ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География КАЗАХСТАНА
Государственный и Политический строй КАЗАХСТАНА
Экономика КАЗАХСТАНА
Общество и Культура КАЗАХСТАНА
История КАЗАХСТАНА
Руководители Казахстана (1920-2003)
Казахская ССР ( данные БСЭ)
Казахстан ( данные ЦРУ)
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

ЭТО ИНТЕРЕСНО
"Золотое кольцо" Шелкового пути, или какие тайны хранят древние города Казахстана
Казахская кухня
Символы Азии: Соколиные охотники «беркутчи»
Необычно - изысканные современные салаты
Как правильно выбрать арбуз?
Казахские национальные традиции

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА КАЗАХСТАН
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Роль Казахстана в обеспечение региональной безопасности
08.07.2011
Автор: Вафо Ниятбеков
Роль Казахстана в обеспечение региональной безопасности

Завершение противостояния двух военно-политических союзов с исчезновением восточного блока снизило опасность начала крупномасштабной войны, в том числе ядерной. Однако, данный процесс не привел к устранению таких угроз, как попытки нарушить стратегический баланс в мире, распространение оружия массового поражения, международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, контрабанда оружия, этнорелигиозный экстремизм и др.
Проблемы безопасности в центрально-азиатском регионе носят достаточно сложный и своеобразный характер. Это, прежде всего, связано с трудностями, с которыми столкнулись государства Центральной Азии после обретения независимости: экономический упадок, нестабильность в обществе, политическая слабость. Центрально-азиатский регион является стратегически важным с геополитической точки зрения. Находясь на стыке нескольких цивилизаций, регион подвержен влиянию многих государств: России, США, Китая, Ирана, Турции, стран ЕС и др. Формирующаяся система региональной безопасности, отсутствие единого подхода к некоторым региональным проблемам, различные интересы в экономическом и политическом развитии региона создают основу для появления разногласий между государствами Центральной Азии.
Проблемы региональной безопасности носят как внешний, так и внутренний характер. Одним из вопросов насущного порядка является создание единой региональной системы безопасности. Это действительно является проблемой для региона, учитывая разность интересов государств в экономическом и политическом становлении региона. Сегодня возникает вопрос формирования данной системы, насколько она отражает современную геополитическую ситуацию и как она реагирует на глобальные процессы?
События последних нескольких лет показывают, что происходит трансформация данной системы безопасности. По крайней мере, система центрально-азиатской безопасности может реагировать на геополитические процессы, о чем свидетельствует преобразование формата Договора о коллективной безопасности в Организацию Договора о коллективной безопасности и процессы, происходящие в рамках ШОС. Усиление военно-политической составляющей в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества свидетельствует о начале формирования системы региональной безопасности, призванной гарантировать военно-политическую, социально-экономическую стабильность региона. 
Изменения, произошедшие в регионе за последние годы показывают, что прежде подходы к проблемам обеспечения региональной безопасности носили иной характер и речь в основном шла о внешней агрессии, однако специалисты пришли к выводу, что более взрывоопасными для региона являются неурегулированные проблемы между государствами Центральной Азии, такие как межэтнические противоречия, проблемы спорных территорий, распределение водно-энергетических ресурсов. Именно эти препятствия являются основными в формировании системы региональной безопасности.
Для Казахстана, вопрос обеспечения региональной безопасности стоит очень остро ведь помимо прочего, страна имела на своей территории ядерное оружие, достававшееся в наследство от бывшего СССР. Добровольный отказ Казахстана от своего ядерного потенциала и предоставленные ему гарантий безопасности со стороны ядерных держав стали факторами содействующими устранению традиционных военных угроз в регионе.
В целом политика Казахстана в области разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения обусловливается внешнеполитическим курсом Республики, основные принципы которого представляют собой приверженность упрочению международной безопасности, развитию сотрудничества между государствами, повышению роли международных организаций в урегулировании глобальных проблем и конфликтов. Следует отметить, что политика нераспространения Казахстана была начата еще в период существования СССР в 1990 г., когда произошло закрытие Семипалатинского ядерного испытательного полигона.
Республика Казахстан активно взаимодействует с мировым сообществом и ООН в процессе политического урегулирования и восстановления Афганистана при сотрудничестве с правительством ИГА. Безусловно то, что от нормализации обстановки в Афганистане зависят мир и безопасность во всем центрально-азиатском регионе.
Еще в ходе Берлинской конференции «Афганистан и международное сообщество – партнерство для будущего» (31 марта - 1 апреля 2004г.) делегация Республики Казахстан выдвинула предложение по формированию специальной программы восстановления Афганистана с участием центрально-азиатских государств, предусматривающей выработку согласованных мер для подключения Афганистана к формируемой транспортно-коммуникационной системе региона. Далее на Лондонской конференции по Афганистану (31 января - 1 февраля 2006 г.) Республика Казахстан поддержала Афганское соглашение между Правительством ИГА и Международным сообществом, устанавливающее перспективы возрождения афганской экономики, приоритетные социальные и экономические проекты, а также актуальные проблемы региональной безопасности, включая борьбу с производством и незаконным оборотом наркотиков. 
Взаимодействие в сфере обеспечения региональной безопасности — незыблемый внешнеполитический приоритет Казахстана. Роль Казахстана на сегодняшний день во всех региональных структурах, призванных оказывать содействие поддержанию стабильности, — ОДКБ, ШОС, СВМДА, весьма высока.
Рассматривая различные региональные организации, особо следует отметить СВМДА, так как инициатива о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии была выдвинута 5 октября 1992 года на 47 сессии Генеральной ассамблеи ООН президентом Казахстана Н.Назарбаевым, стержневой идеей, которой была задача формирования общеазиатской структуры, способной объединить государства азиатского континента в целях обеспечения стабильности и безопасности в самом обширном и поликультурном регионе мира.
Глобализация терроризма или международной организованной преступности требует тесного взаимодействия всех стран, прежде всего, на политическом уровне. Для успешной борьбы с экстремизмом и терроризмом необходимо принять меры, направленные на выявление экстремистских идеологий и политики, предупреждения и пресечения использования терроризма для достижения цели.  Факторы, способствующие проявлению угроз безопасности в регионе, требуют более тщательной проработки, что ставит перед странами Центральной Азии задачу по их совместной реализации.
В деле обеспечения социальной и политической стабильности, экономического роста в Центральной Азии как основы сохранения региональной безопасности наиболее существенным являются следующие направления внешнеполитической деятельности Казахстана:
• Формирование эффективной системы региональной и национальной безопасности. Содействие урегулированию ситуаций в конфликтогенных зонах в сопредельных с Центральной Азией странах, особенно в Афганистане;
• Сохранение политической и макроэкономической стабильности в регионе, устойчивости национальных политических систем на основе усиления роли демократических институтов, социально-экономического развития и повышения уровня и качества жизни населения;
• Преодоление географической замкнутости и геополитической периферийности. Активное вхождение экономик центрально-азитских стран в глобальное торгово-экономические отношения и адаптация национальных экономических моделей к механизмам глобального рынка. 
Сегодня в регионе Центральная Азия очень остро стоит вопрос об обеспечении продовольственной безопасности. В данной связи следует отметить, что Республика Казахстан удовлетворяет потребности в пшенице и муке соседних стран. Традиционные импортеры казахстанского зерна — Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан. Перед Казахстаном стоит проблема вывоза зерна на экспорт, что сказывается на ситуации с продовольственной безопасностью в Центральной Азии. И следует отметить, что Республика Казахстан за последние три года, когда вопрос о поставках зерна стоял очень остро на всем мировом пространстве, сделал многое для центрально-азиатских республик.
Безусловно, в проблемах региональной безопасности Казахстан следует сугубо прагматичным соображениям, сущность которых сводится к следующему: стабильность в отдельно взятой стране в современных условиях может быть обеспечена только за счет создания вокруг нее так называемого «пояса безопасности», в данной связи, это сотрудничество с соседними государствами в осуществлении коллективных мер по поддержанию в Центральной Азии мира и стабильности.

Список использованной литературы:
Лаумулин  М. Столкновение интересов в Центральной Азии  на современном этапе// Центрально-азиатское агентство политических исследований.-2003. С -156 -162
Рахматов И.Р. Афганистан и геополитическая обстановка Центральной Азии//Афганистан: возрождение и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции. Душанбе, 2005. С.15. (122)
Султанов Б. Актуальные проблемы обеспечения безопасности в Центральной Азии//Центральная Азия: состояние и перспективы регионального взаимодействия: Мат-лы VI Ежегод. Конф. (г. Алматы, 11 июня 2008 г.)/ Отв. Ред. Б.К. Султанов. – Алматы: КИСИ при Президенте РК , 2008. – С.52  

Источник: easttime.ru

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://easttime.ru/analitic/1/3/983.html
Вернуться Центральная Азия Казахстан Роль Казахстана в обеспечение региональной безопасности Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Узбекистан: кризис власти неизбежен
Запад и "андижанское дело"
Состав афганского парламента
Талибан переходит в наступление
СМИ Узбекистана «не заметили» очередную киргизскую «революцию»

 
КАЗАХСТАН АНАЛИТИКА

20.09.2011
Европейское присутствие в северо-каспийском проекте Казахстана: хронология, объемы добычи, маршруты поставок, перспективы и риски
Разработка нефтяного и газоконденсатного месторождения «Кашаган» – Северо-каспийский проект (Западно-казахстанская область, северо-западная часть Казахстана) – крупнейший нефтегазовый проект с участием иностранных, в первую очередь, европейских компаний на территории Казахстана

24.08.2011
Европейское присутствие в карачаганакском проекте Казахстана: хронология, объемы добычи, маршруты поставок, перспективы и риски
Нефтяное и газоконденсатное месторождение «Карачаганак» (Западно-Казахстанская область, северо-западная часть Казахстана) было открыто еще в 1979 году в рамках советской государственной программы по поиску перспективных углеводородных месторождений.

22.08.2011
Террористы-сметники. Кто они?
Наиболее опасное проявление терроризма в последние два десятилетия, с точки зрения последствий имевших место террористических актов и сложностей в работе по их предотвращению, является использование боевиков-смертников в деятельности ряда террористических организаций.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100