ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География КЫРГЫЗСТАНА
Государственный и Политический строй КЫРГЫЗСТАНА
Экономика КЫРГЫЗСТАНА
Общество и Культура КЫРГЫЗСТАНА
История КЫРГЫЗСТАНА
Руководители КЫРГЫЗСТАНА (1922-2000)
Киргизская ССР ( данные БСЭ)
КЫРГЫЗСТАН ( данные ЦРУ)

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Легенды Алатоо. Высокогорное озеро Сон-Кель - край непуганых птиц и забытых преданий
Творог творит здоровье
Лен - древнейший лекарь
Праздники
Каньон «Сказка» в сердце Пестрых гор
Охота с беркутом - возрождение традиционного быта кыргызов

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА КЫРГЫЗСТАН
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Один в поле не воин или кровавая «арабская» весна в Средней Азии
08.01.2012
Автор: Салиев Аман
Один в поле не воин или кровавая «арабская» весна в Средней Азии

Ситуация в регионе Средней Азии медленно, но стабильно движется в сторону дестабилизации.

Первым во все перипетии «демократических» реформ был ввергнут Кыргызстан. Выгнав из страны двух президентов, наступавших на одни и те же грабли семейного подряда в управлении страной, Кыргызстан столкнулся с новыми вызовами внутри государства. Прошлогодние события на юге республики, повлекшие гибель людей, ясно продемонстрировали государству, что при разложении вертикали власти и полном отсутствии четкой стратегии в межэтнической политике, вопрос потери территориальной целостности всегда будет актуален на фоне крайне низкого уровня образования определенной части населения южных регионов, а также высокого уровня коррупции в органах местного самоуправления и силовых структурах юга Республики. Узколобый национализм, выдаваемый за патриотизм, стал довольно четко прослеживаться в выступлениях ряда чиновников и политиков и успешно эксплуатируется некоторыми политиками в среде малограмотного населения. По оценкам экспертов, региональное противопоставление в КР усилилось с приходом во власть Бакиева и в настоящее время снизить степень влияния этого атавизма на социально-общественные отношения в короткие сроки не представляется возможным.

Очевидным показателем усиления трайбализма в обществе являются последние президентские выборы, когда особо остро ощущался региональный аспект проблемы. Оказалось, что при выборе кандидата в президенты для простых людей не важен уровень компетентности и морально-этический аспект руководителя страны. Главным мотивом в формировании симпатий выступает региональная принадлежность кандидата в президенты.

Все это ставит перед руководством страны новые и не простые задачи, для решения которых властям будет необходимо в корне пересмотреть все «прогнившие» схемы управления государством.

Парламентаризм, дающий с одной стороны возможность избежать узурпации власти, показывает, что общество Кыргызстана при региональных, родовых и клановых делениях довольно своеобразно воспринимает эту европейскую модель управления страной.

В первые месяцы парламентских заседаний народные избранники ставили на обсуждение зачастую странные вопросы «государственной важности». Так, некоторые депутаты предлагали изменить цвет государственного флага, другие парламентарии вовсе проводили обряды по изгнанию злых духов из здания парламента. По их мнению, наверное, таким вот образом страна должна была выйти из моря проблем социально-экономического характера.

При этом ни один из депутатов не предложил внятных и практических шагов по решению конкретных задач хотя бы в одной из сфер государственной политики. Эксперты полагают, что такие вот акции народных избранников лишний раз показывают низкий уровень политической культуры чиновников КР.

Множество образованных и компетентных госслужащих становятся заложниками узколобых и коррумпированных чиновников высшего звена без соответствующего образования и опыта работы, которые буквально ломают все те проекты и схемы, которые оказали бы ощутимую поддержку в деле налаживания в КР эффективной экономической и политической составляющей.

В республике народ стал действительно влиять на политику. После смещения двух президентов чиновничий аппарат осознал, что гнев населения может стать реальным механизмом смены власти. Вместе с тем, ряд деятелей и политиков «кормят» народ громкими, но абсолютно не эффективными с точки зрения разумной политики лозунгами. Ряд политиков время от времени поднимает в СМИ вопрос важности перевода всего делопроизводства на кыргызский язык при этом ни один из таких вот заявителей не сделал ничего для того, чтобы перевести на родной язык хотя бы один учебник среднего образовательного учреждения, не говоря уже о концептуальных трудах в сфере фундаментальных наук на академическом уровне. Понятно, что это делается лишь для того, чтобы набрать очки у населения в регионах, спекулируя на росте народного самосознания и этнической самоидентификации. Однако, эти же чиновники не отдают себе отчета в том, что такие вот шаги будут только способствовать слому общего уровня образования и снижению уровня знаний русского языка, который и без того уже достиг критического уровня.

Приобщенние к мировой науке у кыргызов произошло благодаря русскому языку и посредством этого языка в настоящее время осуществляется познание практически всех современных достижений во всех сферах жизнедеятельности индивида в современном мире. И чем, по мнению ряда псевдопатриотов-националистов, они собираются в короткие сроки заменить всю внутреннюю систему получения населением достойных знаний, в котором присутствует русский язык, не ясно.

Определенная часть населения республики голосует по-прежнему сердцем, а не головой. А «сердце», как основной идейный мотив в принятии решений в среде населения, тоже переживает не лучшие времена. С общим упадком в стране уровня образования и кругозора в среде населения, ряд политиков для улучшения ситуации предлагают вывести из оборота русский язык, изгнать из парламента злых духов и перекрасить флаг в другой цвет. В такой ситуации замученное ложью население просто не в состоянии адекватно выбирать сценарии выхода из кризиса, которых по сей день пока от политиков не последовало. Узкий кругозор и мотивация к обогащению и улучшению условий для собственной семьи, рода или клана, а не государства по прежнему сильна уже в среде городского населения. Это становится причиной формирования как у населения, так и чиновников позиции, когда те уже не видят общей картины, а принимают решения исходя из отдельных удобных им фрагментов какой либо политической или иной деятельности. Такая ситуация отдаленно напоминает «банановые» республики, когда руководители этих государств, будучи у власти, занимались обогащением собственных семей с одной лишь целью - после ухода или свержения их с поста, бежать с ворованными миллионами, а может и миллиардами за границу и доживать там свою жизнь в достатке.

Вместе с тем, обе революции прошли в КР без перехода в фазу гражданского противостояния в обществе. Однако задачи, о которых заявили новые власти КР, только предстоит решать и пока у них еще есть доверие со стороны населения. Народ, как бы, дает властям возможность проявить себя. Эта страница пока остается открытой.

Сразу после двух революций в Кыргызстане братский Казахстан представлял своего соседа в государственных СМИ как очаг постоянной нестабильности. После первой «революции» перед летним сезоном гражданам Казахстана демонстрировали видеорепортажи с якобы имеющими место нападениями на казахстанских туристов. ТВ Казахстана показывало «ужасную» ситуацию в стране, в которой свергнут президент. В соседней республике у населения складывалась такая картина, как будто Кыргызстан ввергнут в море хаоса и беспорядков. Многие граждане РК, не раз отдыхавшие в Кыргызстане, тогда отказались от посещения озера Иссык Куль. После второй революции, напротив, несмотря на всю пропаганду в СМИ Казахстана, туристов из соседней республики в Кыргызстане было достаточно.

Вместе с тем, после событий в соседнем Кыргызстане, как после смещения Акаева, так и после смещения Бакиева, Казахстан начал активно реализовывать внутри страны гуманитарные проекты. Саммит ОБСЕ в Астане, председательство в Организации Исламская конференция вывели эту республику на первые полосы новостных лент в мировых СМИ. На фоне неспокойного Кыргызстана, Казахстан со всем его «нефтяным» изобилием представал как островок стабильности и прогресса в регионе. Социально-политическая ситуация в казахском обществе начала накаляться после того, как глава государства объявил себя лидером нации и его полномочия были продлены. Оппозиционные СМИ стали более активно муссировать тему бессменного лидера. На фоне всех достижений во внешней политике, кризис несменяемости власти стал привлекательным полем для работы оппозиционеров всех мастей. В соседнем Кыргызстане после свержения уже второго президента этот вопрос в среде населения был снят. Теперь руководству Кыргызстана предстоит решить проблему социальной защищенности населения, которую по схеме Международного валютного фонда будет решить крайне тяжело.

После череды революций и кровавого смещения ливийского лидера для республик нашего региона стало понятно, что отнюдь не бедность и не тяжелое экономическое положение в государствах Средней Азии является основной причиной «народного» гнева. Известно, что в той же Ливии степень справедливого распределения благ среди населения от реализации нефти была на весьма высоком уровне, о котором могут только мечтать обыватели в Европе. Свидетельством этому может быть также большое количество мигрантов не только из дальнего зарубежья, таких как Бангладеш и Пакистан, но и рабочие из соседних с Ливией арабских государств, прибывавших на территории этой страны в поисках заработка.

США и их союзники в свое время активно помогали Саддаму Хусейну в Ираке, снабжали оружием «талибан » в Афганистане, президент Франции Николя Саркози получал финансовую помощь от Муаммара Каддафи на президентских выборах. И это не было абсолютным показателем благосклонности Запада к этим режимам и их государствам. Остается также неясным: какую альтернативную систему хотели бы предложить арабам европейцы с американцами в условиях родоплеменного и кланового деления населения с серьезным религиозным сегментом во внутренней политике в «реформированных» государствах.

Однозначно, что ситуация в «реформированных» американцами странах не решит основных вопросов населения, не обеспечит им социальную защищенность и не даст гарантий на завтрашний день. При отработанных сценариях, когда правящее меньшинство, лояльное к США, будет снабжаться оружием и финансами, а остальная часть населения будет в условиях «свободного» рынка бороться за выживание, ситуация в этих странах будет развиваться по предсказуемому для американцев сценарию. При этом республики региона не застрахованы от «реформ», имевших место в арабских странах.

Понятно, что арабская весна принесет благополучие только правящим кругам, их семьям и кланам. Государства же в целом и их населения останутся на положении выживающего. Кредиты, которые не доходят до населения, гранты, часть которых будет уходить на оплату услуг специалистов из США и Европы – довольно известная схема работы «цивилизованного сообщества» в «авторитарных» государствах постсоветского пространства. Образование, здравоохранение и социальные гарантии станут доступными только для «сильного», умеющего «делать дела» меньшинства.

Казахстан также как и его соседи наряду с арабским миром не лишен во внутреннем общественно-социальном устройстве специфики родоплеменного и кланового деления. Наряду с темой несменяемости власти, «жузовые» противоречия будут только усиливать оппозицию, с которой уже активно работают в Европе. Аналогичная ситуация сложилась и в Узбекистане, где оппозиция, как религиозная, так и светская, находящаяся в изгнании, уже располагает готовыми сценариями развития страны. Однако, Узбекистан в отличие от Кыргызстана, Таджикистана и Казахстана выбрал собственную линию борьбы за сохранение конституционного строя. Узбекская оппозиция хорошо помнит и Андижан и сотни политических и религиозных заключенных, замученных и убитых в тюрьмах.

Примечательно, что «андижанская» бойня в Узбекистане имела место после «первой» революции в Кыргызстане, а межэтническая резня на юге КР произошла сразу вслед за второй кыргызской «революцией». Миру хорошо известны также и способы работы узбекских силовых структур, когда любая оппозиция находится вне закона, и самые незначительные протесты могут стать причиной для заключения человека в тюрьму или психдиспансер.

Эксплуатируя тему важности обеспечения северных путей снабжения военного контингента НАТО в Афганистане, Узбекистан, не взирая на все протесты международных организаций, смог убедить США и их союзников воздержаться от его «реформирования». Однако, как долго продлятся «каникулы» для Ташкента, никто не берется прогнозировать.

В условиях тотального преследования любого инакомыслия, с кажущейся лояльностью народа к правящему режиму, с учетом крайне специфического менталитета местного населения, вопрос социально-политического взрыва в Узбекистане может возыметь место в самый неожиданный момент. И официальный Ташкент прекрасно это понимает.

Так, по сообщению www.islamnews.ru., в стране с начала мая текущего года усилены меры безопасности: по улицам столицы курсируют группы представителей правоохранительных органов, которых стало заметно больше за последнее время. Фактически в республике введен «режим чрезвычайной ситуации (ЧС)». По словам местных жителей, даже кассы по продаже жетонов для проезда в метро выведены наружу, чтобы «не допускать скопления большой массы людей в одном месте». На станциях метро установлены металлические рамки, через которые проходящих пассажиров осматривают милиционеры с собаками, а человека с большой сумкой сразу же вызывают на разговор, или могут провести в отдельную комнату для более тщательного допроса и осмотра. Домой к жителям приходят участковые милиционеры, активисты махалли (органа территориального самоуправления), рассказывают о достижениях страны и призывают не поддаваться на провокации, сообщает издание.

Узбекистан дистанцировался от ОДКБ, со всеми соседями у него сложились крайне непростые отношения. Складывается такое ощущение, что официальный Ташкент начал играть ва-банк. Однако, насколько разумен был это выбор покажет время. Вместе с тем эксперты отмечают, что в республиках региона за исключением Кыргызстана вопрос несменяемости режимов, может стать причиной того, что их могут поменять извне. В будущем государствам региона будет необходимо выработать четкие механизмы сменяемости власти в интересах государства, а не правящих элит. Именно это позволит снять значительную долю напряженности в обществах региона. Вторым значимым приоритетом в политике должно стать нахождение реальных путей для достижения социальной защищенности населений государств региона. Кыргызы, сняв одну проблему, стоят перед решением второй, гораздо более сложной по защите собственных рынков и территорий от экономического порабощения, где нет места достойному образованию и медицине для большинства населения.

После целой череды либерально-демократических реформ, имевших место в республиках сразу после обретения независимости, прежде всего, в экономическом и производственном секторе, население республик столкнулось с такими реалиями как бедность, невероятный уровень коррупции, политическая и социальная нестабильность, а главное - отсутствием у большинства людей четкой перспективы на будущее. Привычные и нормальные схемы получения образования, возможность трудоустройства по специальности, а также карьерный рост стали во многом невозможными по причине тотального слома некогда единой системы производственных и экономических отношений.

Известно, что залогом благополучия любого государства может быть эффективная экономика и производство, а также надлежащий уровень соблюдения закона, который для всех должен быть один. Фундаментом для этих двух составляющих является высокий уровень образования и правовой культуры. А эффективную работу этой системы может обеспечить только качественная работа органов внутренней и внешней безопасности.

Теперь, давайте взглянем на то, что мы имеем сейчас в своих отдельно взятых государствах. Часть республик, по воле Бога, получили определенные ресурсы, экспортируя которые, они укрепляют институты государства, однако, при этом население в этих странах по-прежнему сталкивается с бедностью и выезжает на поиски работы в дальнее зарубежье и Россию, где нередко люди с высшим образованием занимаются самой черной работой. Другие государства прозябают, выпрашивая кредиты у МВФ, что в конечном итоге приводит к полному контролю экономики со стороны внешних управленцев, мало интересующихся реальным благополучием местного населения.

В этом ключе вопрос сохранения материальных благ для населений государств региона становится как никогда актуальной темой. Однако в одиночку наши государства будут просто не в состоянии защитить себя. Любой разумный человек понимает, что наиболее важным межгосударственным сотрудничеством на основе взаимного интереса могут быть отношения, прежде всего, с соседями. Тем более, что практически весь ресурс производственно-экономического сектора государств нашего региона в прошлом был ориентирован именно на совместную со всеми государствами СНГ работу. Получив независимость, мы в полной мере так и не смогли ориентировать собственные рынки, инфраструктуру экономики и сельского хозяйства на работу по схеме «нового мирового порядка». Получая кредиты и ориентируясь на экспорт сырья, во многом был сломлен целый пласт производственно – материальной базы, что привело к росту безработицы и появлению первобытного капитализма, где до сих пор нет реально здоровой конкуренции, а многое ориентировано на обычную перепродажу товаров.

Другой проблемой стал рост нездорового национализма, граничащего с расовой нетерпимостью. Прошлогодние события в Оше наглядно демонстрируют то, о чем думает часть населения юга Кыргызстана, стремясь построить территориальную автономную единицу, по сути, на основе этнической доминанты. А ряд горе-аналитиков из соседнего Узбекистана и европейских стран полагает, что это будет лучшим решением проблемы, в то время как недостаточно глубоко оценивают степень вероятного возникновения аналогичных процессов и в собственной стране.

С усилением процессов дезинтеграции в государствах Содружества есть основание полагать, что процессы роста национализма и территориальных споров будут только усиливаться и каждое отдельно взятое государство вряд ли сможет в одиночку разрешить эти проблемы. Никто из экспертов в наших республиках не в стоянии дать внятный и ясный ответ на вопрос: каким образом в наших государствах можно снизить уровень безработицы и обнищания. Обычно, в таких случаях предлагаются традиционные схемы постсоветской модели. Государству региона рекомендуют взять очередной кредит у МВФ и усилить борьбу с коррупцией. При этом у государственных служащих и работников силовых структур заработная плата не позволяет решать даже часть проблем по обеспечению семьи достойной жизнью.

На этом фоне США активно продвигают проект построения глобальной системы миропорядка с управлением из одного центра силы, который рассматривает наши государства как ресурсную базу или же, как полигон для военных маневров. При этом жизнь человека оформлена в обертку «защиты его прав и свобод», а на деле, это оборачивается реализацией очередного геополитического проекта, где вопросы прав человека носят лишь символический характер или же приобретают отчетливые очертания двойных стандартов.

Все мы - соседи по бывшей великой стране, где в наших странах были построены заводы, фабрики, учебные и научные заведения, где жизнь человека была приоритетной целью государства, как залог успешного и здорового развития большой страны. В данном случае не надо быть супераналитиком, чтобы видеть до какого уровня сейчас скатилась цена жизни и здоровья индивида.

Эксперты полагают, что основные проблемы интеграции и совместного сотрудничества наших государств по региону и СНГ заключены в том, что интересы определенных коммерческих и политических групп порой выдаются за интересы государства, а геополитическая целесообразность совместного сотрудничества подменяется аргументами в пользу коммерческого прагматизма. В этом случае реальные потребности самих стран и населения остаются не учтенными. Уверено можно утверждать, что при определенной совместной работе мы сможем прояснить множество проблемных вопросов и, наконец, начать работу по выработке реально действенных механизмов совместного сотрудничества по всем направлениям для защиты наших государств от внешних «реформ».

Постоянный адрес статьи: http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=14242

 

Источник: easttime.ru

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://www.easttime.ru/analitic/1/4/1034.html
Вернуться Центральная Азия Кыргызстан Один в поле не воин или кровавая «арабская» весна в Средней Азии Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
История киргизской революции
СЕМЬ ДНЕЙ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ КИРГИЗСТАН: ХОТЕЛИ РЕВОЛЮЦИЮ, ПОЛУЧИЛАСЬ КОНСТИТУЦИЯ
Развитие кыргызского сценария
"Дубль" Ниязова не предвидится
Пока парламент Киргизстана решает законодательный ребус, кандидат в премьеры ждет за дверью

 
КЫРГЫЗСТАН АНАЛИТИКА

08.01.2012
Эпоха политической активности женщин в Кыргызстане
Последние десятилетия феминизм стал играть важную роль в политической жизни современного мира. Политическая практика феминистского движения привела не только к резкому возрастанию активности женщин во всех сферах общественной жизни, но и изменила сам дискурс современной политики.

07.01.2012
Коррупция - мать революций
Главной причиной двух прошедших в Кыргызстане политических революций, чудом не приведших к распаду страны, по общему мнению, является высокая степень коррумпированности государственной власти. Иначе говоря, революции происходили тогда, когда коррупция становилась необычайно активной и агрессивной, когда она приобретала гиперактивную форму.

06.01.2012
Окажется ли устойчивой парламентская форма правления в Кыргызстане?
Вокруг парламентской модели государственного устройства Кыргызстана по-прежнему кипят жаркие дискуссии. Следует отметить, что кыргызстанское общество до сих пор достаточно неоднозначно воспринимает очередной политический эксперимент, который был наспех устроен в момент полной политической неразберихи.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100