно, можно констатировать, что Казахстан в рамках своего председательствования достиг цели реанимирования ОБСЕ, развития в ее рамках ряда институтов и механизмов, удалось добиться более согласованного распределения задач безопасности между тремя корзинами ОБСЕ: экономикой, безопасностью и гуманитарным направлением. Как и ожидалось в самом начале года, Казахстан действовал в русле продвижения ОБСЕ как международной организации, направленной на решение проблем межгосударственного и внешнеполитического характера. В этом отношении его усилия не соответствовали ожиданиям ряда западных демократий, для которых важнейшей целью ОБСЕ виделось обеспечение прозрачности и обеспечения демократических прав и свобод внутри государств-участников.
Более того, представляется, что успешное председательство Казахстана в ОБСЕ показало Западу, что привлечение молодых государств постсоветского пространства к активному обсуждению и даже модерированию в разрешении крупнейших политических конфликтов, является возможным и даже целесообразным. Это можно видеть и на примере того, что в 2013 году председательство в ОБСЕ перейдет к Украине.
Казахстан действительно укрепил свой статус на мировой арене, проявил себя наиболее активным и подготовленным участником диалога по международным проблемам в регионе. На этом фоне, ожидания того, что председательство в Организации неизбежно повлечет за собой политические реформы в самом Казахстане, отошли на второй план и упреки в том, что этого в реальной жизни так и не случилось, теряют свою яркость на фоне громких заявлений по итогам саммита.
Источник: easttime.ru

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://easttime.ru/analitic/1/3/979.html
Вернуться Центральная Азия Казахстан Итоги председательствования Казахстана в ОБСЕ Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Узбекистан: кризис власти неизбежен
Запад и "андижанское дело"
Состав афганского парламента
Талибан переходит в наступление
СМИ Узбекистана «не заметили» очередную киргизскую «революцию»

 
КАЗАХСТАН АНАЛИТИКА

20.09.2011
Европейское присутствие в северо-каспийском проекте Казахстана: хронология, объемы добычи, маршруты поставок, перспективы и риски
Разработка нефтяного и газоконденсатного месторождения «Кашаган» – Северо-каспийский проект (Западно-казахстанская область, северо-западная часть Казахстана) – крупнейший нефтегазовый проект с участием иностранных, в первую очередь, европейских компаний на территории Казахстана

24.08.2011
Европейское присутствие в карачаганакском проекте Казахстана: хронология, объемы добычи, маршруты поставок, перспективы и риски
Нефтяное и газоконденсатное месторождение «Карачаганак» (Западно-Казахстанская область, северо-западная часть Казахстана) было открыто еще в 1979 году в рамках советской государственной программы по поиску перспективных углеводородных месторождений.

22.08.2011
Террористы-сметники. Кто они?
Наиболее опасное проявление терроризма в последние два десятилетия, с точки зрения последствий имевших место террористических актов и сложностей в работе по их предотвращению, является использование боевиков-смертников в деятельности ряда террористических организаций.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100