ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География КЫРГЫЗСТАНА
Государственный и Политический строй КЫРГЫЗСТАНА
Экономика КЫРГЫЗСТАНА
Общество и Культура КЫРГЫЗСТАНА
История КЫРГЫЗСТАНА
Руководители КЫРГЫЗСТАНА (1922-2000)
Киргизская ССР ( данные БСЭ)
КЫРГЫЗСТАН ( данные ЦРУ)

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Творог творит здоровье
Махмуд Кашгарский – выдающийся учёный Центральной Азии
Джусуп Баласагын - автор выдающегося произведения тюркоязычной литературы 11 века «Благодатное знание»
Кыргызские борзые – порода бесстрашных и отважных охотников
Куриное жаркое с айвой
Праздники

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА КЫРГЫЗСТАН
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Религиозная ситуация в Кыргызстане: анализ и перспективы развития
21.01.2008
Автор: Маликов Кадыр
Религиозная ситуация в Кыргызстане: анализ и перспективы развития

Характерной чертой религиозных процессов в Кыргызской Республике  является резкий рост религиозного сознания населения, что наглядно показали  результаты социологического исследования, проведенного Институтом стратегического анализа и прогноза (ИСАП) при КРСУ летом 2006 года в двух южных областях страны (Ошской и Джалал-Абадской), двух северных (Чуйской и Иссык-Кульской), а также в городе Бишкеке. Подавляющее большинство (90,7 %) респондентов ответили, что верят в Аллаха (причем 87, 9 % из них имеют высшее образование). Значительная часть (35, 85 %) полностью следуют религиозным законам и постоянно исполняют мусульманские обряды. Свыше половины опрошенных (69, 7 %) заявили, что соблюдают религиозные обряды, хотя и не всегда, а 74, 65 %  - что имеют дома Коран.

По данным Государственного агентства по делам религий при Правительстве КР в Кыргызстане на сегодняшний день действуют 1648 мечетей, 46 православных храмов, иудейская и буддийская община, а также 30 христианских храмов, в том числе 15 протестантского направления. Всего в стране функционируют около 1800 исламских и 300 христианских организаций. Точное количество сект и религиозных течений неизвестно до сих пор. В Кыргызстане также действуют сатанисты, Белая Церковь, кришнаиты, церковь Муна, представители Фалунгуня и представители прочих сект. Кроме того, подпольно действуют организации экстремистского толка, такие, как Хизб ут-Тахрир, Исламское движение Узбекистана (ИДУ), Акромия.

Деятельность официальных исламских религиозных лидеров

Неэффективное использование религиозного потенциала государством в решении проблем нравственности в обществе, укреплении авторитета власти через официальное духовенство явно свидетельствуют об отсутствии, какой-либо долгосрочной стратегии в отношении религии. Политическое «заигрывание» некоторых чиновников религиозным «ресурсом», а также проектирование чуждых для понимания народа «размытых» идей на основе заповедей народного эпоса Манаса или идей Тенгрианства,  может негативно повлиять на стабильность в Кыргызстане, единство его народа.

Рост популярности ислама, особенно среди молодежи, вызывает опасения спонтанности и  бесконтрольности этого процесса. Низкой же грамотностью сельского населения в сфере ислама,  некоторые силы, прикрываясь религиозными лозунгами,  могут воспользоваться в борьбе за власть. А отсутствие  общепризнанного духовного авторитета среди мусульман Кыргызстана, внутренние интриги и борьба между различными  идеологическими течениями и  группировками в Муфтияте, ведут к расколу их на группы и формированию религиозных организаций независимых от него.

Деятельность неофициальных исламских религиозных лидеров

В эпоху глобализации Кыргызстан оказался  включенным  и в мировые религиозные процессы. На данный момент в политическом русле республики полномасштабно  работает пока только одна непризнанная официально исламская партия: Хизб ут-Тахрир Аль Ислами. Неудивительно, что сохранившийся в Центральной Азии ислам оказался неготовым и неспособным противостоять своим же радикальным течениям. Сказались отсутствие системы классического (догматического) религиозного образования, дефицит интеллектуального слоя среди духовенства. Например, в Кыргызстане только 30 – 40 % имамов имеют специальное теологическое образование. Сегодня вокруг Бишкека, все плотнее охватывая столицу, образовался пояс новостроек, Именно здесь, среди бедной части населения -  аутсайдеров общества, процветает безработица и социальная несправедливость, именно здесь, находят почву радикальные идеи. Уверен, что через несколько лет мы заговорим о факторе «Мусульманской Улицы», которая будет представлять бедные слои населения и где деление будет проходить по признаку «мы и они».  Раньше говорили об интересах рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, сейчас это ушло в прошлое.  Сегодня идентификация простого народа все больше связывается с Исламом. И в политической борьбе за электорат некоторые «светские» политики могут использовать религиозный «исламский» ресурс.

Религиозные факторы относятся к числу особенностей определяющих или даже моделирующих облик той или иной цивилизации, следовательно - геополитическую карту мира. В связи с этим,необходимо иметь в виду, что Кыргызстан является неотъемлемой частью региональной политики и стратегических интересов в первую очередь США, России и Китая. Присутствие же единственной на сегодняшний день в Центральной Азии  военной американской базы в Кыргызстане, ставит его в один разряд с США как «даруль харб» то есть страны войны для многих исламских политических движений и оправдывает их агрессивные действия перед лицом исламского мира, развязывая тем самым им руки.

Сегодня ислам в Кыргызстане можно разделить на официальный- традиционный и параллельный - политический и также сектантский, то есть ислам импортированный. Официальный ислам характеризуется консерватизмом и традиционностью, и в настоящее время переживает кризис. Можно сказать, что он не соответствует типу и уровню религиозного мышления,  реалиям современного общества, но остается при этом влиятельным фактором общественного сознания. Параллельный ислам представлен неофициальными религиозными лидерами и группировками нетрадиционного для Кыргызстана течений  ваххабитских или салафитских джаммаатов, Хизб ут-Тахрир, Ахмадия, Нуржилер, Сулеймания и другими.

Смена власти в Кыргызстане, произошедшая в марте 2005 года, способствовала внутриполитической дестабилизации в республике, росту влияния организованной преступности, новому переделу собственности. Это вызвало еще большее обострение укоренившихся социально-экономических проблем. Параллельно подверглись кадровым чисткам и реорганизациям специальные службы и правоохранительные органы, что заметно снизило их эффективность, которой они и так не особо отличались.

На сегодняшний день, очевидно влияние на население Кыргызстана, в особенности на молодежь регионов, так называемого движения «Таблиг даавата» (от арабского Даъва - призыв). На данный момент наша страна  является самой активной, по части проповеди  этого учения и количеству «дааватистов», среди стран Центральной Азии. Во многом этому  способствовал обмен опытом и знаниями между «джамаатами» Кыргызстана и иностранных мусульманских государств. Но, зачастую, приняв участие в непродолжительном даавате и получив неполные или недостоверные знания об Исламе, мусульманин становится легкой добычей для радикальных исламских течений.

Начиная с 2005года и  по настоящее время, США заметно активизировали свою политику в отношении Ислама в Кыргызстане. Программа, осуществляемая посольством США, не ограничивается только изучением Ислама, но также апробирует методы по созданию благоприятного «образа» политики США в регионе  среди населения через мусульманских лидеров. Так на базе Американского агентства международного развития (USAID) второй год действует программа «курсы по толерантности» мусульманских лидеров Кыргызстана. Также готовится новый проект по привлечению на местах местных имамов и лидеров НПО для проведении курсов по предупреждению конфликтов. Через Американский Университет Центральной Азии (АУЦА), USAID предоставляет различные гранты для изучения Ислама в КР.

Уровень обеспечения свободы вероисповедания

До сих пор Кыргызстан не имеет четкой правовой и законодательной базы, которая бы являлась инструментом идеологической защиты государства, общества от всевозможных сект. Возможность лавирования и размытость законов, позволяют  различным сектам на его территории,  таким, как например,  Ахмадия или Церковь Муна функционирующими под другими названиями, находить различные пути для осуществления деструктивной  деятельности.

Некоторые специалисты утверждают, что Закон «О свободе вероисповеданий» следует ужесточить. Но в то же время он должен соответствовать нормам международного права и ни в коем случае не сводить на нет свободу совести. Однако лидеры двух самых крупных конфессий в Киргизии, исламской и православной, настаивают на том, что запрет на деятельность сект – это не попрание прав и свобод человека а защита граждан от произвола нечистоплотных личностей, возомнивших себя пророками божьими. Эксперты–теологи и представители духовенства считают, что за последние пятнадцать лет Кыргызстан превратился в рассадник запрещенных религиозных сект. Виной тому слишком либеральное законодательство.

Чтобы укрепить  позиции власти в сфере религиозной политики государства, необходимо иметь в виду те проблемы, которые являются главным препятствием в его эффективной работе. В первую очередь к их числу относится отсутствие у государства четкой идеологической составляющей, которая и определяет стратегию и целенаправленность его работы в религиозной сфере. И как результат, она характеризуется  частым нарушением служебных полномочий, прежде всего, открытым вмешательством Агентства по делам религии в кадровые вопросы Муфтията, что вызывает недовольство представителей мусульманского духовенства и как следствие, негативное отношение к проводимой государством политике.

Толерантность и межрелигиозный диалог: влияние зарубежных религиозных центров и иностранных государств

Исторические свидетельства заставляют нас обратить внимание и на то, что религиозные факторы всегда играли существенную роль в политике государств, а миссионерская деятельность находилась в русле решаемых империями внешнеполитических задач и осуществляемой ими идеологической экспансии. В Кыргызстане активно и  целенаправленно среди  мусульманского населения, и  в особенности среди национальной элиты,   работают миссионерские протестантские церкви. Их деятельность   наглядно свидетельствует о явных попытка влиять на внутреннюю политику страны путем «проталкивания» новообращенных во власть. Налицо также нарастающая острота межконфессиональных проблем, которые могут привести к конфликту на межрелигиозной почве, по причине миссионерской деятельности направленной специально для кыргызов (Церковь Иисуса, Свидетели Иеговы, Церковь Муна), а также работы различных НПО и коммерческих организаций, созданных на средства от пожертвований христианских организаций, церквей, проталкивающих идею «евангелизации всего Кыргызстана».

Протестантские церкви - это хорошо обеспеченные организации, чаще всего имеющие штаб-квартиры в США. За последнее десятилетие было построено множество «церквей», число которых уже намного превышает число православных храмов. Наиболее крупные из протестантских сект - это Общество Свидетелей Иеговы (более 20 общин), пятидесятники, адвентисты седьмого дня, Церковь Иисуса Христа и другие. Наиболее одиозная организация - Общество Свидетелей Иеговы. Это ярко выраженная секта, которая воздействует на психику, часто просто зомбируя человека.

Стоит отметить, что в учении иеговистов запрещены всякие виды переливания крови, что неоднократно приводило к смертям последователей этой секты. Например, ребенок умирал из-за того, что мать запрещала врачам перелить необходимую ему кровь. Кроме того, деятельность этой организации была запрещена в России несколько лет назад. В Кыргызстане, большей частью на севере, распространены баптистские и адвентистские церкви. Также широко представлены общины пятидесятников и  евангельских христиан «духа апостолов», Среди организаций, добившихся наибольшего роста,  по крайней мере, насчитывающих тысячу приверженцев - Свидетели Иеговы, ряды которых пополняются ежегодно.

Начиная со времен перестройки, христианский прозелитизм в Кыргызстане ориентировался на разнообразные цели и корректировал свою стратегию. Первой целью был прозелитизм в собственном окружении,  главным образом  направленный на тех, кто уже был обращен в протестантство, но кому, по мнению миссионеров, крайне необходимо было дать более глубокое религиозное образование. Вторую цель представляли собой те, кто считал себя атеистами или заявлял о безразличии в вопросах религии. Третьей и главной целью в 1990-ые годы были люди, принадлежавшие к христианству, но относившиеся к другим его ветвям, в особенности к православной церкви, а также, в меньшей степени, к католицизму и даже к некоторым переживавшим спад протестантским направлениям, таким, как лютеране. Последней и наиболее спорной целью действий во имя принципа универсальности христианства стало все мусульманское коренное население.

Кыргызы составляют, в долгосрочной перспективе, главные цели христианского присутствия в Кыргызстане. Кыргызское  население кажется легкой целью, так как большая его часть исповедует традиционный ислам, не обладая при этом глубокими теологическими познаниями. Таким образом, каждая кампания по обращению в веру приводит к росту числа общин, которые состоят исключительно из коренных жителей. Религиозные службы проводятся на местных языках (киргизском, узбекском, дунганском и т.д.), и несколько новых, совершающих культовые богослужения священников принадлежат к коренным национальностям.

Между проповедью и вербовкой

Общественность обеспокоена активной деятельностью миссионеров различных  реакционных сект, особенно с учётом того, что  руководители организаций  протестантского толка, ставят своей целью сплошную евангелизацию населения республики.   Опасения, прежде всего,  связаны с тем, что в эти процессы вовлекается молодежь, самая подверженная влиянию часть общества.

За неполных 16 лет в Кыргызстане появились новые христиане кыргызы – прозелиты, то есть мусульмане перешедшие в христианство протестантского толка, объединенные в свои общины. Появилась новая проблема – межконфессиональных отношений среди титульной нации. Опасность появления в будущем «ливанского» фактора налицо. Хотя проблема назревала давно, но ею никто серьезно не занимался.

Всем известен первый случай прямого столкновения между представителями мусульманского духовенства и христианского течения кыргызов-баптистов, произошедший в 2002 году. Между тем один из руководителей христиано-баптистских церквей Рахатбек Чуйтиев, специально приехавший из Бишкека, утверждал, что баптистов можно хоронить среди мусульман, если они по национальности кыргызы. Подобные конфликты уже постоянно возникают в течение последних 5 -7 лет.

О том, что большинство религиозных лидеров различных конфессий не могут на цивилизованном уровне обсуждать самые острые вопросы их сосуществования на одной территории, свидетельствуют постоянные взаимные обвинения в некорректном отношении друг к другу и к своим святыням. Едва ли не главным камнем преткновения между различными религиями является проблема миссионерства, всегда, как правило, уверенного лишь в своей правоте, а также прозелитизма, который можно считать тем же миссионерством, но уже с явным намерением переманить инаковерующих в свою религиозную организацию. Прозелитизмом является любая попытка обратить верующих одной религии в другую.   Прежде всего, речь идет о ситуации, в которой некая община, уверенная в правоте и истинности своей религии, и по этой причине чувствующая ответственность за своих единоверцев, естественно, самым отрицательным образом относится к внешним попыткам увести своих членов в другую, «неправильную» религию. Сегодня прозелитизм в Кыргызстане является инструментом деструктивных сил, ведущих  пропаганду в среде представителей других конфессий с явным намерением навязать свой образ мыслей и, в конце концов, переманить их в лоно своей религиозной организации.

Во избежание конфликтных межконфессиональных ситуаций, некоторые специалисты в области теологии полагают, что для всех новоприбывших мессианских «западных» церквей центрально-азиатского региона, необходимо в первую очередь уважать традиции и культуру данных народов, позиции устоявшихся, традиционных конфессий – Ислама и Православия. То есть, строго придерживаться негласного и неписанного «кодекса» поведения,  работающего уже на протяжении сотен лет между мирно сосуществующими конфессиями Ислама и Православия в отношении проповеди и прозелитизма.

Решение проблем:

Решение религиозных проблем должно входить в разряд важнейших стратегических задач государства, и для их претворения в жизнь необходимо придать сегодняшним процессам возрождения Ислама, созидательное направление на благо общества в рамках национальных интересов страны.

Оно  должно разработать пошаговую концепцию для последовательной и долгосрочной политики государства по отношению к Исламу. А также четко и жестко определить основополагающие принципы  сотрудничества государства и религиозных организаций, критерии выявления «нежелательных» сект и религиозных организаций.

Необходимо реформировать и модернизировать структуру Духовного управления мусульман Кыргызстана(ДУМК), как альтернативу новым радикальным течениям, для того чтобы она стала эффективной и конкурентоспособной, отвечающей требованиям современности. Важно также провести глубокую реформацию самого института Духовного Управления мусульман республики, изменить  его кадровую политику,  ввести единые стандарты религиозных обрядов на всей территории КР, единую проповедь «хутбу».

Кроме того, требуется  поднять уровень образования  служителей культа, помочь в подготовке специалистов отвечающих современным требованиям времени с научным, глубоким знанием религии и светских наук, повысить культурный, интеллектуальный и образовательный уровень духовенства. Существует настоятельная необходимость разработки программы просвещения населения в качестве профилактики идеям религиозного экстремизма и стереотипов об Исламе, подготовки программы предметов по исламской культуре в школах и светских ВУЗах страны.

 

Источник: ИСАП

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://easttime.ru/analitic/1/4/383.html
Вернуться Центральная Азия Кыргызстан Религиозная ситуация в Кыргызстане: анализ и перспективы развития Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Кто и как спасет душу?
КЫРГЫЗСТАН - СТРАНА РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Религиозная ситуация в Кыргызстане: анализ и перспективы развития
Религиозная терпимость или взаимоуважение между конфессиями
Иссык-Куль – «Планетарное Око»

 
КЫРГЫЗСТАН АНАЛИТИКА

08.01.2012
Эпоха политической активности женщин в Кыргызстане
Последние десятилетия феминизм стал играть важную роль в политической жизни современного мира. Политическая практика феминистского движения привела не только к резкому возрастанию активности женщин во всех сферах общественной жизни, но и изменила сам дискурс современной политики.

08.01.2012
Один в поле не воин или кровавая «арабская» весна в Средней Азии
Ситуация в регионе Средней Азии медленно, но стабильно движется в сторону дестабилизации. Первым во все перипетии «демократических» реформ был ввергнут Кыргызстан. Выгнав из страны двух президентов, наступавших на одни и те же грабли семейного подряда в управлении страной, Кыргызстан столкнулся с новыми вызовами внутри государства.

07.01.2012
Коррупция - мать революций
Главной причиной двух прошедших в Кыргызстане политических революций, чудом не приведших к распаду страны, по общему мнению, является высокая степень коррумпированности государственной власти. Иначе говоря, революции происходили тогда, когда коррупция становилась необычайно активной и агрессивной, когда она приобретала гиперактивную форму.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100