ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География КЫРГЫЗСТАНА
Государственный и Политический строй КЫРГЫЗСТАНА
Экономика КЫРГЫЗСТАНА
Общество и Культура КЫРГЫЗСТАНА
История КЫРГЫЗСТАНА
Руководители КЫРГЫЗСТАНА (1922-2000)
Киргизская ССР ( данные БСЭ)
КЫРГЫЗСТАН ( данные ЦРУ)

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Джусуп Баласагын - автор выдающегося произведения тюркоязычной литературы 11 века «Благодатное знание»
Куриное жаркое с айвой
Как справиться с болью
Охота с беркутом - возрождение традиционного быта кыргызов
Киргизская кухня
Лянгар - пристань Ноева ковчега в горах под Самаркандом?

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА КЫРГЫЗСТАН
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Коррупция - мать революций
07.01.2012
Автор: Асанбеков М.К.
Коррупция - мать революций

Главной причиной двух прошедших в Кыргызстане политических революций, чудом не приведших к распаду страны, по общему мнению, является высокая степень коррумпированности государственной власти. Иначе говоря, революции происходили тогда, когда коррупция становилась необычайно активной и агрессивной, когда она приобретала гиперактивную форму. Такую форму, которая характеризуется неимоверным увеличением скорости и масштабов проводимых коррупционных операций, открытым и демонстративным пренебрежением чиновников к существующим законам. Если бы коррупция продолжала находиться в своей пассивной форме, независимо от глубины и широты ее внедренности в жизнь людей, в том числе и в государственное управление, не было бы этих революций. Дело в том, что в плохо организованной стране сами люди, в разной степени вовлеченные в коррупцию, начинают воспринимать ее как норму жизни. Умеренные проявления коррупции не вызывают у них острых реакций. Именно гиперактивность коррупции становится главной причиной революций и различного рода социальных протестов, так как при такой коррупции происходит резкое ухудшение социально-экономического положения населения.

Пассивная форма коррупции отличается скрытностью своего проявления, не замешанностью в нее руководителей государства, высокопоставленных чиновников и отсутствием режима безнаказанности за экономические преступления. Поэтому переход от пассивной формы развития коррупции к активной не является закономерным, он предопределяется случайными, ситуативными, большей частью субъективными факторами, или, как говорят, стечением обстоятельств. Формы коррупции не являются ни стадиями, ни уровнями ее развития. Они есть способы ее существования, появление каждого из которых обуславливается определенными условиями. Условием же перехода коррупции к своей гиперактивной форме развития является узурпация власти. Иными словами, коррупция приобретает гиперактивный характер тогда, когда устанавливается полный контроль одного человека, одной семьи или одного клана над всей государственной властью, так как только при таком контроле появляется реальная возможность снять все преграды, мешающие проводить коррупционные операции в нужном режиме. В такой ситуации государственные институты превращаются в инструменты наживы, а не управления. Подтверждением этих утверждений служит практика коррупционных режимов, которые устанавливали в нашей стране во времена своего правления экс-президенты А. Акаев и Б. Бакиев.

События развиваются в направлении узурпации власти, когда руководители государства и высокопоставленные чиновники оказываются вовлеченными в коррупцию. С этого времени в деятельности чиновников личная выгода начинает преобладать над государственными интересами. Вся их работа направляется на создание условий для личной наживы с использованием вверенных им властных полномочий. Такая ориентированность в конечном итоге подталкивает их к внесению изменений в конституцию и в другие важные законы. При этом изменения или принятия новой редакции конституции обычно заканчиваются концентрацией государственной власти в одних руках, т.е. небывалым увеличением полномочий верховной власти. А когда увеличение полномочий главы государства происходит в личных и групповых интересах, они приобретают характер узурпации власти. Ведь концентрация власти в одних руках диктуется не потребностью развития страны и общества, а чисто коррупционными целями. В прямом толковании происходит присвоение полномочий государственным лицом в большей, чем это необходимо, мере, что подпадает под определение «узурпация власти». Следовательно, все предложения, касающиеся внесения изменений в конституцию, законы и различного характера и уровня нормативные документы, в обязательном порядке должны рассматриваться и под этим углом зрения. Только при таком подходе к конституционному и законодательному процессам мы можем добиться стабильного и устойчивого развития нашей страны. На наш взгляд, выведение этих процессов вне личных и групповых интересов должно стать важнейшей задачей новой власти.

В настоящее время коррупция в нашей стране развивается в своей пассивной форме. Ее активизацию, причем с небывалой динамикой, как и в предыдущие предреволюционные годы, могут вызвать предстоящие политические события, связанные с формированием нового правительства, если они будут сопровождаться изменениями полномочий ветвей власти (имеется в виду концентрация власти в одних руках). Такой поворот событий вполне возможен, так как в централизации власти заинтересован управленческий аппарат, ведь при такой организации власти лучше обеспечивается устойчивость его положения. Процесс перехода коррупции к своей гиперактивной форме также ускорится, если руководство трех ветвей власти, включая ведущие телеканалы и газеты, займут представители одной политической силы. При коррумпированности наших высокопоставленных чиновников такое доминирование будет равносильно узурпации власти. Если верить газетной информации, многие высокопоставленные чиновники в какой-то степени замешаны в коррупции. Об этом говорят все громкие коррупционные скандалы последнего времени, начиная от передачи части акций MegaComа государству и реэкспорта горючего топлива в Таджикистан до закупки в Казахстане угля с повышенной радиацией. Избежать узурпации власти можно привлекая на руководящие должности представителей других политических сил, желательно молодых профессионалов, не замешанных в коррупционных делах и твердо настроенных бороться до конца с этим злом. Для этого есть все основания, так как и в парламентских, и в президентских выборах участвовали многие политические силы, поддерживавшие как человека, победившего на выборах президента, так и партии, добившиеся у народа мандата на законодательную деятельность.

Переходу коррупции в свою сверхактивную и агрессивную фазу в нашей стране созданы все условия, кроме концентрации власти в одних руках, которая, как обычно, осуществляется путем проведения «конституционных реформ». Кыргызстан за последние 20 лет превратился в одну из самых коррумпированных стран мира. Так, по оценкам международной организации «TRANSPARENCY INTERNATIONАL», в 2011 году в Индексе восприятия коррупции он занял 164 место из 182 стран (Независимая газета от 22 ноября 2011года). По различным сведениям, в том числе и по отчетам неправительственных организаций, ежегодный общий ущерб от незаконных финансовых операций составляет от 700 млн. до 1 млрд. долларов. Динамика годового роста среднего размера взяток составляет 20-30%. В 2010 году по годовому отчету Счетной палаты Кыргызской Республики финансовых нарушений во всех учреждениях, заведениях, предприятиях, в том числе в хозяйствующих субъектах, было выявлено в 10 раз больше, чем в 2009 году. Потери бюджета от коррупции составили 7781,5 млн. сомов, что по сравнению с 2009 годом больше в 2,5 раза. Можно представить, какие цифры мы бы увидели, если бы в отчете Счетной палаты, одного из самых коррумпированных государственных органов, были бы учтены все имевшиеся финансовые нарушения.

Все это говорит о том, что коррупции после апрельской революции не стало меньше, а наоборот, она продолжает расти, приобретая невиданные масштабы, и подошла к опасной черте, за которой стоит распад страны и разрушение кыргызской государственности. И этой опасной чертой является широкий охват коррупционным рынком политической сферы жизнедеятельности людей. Сейчас политическими силами и их лидерами открыто по принципам коррупционного рынка финансируются различные общественные движения, деятельность которых носит ярко выраженный антиобщественный и антигосударственный характер. В этом отношении очень характерными являются заявления лидера партии «Ата-Журт» К. Ташиева в теледебатах во время президентских выборов о том, что в его спортивном клубе занимаются 5000 человек, готовые его поддержать, если появится в этом необходимость, а также частые протестные действия других известных общественных объединений и движений. Действуют целые группы активистов, готовые за оплату вывести на митинги несколько тысяч человек (имеются списки конкретных людей с телефонными номерами). Словом, вместо категорического запрета подобной незаконной деятельности быстрыми темпами идет её профессионализация. По этим же правилам коррупционного рынка были переключены социальные протесты людей против ухудшающихся условий жизни в русло разрушительных межнациональных конфликтов в июне 2010 года на юге страны, в апреле того же года в селах Маевка и Пригородное. Вероятность использования данного метода провоцирования открытых конфликтов и в будущем становится вполне очевидной. Стало абсолютно обыденным создание общественных объединений на родоплеменных началах с целью оказания давления на государственную власть. При этом никто не обращает внимания на то, кто и как их финансирует. Правонарушения и преступления, имеющие какое-то отношение к людям, занимающим высокие должности (пример - история встречи спикера ЖК КР А. Келдибекова с криминальным авторитетом К. Кольбаевым) говорят о том, что не приостановлен и процесс сращивания коррупционных чиновников и стремящегося к власти преступного мира. Проникновение во власть членов различных организованных преступных групп продолжается, как и прежде.

С каждым годом у людей усиливается убеждение в том, что причиной всех существующих в стране проблем, в том числе ухудшения условий жизни и быстрого расслоения общества на богатых и бедных, является коррупция. Это подтверждается результатами проведенных автором данной статьи в мае 2007 и в апреле 2011 годов повторных социологических исследований с целью определения динамики и направления социальных изменений в Кыргызстане. Так, если в мае 2007 года на вопрос «Сейчас появилось много богатых людей. Что помогло, на Ваш взгляд, им разбогатеть», 65% опрошенных ответили – коррупция, подкуп госчиновников, разграбление госсобственности, ранее занимаемая влиятельная должность - (все эти три ответа, так или иначе относятся к коррупции), то в апреле 2011года количество ответивших подобным образом достигло 78,4%. Что самое интересное, в ответах на эти вопросы не отмечено заметное влияние таких характеристик респондентов, как возраст, образование, профессия, национальность и место проживания. Значит, негативное влияние коррупции практически всеми слоями общества понимается и оценивается одинаково. Кроме того, эти данные полностью опровергают утверждение некоторых ученых об обусловленности коррупции особенностями культуры и менталитета отдельных этносов.

В этих двух с интервалом в четыре года проведенных социологических исследованиях наблюдается такой же рост количества опрошенных, связавших распространение бедности среди населения с коррупцией власти (см. Таблица № 1). Более того, из десяти, казалось бы, важных указывающих на реальные причины бедности ответов почти половина опрошенных отметила коррупцию властей. Особо обращает внимание и то, что большая часть указавших на коррупцию властей как основную причину бедности - это люди, оценившие свое материальное положение как неудовлетворительное, т.е. бедные. Когда более 60% населения находятся за чертой бедности, открытые, вызывающие проявления коррупционности высокопоставленных чиновников (активизация коррупции характеризуется именно таким поведением должностных лиц) может вызвать социальный взрыв. При отсутствии организованных политических сил и лидеров, которым доверяли бы люди, вполне правомерные протесты приобретают стихийный, а значит, разрушительный характер. Сейчас, когда люди начинают чувствовать себя в очередной раз обманутыми (коррупционность власти не уменьшается, а наоборот, увеличивается, и она становится неподвластной никому), их доверие становится почти недостижимым. Не случайно в народе ходит легенда о том, что вот-вот придет молодой человек, в одних случаях это воспитанник В. Путина, в других - получивший хорошее образование в развитых странах, где нет коррупции, и вытащит страну из ямы. У народа не осталось доверия к ныне действующим политикам. Он как никогда готов всем сердцем идти за своей мечтой (за этим молодым человеком). Поэтому он с надеждой смотрит на каждого приехавшего из других стран молодого человека с намерением принять участие в парламентских или президентских выборах. К сожалению, на эксплуатации этой его мечты построены действия политиков, направленные на то, чтобы добиться на выборах поддержки российских политиков, и возвеличивание Манаса – спасителя кыргызского народа.

Таблица №1

Основные причины бедности (ответы на вопрос: Чем вызвана бедность?)

 

2007 г

2011 г

 

Кол-во чел

%

кол-во чел

%

Нерешительностью, пассивностью.

37

3,7

2 6

2,6

естностью, принципиальностью.

152

15,2

141

14,1

Ленью.

53

5, 3

42

4, 2

Нежеланием учиться, повышать квалификацию,

35

3,5

31

3,1

Плохим здоровьем.

32

3,2

25

2,5

Невозможностью получить хорошее образование.

57

5,7

39

3,9

Отсутствием стремления к успеху.

67

6,7

42

4,2

Боязнью риска.

21

2,1

19

1,9

Отсутствием возможности получить хорошую работу

226

22,6

194

19,4

Коррупцией власти

312 

31,2

416

41,6

Другое

18

1,8

27

2,7

Итого

1000

100

1000

100

 

В Кыргызстане, несмотря на частую смену власти, успешно функционируют во всех отраслях хозяйства и в различных ведомствах давно созданные коррупционные схемы (незаконные способы отвода средств от поступления в бюджет государства). Классическим примером таких схем являются способы подкупа чиновников для сохранения невыгодного для Кыргызстана распределения средств от продажи золота, добытого в Кумторе. В этом отношении, начатая лидером партии «Ар-Намыс» Ф. Куловым работа по выявлению коррупционных схем должна быть продолжена (в январе 2011 года им в Жогорку Кенеше был представлен отчет о коррупционных схемах, существующих в Кыргызстане). Правоохранительным органам предстоит большая работа и по выявлению коррупционных сетей - личных отношений чиновников и представителей бизнес структур по оказанию взаимных услуг, а также неформальных взаимодействий чиновников по вертикали управления в одном ведомстве, по горизонтали между ведомствами с целью личного обогащения путем выгодного распределения бюджетных средств конкретным государственным и частным структурам. Данные виды коррупции отличаются непрерывностью. Их опасность заключается в том, что именно они в первую очередь способствуют разрушению системы нормативного государственного управления и служат основными способами вовлечения высокопоставленных чиновников в коррупцию.

После революции коррупция не только не потеряла свои позиции, а наоборот, укрепилась. Почти в нетронутом виде сохранен управленческий аппарат, поскольку смена власти коснулась только самого верхнего его эшелона. В свою очередь, управленческому аппарату удалось сохранить нетронутыми все существовавшие ранее коррупционные схемы и сети, через которые в карманы чиновников уходило большое количество денег. Более того, он с легкостью вовлек в коррупцию пришедших к власти на революционной волне высокопоставленных чиновников. Так как многие из них в разное время занимали высокие государственные должности, они сами оказались мастерами изобретения коррупционных схем (примеры приведены выше). Также, большая часть акаевских и бакиевских коррупционеров вернулась к власти, активно участвуя в парламентских выборах 2010 года. Судя по первым назначениям А. Атамбаева, полный возврат к власти коррупционеров завершится в первые же годы его президентства. Недаром говорят, что его президентские выборы проведены акаевскими кадрами. Все больше в общественное сознание насаждается мнение о невозможности устранения коррупции. До сих пор остается не выработанной идеология ее неприятия человеком и в целом обществом.

При нынешней коррумпированности государственного управления внесение изменений в конституцию в сторону укрепления президентской власти будет означать, что страна шагнула к очередной политической революции, так как будет устранен единственный сдерживающий коррупцию от перехода к своей сверхактивной фазе фактор.

Источник: easttime.ru

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://www.easttime.ru/analitic/1/4/1033.html
Вернуться Центральная Азия Кыргызстан Коррупция - мать революций Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Туркменистан начинает войну...с наркоманией. Кто его союзники?
Российский крен туркменской дипломатии
В Чуйской области Кыргызстана велика вероятность провокаций со стороны криминальных структур
Правовой аспект борьбы с организованной преступностью на современном этапе.

 
КЫРГЫЗСТАН АНАЛИТИКА

08.01.2012
Эпоха политической активности женщин в Кыргызстане
Последние десятилетия феминизм стал играть важную роль в политической жизни современного мира. Политическая практика феминистского движения привела не только к резкому возрастанию активности женщин во всех сферах общественной жизни, но и изменила сам дискурс современной политики.

08.01.2012
Один в поле не воин или кровавая «арабская» весна в Средней Азии
Ситуация в регионе Средней Азии медленно, но стабильно движется в сторону дестабилизации. Первым во все перипетии «демократических» реформ был ввергнут Кыргызстан. Выгнав из страны двух президентов, наступавших на одни и те же грабли семейного подряда в управлении страной, Кыргызстан столкнулся с новыми вызовами внутри государства.

06.01.2012
Окажется ли устойчивой парламентская форма правления в Кыргызстане?
Вокруг парламентской модели государственного устройства Кыргызстана по-прежнему кипят жаркие дискуссии. Следует отметить, что кыргызстанское общество до сих пор достаточно неоднозначно воспринимает очередной политический эксперимент, который был наспех устроен в момент полной политической неразберихи.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100