ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География КЫРГЫЗСТАНА
Государственный и Политический строй КЫРГЫЗСТАНА
Экономика КЫРГЫЗСТАНА
Общество и Культура КЫРГЫЗСТАНА
История КЫРГЫЗСТАНА
Руководители КЫРГЫЗСТАНА (1922-2000)
Киргизская ССР ( данные БСЭ)
КЫРГЫЗСТАН ( данные ЦРУ)

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Национальные игры
Зимой картофель опасен для здоровья
Махмуд Кашгарский – выдающийся учёный Центральной Азии
Как справиться с болью
Кыргызские борзые – порода бесстрашных и отважных охотников
Иссык-Ата - горячие недра Кыргызского хребта

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА КЫРГЫЗСТАН
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Эпоха политической активности женщин в Кыргызстане
08.01.2012
Автор: Солтоева Айжан
Эпоха политической активности женщин в Кыргызстане

Последние десятилетия феминизм стал играть важную роль в политической жизни современного мира. Политическая практика феминистского движения привела не только к резкому возрастанию активности женщин во всех сферах общественной жизни, но и изменила сам дискурс современной политики. Вторая половина XX века явила миру новый феномен политической жизни – своего рода прорыв женщин в высшие эшелоны власти. В ряде стран Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки они взяли власть в свои  руки.

Феминистские движения принесли с собой некий бунт, вызванный развитием сознания женщины, которая может бороться, отстаивать свои интересы, выдвигать требования и, конечно же, делать так, чтобы ее услышали. В последние столетия появление феминизма, как идеологии, рассматривается как прогрессивное явление, когда женщина становится наравне с мужчиной и выполняет социально значимые обязанности для общества. Движения за право голосования, за равные с мужчиной права, право на самореализацию, образование, право выбора и т.д. – это все является борьбой не феминистки, а человека, рожденного женщиной.

Представительницы прекрасного пола доказали, что проблемы мирового характера подвластны не только грубым, жестким, критическим, мужским умам, но и хрупким, нежным женским сердцам. Говорят, что женщина и политика – две вещи несовместимые, однако мы в который раз убеждаемся в обратном. В последние годы все более и более проявляется тенденция независимости женщин. Качества мужчины – защищать и принимать решения – проявляются все слабее, слабее. А женщины все чаще становятся ответственными и за себя, и за свою жизнь. Большинство наших проблем – это не проблемы отдельно мужчин или отдельно женщин. Это проблемы нашей жизни и надо решать их вместе. Жизнь женщины-политика – это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать. Они «ведут за собой, а не следуют», день за днем упорно работают над собой, не признают слов вроде «Я не могу» или «Это слишком трудно». Сами создают свой собственный разум. Никогда ничего не делают только по той причине, что так делают твои друзья. Эта положительная черта характера, которой можно восхищаться. Эти решительные и уверенные женщины–политики не собираются капитулировать перед всеотрицающими бюрократами, потому что у них достает мужества придерживаться своих убеждений. Возможно, именно женщины спасут нашу планету от всех разрушений и несчастий, которые она претерпела, именно женщины будут способствовать миру на земле.

Чтобы женщины в той же мере, что и мужчины участвовали в общественных процессах как полноценные субъекты политики необходимо гендерное равноправие, которое достижимо посредством осуществления целого ряда политических мер. Они определены в рекомендациях ряда международных документов по достижению гендерного равенства. Среди прочих можно выделить следующие:

·        реформирование правовых и экономических институтов с целью установления равных прав для женщин и мужчин;

·        поощрение такого экономического развития, которое будет способствовать более справедливому распределению ресурсов и их использованию;

·        принятие актуальных мер по выравниванию устойчивых несоответствий в сферах доступа к ресурсам и возможности для выражения своих интересов.

Несмотря на то, что у Кыргызстана имеется вся необходимая законодательная база для обеспечения гендерного равенства, в реальности у руководства страны не просматривается четко определенной позиции по данному вопросу. Остается много разных форм гендерного неравенства и подавляющее число «кресел» занимает все-таки сильная половина страны.

С целью разрешения этого вопроса, Президентом страны был подписан Указ «О мерах по совершенствованию гендерной политики», который должен обеспечить не менее 30-ти процентного представительства женщин Кыргызской Республики в государственных органах и органах местного самоуправления, в том числе и на уровне принятия решений. Согласно документу, все проекты нормативно-правовых актов республики должны подлежать обязательной гендерной экспертизе и при объявлении конкурса на замещение вакантной должности на государственной и муниципальной службе, должен обеспечить равные условия и возможности участия в них лиц разного пола.

В реальности же, подписанные Указы не всегда полностью реализуются на практике. Например, предыдущий Указ К. Бакиева о сокращении количества госслужащих коснулся, прежде всего, женщин, которые были отстранены от должностей заместителей министров, губернаторов и акимов. А принятый закон «Об основах государственных гарантий обеспечения гендерного равенства в Кыргызской Республике» не исполняется вообще. Принятые ранее руководством страны множество Конвенций, касающихся изменения положения женщин Кыргызстана, законодательно хоть и предусматривают создание условий для активного участия их в политической жизни страны, в реальности остаются нереализованными, и женщины недостаточно представлены в общественной и политической жизни.

Женщины на политической арене Кыргызстана занимают все еще весьма скромное место. Имидж женщины, как политика или общественного деятеля субъективно воспринимается массовым сознанием как неполный, недостаточный. К разряду традиционных заявлений можно смело отнести высказывания следующего рода: «увидев женщину в политике, ищи рядом мужчину, который ей помог оказаться там».

Во многом это происходит в силу отсутствия информационной политики по продвижению адекватных образов женщин-политиков, из–за низкого уровня профессионализма стихийно-самодеятельных информационных кампаний, организуемых отдельными женщинами-политиками, как правило, в период выборных кампаний. В КР нет специальных исследований восприятия электоратом тех или иных агитационно-рекламных кампаний, влияния предвыборной агитации и рекламы на итоги голосования и др.

Почему же женщины не могут занять достойное место в политике, учитывая упразднение ценза пола и наличия ключевых механизмов поддержки женского политического лидерства? Ответ на этот вопрос не так очевиден и радикален, как может показаться на первый взгляд. Специалисты в разных областях, стараясь ответить на него, делают акценты на различных факторах. Одни указывают на социально–культурные аспекты, другие на неготовность нормативных положений, кто–то ссылается на отсутствие эффективной системы мониторинга за продвижением политики равенства, строгой отчетности и ответственности государства по достигнутым результатам. Политические партии могут быть и уже являются действенным инструментом для построения в КР паритетной демократии, но для изменения гендерного режима внутри партий и ценностных установок партийных лидеров необходимо гендерное обучение. Процесс этот важно начинать именно сейчас, чтобы развитие партийной системы органично включало гендерные подходы и принципы.

Первое, в женщинах, в отличие от мужчин, есть такое свойство, дарованное природой – быть матерью. Пока женщина воспроизводит на свет очередного гражданина Кыргызстана, мужчина не стоит на месте, быстро развивается и делает карьеру, естественно, у него на то больше возможностей.

Второе, есть еще и такой момент, мы – восточная страна, с традиционным укладом жизни, где женщина была чуть позади мужчины, как говорят, прикрывая с тыла. И созданные стереотипы о месте женщины и ее образа жизни не дают нам избавиться от них. Еще один такой фактор, подтвержденный соцопросом – женщины больше доверяют мужчинам, то есть, изначально мужчина добытчик, воин, считается, что у него больше и интеллектуальных и физических способностей, нежели чем у женщин. К сожалению, такое явление имеет место быть, поэтому и устоялось такое мнение, что женщины друг друга не поддерживают.

В 2010 г., в нелегкие времена для нашей страны Р.Отунбаева стала первой женщиной - главой государства в Центральной Азии, традиционно патриархальном регионе. Но Кыргызстан имел уже в своей истории женщин-правительниц – Курманжан-датка, Жаныл-мырза. Более того, образ жизни кыргызов как кочевого народа, жившего в нелегких природных условиях, предполагал равное участие женщин в преодолении жизненных трудностей. И то, что женщина, тем более имеющая огромный политический опыт, возглавила страну, в такой не простой для страны период, ни у кого не вызвал удивления.

Большое количество женщин работают в неправительственных организациях. И социальная активность женщин в Кыргызстане во многом обусловлена неограниченным доступом к образованию. Женские НПО сегодня являются теми организациями, которые, с одной стороны, непосредственно работают с населением, с другой – имеют опыт взаимодействия с органами государственного управления и местного самоуправления, активно реализуя своей потенциал в сфере социальной мобилизации населения, преодоления бедности и т.д. Благодаря социальной активности женщин, стало возможным включение вопросов гендера в политику и программу главного программного документа страны «Комплексные основы развития Кыргызской Республики».

Именно этот фактор либо заставляет женщину оставаться в тени, погружаясь в суету бытовых проблем, либо является толчком к принятию важных решений. Таким образом, в современном мире зародились организации, объединяющие интересы гражданского общества - неправительственные организации (НПО). НПО можно назвать одним из ярких проявлений женского движения не только в Кыргызстане, но и во всем мире. В нашей республике они в большинстве своем (80%) возглавляются женщинами. И в решении вопросов социальной мобилизации населения, являющейся одним из приоритетных направлений устойчивого развития общества, значительную роль играет неправительственный сектор. И, опираясь на это движение, женщины - лидеры смогли принять прямое участие в принятии таких значительных для общества документов как закон «О социально-правовой защите от насилия в семье», а также участвовали в подготовке и обсуждении закона «Об основах государственных гарантий обеспечения гендерного равенства», предусматривающего проведение правовой тендерной экспертизы принимаемых законодательных актов и нормативных документов республики. А самое главное, женщины - лидеры и женщины - депутаты внесли свой значительный вклад в обсуждение и принятие «Семейного кодекса Кыргызской Республики», и, благодаря их инициативам, стало возможным включение вопросов тендера в политику и программу главного программного документа страны - «Комплексные Основы Развития Кыргызской Республики». Это ли не яркий пример того, что женщина способна мыслить, принимать решения и действовать наравне с мужчинами? Женское движение должно консолидировать свои усилия в продвижении, формировании новых лидеров, которые могут стать потенциальными кандидатами для продвижения в исполнительную и законодательную ветви власти, не ограничиваясь лишь ролью избирателя. Таким образом, развитие неправительственного сектора - это еще один путь для женщин во власть.

По уровню общего и специального образования женщины достигли фактического равенства с мужчинами, можно привести примеры стартовых условий поступления на интересную работу, продвижения по службе и получения заработка. Однако, женщины занимают мизерное количество мест на ответственных постах практически во всех отраслях хозяйства социальной и общественной жизни республики, что и способствует работе в неправительственном секторе.

Кыргызстан стал одним из государств, в котором некоторые слои общества подверглись маргинализации. Причиной тому явились распад Советского Союза и тяжелый экономический кризис. В последние пять лет в Кыргызстане нестабильная политическая ситуация и экономический кризис, и люди пытаясь преодолеть этот тяжелый период, устраивают протестные акции, которые привели в 2005 и 2010 гг. к государственным переворотам. В силу этого изменились пути манипулирования людьми на политических протестных акциях. В Кыргызстане появился маргинальный тип участия женщин в выражении интересов – некие группы т.н. «баб особого назначения (ОБОН). Они срывают митинги оппозиции, и даже избивают активистов. В самом начале ОБОН расшифровывался как «озверевшие бабы особого назначения». В составе ОБОНа часто бывает около двадцати-тридцати крепких голосистых женщин, которые перебивают своим криком оппонентов, избивают их, срывают митинги и демонстрации. Маргинальный тип политического участия женщин в Кыргызстане стал самой пагубной и позорной стороной политического выражения интересов и лоббирования. ОБОН стал продуктом нечистых на руки и душой нерадивых политиков, которые ставят выше честности и работы во благо народа – деньги, жажду власти. Пути преодоления и искоренения таких слоев общества – это развитие экономики, создание рабочих мест, увеличение заработных плат, создание пакета социальных услуг, развитие и проведение разъяснительных работ по преодолению конфликтов и видоизменение политической культуры общества.

Мировой опыт показывает, что весьма велика роль партий в продвижении женщин в политическую жизнь. С тех пор как женщины получили право избирать и стали отдавать предпочтение тем партиям и кандидатам, которые декларировали защиту интересов женщин, голоса женской части электората начали оказывать решающее воздействие на исход парламентских и президентских выборов. Мыслящие на перспективу лидеры политических партий все более начали понимать важность и эффективность участия женщин в политике и стали привлекать их на партийную работу, для дальнейшего продвижения во властные структуры и для эффективной работы с женским электоратом.

В настоящее время продвижение женщин во власть рассматривается как признак гуманного и устойчивого развития общества, поскольку реальное равноправие мужчин и женщин, паритетное представительство в правительствах, парламентах и других институтах государства, реально изменяет приоритеты государственной политики, жизнь страны в целом. Но готовность женщин к участию в управлении, безусловно, в первую очередь зависит от их уровня образованности, профессиональной и, что особенно важно, психологической готовности. Стрессоустойчивость – важный компонент из набора качеств, необходимых женщине - политику. А главное – убежденность. Убежденность в том, что она знает, для чего и во имя чего идет в эту сугубо мужскую, до недавнего времени, сферу, и по каким правилам будет играть.

Женщины по своей природе не приемлют конфронтации, авторитаризма, обходятся без силовых методов решения проблем. Они привносят в политику стремление к компромиссу, умение слушать и примирять враждующие стороны. Это «киты», на которых строится женское мышление в политике, само собой, не исключая прагматизма и логики. Феминизация в своих лучших проявлениях изменила стиль управления и принятия решений в государстве, а не просто приумножила число женщин-статистов в политике.

И если на протяжении почти всей истории человечества женщина могла в некоторых случаях получить руководящий пост лишь по наследству, то с начала XX века женщины-лидеры начали появляться в политике благодаря осознанному проявлению политической воли избирателями. В мышлении электората произошел переворот в восприятии женщин-политиков. Как показывает мировой опыт, к высшей власти в стране очень часто приходят женщины в периоды кризисов и социальных потрясений. Выбирая женщину как «политического кризис-менеджера» население выражает желание стабилизировать обстановку в обществе. Именно это произошло в Кыргызстане после апрельских событий 2010 года.

Начало всех кризисов (политических, социальных, экономических) – в кризисе духовном, нравственном. Поэтому первостепенный вопрос сейчас – не «кто руководит?», а «как руководит?». Как воскресить личность? А тогда – мужчины или женщины будут руководить обществом – это уже вопрос второстепенный. Если руководить им будут личности, половая принадлежность руководителей отойдет на второй план.

 

Список использованной литературы

1.      Алтынбаева М. Женские НПО и социальное положение женщин в обществе. / Международный женский форум «Женщины и межнациональное согласие». – 2007

2.      Гендерный анализ политических партий Кыргызской Республики/ Программа Развития ООН (ПРООН). – Б., 2008

3.      Койчуманова Ч.У. Власть и НПО в Кыргызстане: стратегия, формы и механизмы сотрудничества – URL: http: www.bpc.kg (4 августа 2008)

4.      Мамбетова Ж.А. Влияние гендерных стереотипов на выбор будущей профессии / Академия управления при Президенте Кыргызской Республики. 2009. – С.3

5.      Марченко И. Гендерная политика в Кыргызстане – на пути к авангарду мирового процветания – URL:  http: www. 24.kg (25 августа 2010)

6.      Ошурахунова Д. Женщины-депутаты ЖК КР являются декорацией, потому что они не отстаивают никакую точку зрения, просто голосуют и представляют интересы власти, но никак не народа – URL: http: www.tazar.kg (12 февраля 2008)

7.      Токмергенова А. Новая позиция женщин в политической жизни Кыргызстана  – URL: http: www.easttime.ru (14 июля 2010)

8.      Указ Президента Кыргызской Республики «О положение комиссии по гендерной экспертизе  нормативно-правовых актов при Секретариате Национального совета по вопросам женщин, семьи и гендерного развития». – 2004

9.      Уметалиева Т., Айткулова Э., Соломатова А. Роль государства в продвижении прав женщин в Кыргызстане. – URL: http: www.open.kg (20 марта, 2007)

10. Умуралиева К. «Женские ОБОНы превратились в эффективный инструмент, направленный на подавление акций оппозиции» – URL:  http: www.bpc.kg (04 июня 2009)

11. Шайылдаева А.К. Конституция КР как основа повышения потенциала женщин в управлении // Вестник Кыргызско-Российского Славянского Университета – 2007. – Т. 7 № 10

12. Шуленина П. Т. Женщина в политике – это стабильность в обществе – URL: http: www.shulenina.narod.ru

 

 

Источник: easttime.ru

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://www.easttime.ru/analitic/1/4/1035.html
Вернуться Центральная Азия Кыргызстан Эпоха политической активности женщин в Кыргызстане Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Израильское общество и политическая система после реализации «плана размежевания»
Проблемы школьного образования в Кыргызстане
В КАЗАХСТАНЕ ПРОИЗОШЛИ СТОЛКНОВЕНИЯ МЕЖДУ КАЗАХАМИ И ЧЕЧЕНЦАМИ
Кыргызстан… На пороге новых испытаний криминалом
Кыргызстан в поиске приемлемой идеологии

 
КЫРГЫЗСТАН АНАЛИТИКА

08.01.2012
Один в поле не воин или кровавая «арабская» весна в Средней Азии
Ситуация в регионе Средней Азии медленно, но стабильно движется в сторону дестабилизации. Первым во все перипетии «демократических» реформ был ввергнут Кыргызстан. Выгнав из страны двух президентов, наступавших на одни и те же грабли семейного подряда в управлении страной, Кыргызстан столкнулся с новыми вызовами внутри государства.

07.01.2012
Коррупция - мать революций
Главной причиной двух прошедших в Кыргызстане политических революций, чудом не приведших к распаду страны, по общему мнению, является высокая степень коррумпированности государственной власти. Иначе говоря, революции происходили тогда, когда коррупция становилась необычайно активной и агрессивной, когда она приобретала гиперактивную форму.

06.01.2012
Окажется ли устойчивой парламентская форма правления в Кыргызстане?
Вокруг парламентской модели государственного устройства Кыргызстана по-прежнему кипят жаркие дискуссии. Следует отметить, что кыргызстанское общество до сих пор достаточно неоднозначно воспринимает очередной политический эксперимент, который был наспех устроен в момент полной политической неразберихи.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100