ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География КЫРГЫЗСТАНА
Государственный и Политический строй КЫРГЫЗСТАНА
Экономика КЫРГЫЗСТАНА
Общество и Культура КЫРГЫЗСТАНА
История КЫРГЫЗСТАНА
Руководители КЫРГЫЗСТАНА (1922-2000)
Киргизская ССР ( данные БСЭ)
КЫРГЫЗСТАН ( данные ЦРУ)

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Джусуп Баласагын - автор выдающегося произведения тюркоязычной литературы 11 века «Благодатное знание»
Листая старые журналы. Памирские киргизы конца XIX века глазами военного писателя Бориса Тагеева
Лен - древнейший лекарь
Национальные игры
Заесть стресс. Диета от депрессии
Творог творит здоровье

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА КЫРГЫЗСТАН
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Динамика этнической ситуации на юге Кыргызстана с марта 2005 год по декабрь 2007 года. Факторы этнической мобилизации
22.07.2008
Динамика этнической ситуации на юге Кыргызстана с марта 2005 год по декабрь 2007 года. Факторы этнической мобилизации

Существуют пять, так называемых, титульных наций. Это – казахи, узбеки, таджики, кыргызы и туркмены. Остальные этносы, проживающие на территории государств вышеперечисленных этносов, являются этническими меньшинствами. Представители титульных наций, проживающие на территории другого государства, также считаются этническим меньшинством. Но положение последних при этом относительно иное, чем положение нацменьшинств, не имеющих своей государственности. Во-первых, в мировосприятии они чувствуют определенное удовлетворение, так как есть политическое образование созданное соплеменниками, и оно находится недалеко. Во-вторых, есть моральная иногда материальная поддержка с их стороны. Однако это усугубляет отношение этносов. История XX века показала сложность проблемы межэтнических отношений. С появлением национальных государств, почти везде произошли кровавые столкновения этносов. В развитых и в развивающихся государствах проблема «этницизма» ( точнее этнической мобилизации с негативными мотивами) существует. Это говорит о том, что социально-экономический фактор не является основным, хотя играет немаловажную роль. «Этницизм» в каком-то отношении можно считать уязвимой стороной демократической формы власти в условиях общественной трансформации, которую переживают республики бывшего Советского Союза. Исследование «этницизма» как общественного явления имеет научную и практическую актуальность.
Факторы этнической мобилизации бывают разные и требуют тщательного анализа. Проявления этничности можно наблюдать каждый день на рынке, в городском транспорте, в кафе и т.п. местах. Государство – как «главный игрок» в социальном поле, должно контролировать ситуацию и создать «правилы игры», удовлетворяющие всех. Но, к сожалению, из-за сложности общественных явлений не всегда это удается.  Юг Кыргызстана, в частности Ошская, область является полиэтничным регионом. Основными многочисленными этносами являются кыргызы и узбеки.     
В сегодняшнем   Кыргызстане по численности этнические узбеки занимают второе место после кыргызов. В процентном соотношении они составляют около 17% общего населения КР. Узбеки Кыргызстана в основном проживают на юге страны в Ошской, Жалал-Абадской и Баткенской областях. Нужно отметить, что они живут компактно и сохраняют свою культурную и этническую особенность.
Узбекская община на юге Киргизстана составляет более 30% электората и образует ключевую этническую группу избирателей. Один из лидеров узбекского населения КР заявил, что его сторонники намерены получить десять мест в новом парламенте. Вероятно, он переоценил свои возможности, но это признак того, что узбеки серьезно относятся к повышению своей политической роли в судьбе страны. Политическая активность узбеков связана с тем, что они за 16 лет участия в демократических процессах независимого Киргизстана почувствовали, что от их политической позиции зависит многое. Но это не значит, что процесс интеграции узбеков в киргизстанское сообщество проходит безболезненно. Хотя за короткий период есть определенные сдвиги. Что мешает этой интеграции?
 Во-первых, так или иначе, узбеки чувствуют себя "неполноценными гражданами", во-вторых, они имеют ограниченный доступ к политическим и экономическим ресурсам, в третьих, с ведением латиницы и политики умеренного протекционизма в Узбекистане ослабли их тесные культурные и экономические связи с соплеменниками, т. е. поддержка с их стороны, в-четвертых, негативную роль играют стереотипы относительной депривации и фрустрации.
Период с 25 марта 2005 года отмечен ростом числа и качественной интенсификацией конфликтов и напряженности в межнациональных – кыргызско-узбекских – отношениях в Кыргызстане:
• Анвар Артыков (25 марта). Первый рост напряженности был зафиксирован после назначения 25 марта этнического узбека Анвара Артыкова губернатором Ошской области. В интервью с сотрудниками проекта в начале сентября 2005 года сотрудники государственной администрации Ошской области выражали явное недовольство фактом пребывания на посту губернатора-узбека и его кадровой политикой. Примечательно, что этнический фактор далеко не всегда определяет политическую конъюнктуру южных регионов страны: а) избрание 7 депутатов парламента узбекской национальности (Давран Сабиров, Алишер Сабиров, Махамматжан Мамасаидов, Кадыржан Батыров, Абдурахман Абдуллаев, Инамжон Абдурасулов (по другой информации – уйгур), Абдумуталип Хакимов) значительного роста напряжения не вызвало; б) в массовых акции протеста, направленные против пребывавшего тогда в должности губернатора Ошской области А. Артыкова, значительную часть участников составляли лица узбекской национальности. 
• Миграционные потоки из Узбекистана вследствии андижанских событий (13 мая). Вторым знаковым индикатором напряженности в кыргызско-узбекских отношениях явилось массовые акции недовольства населения Сузакского района Жалалабдской области по поводу пребывания беженцев из Республики Узбекистан с конца мая по 27-28 июля 2005 года на территории палаточного лагеря, расположенного в местности Сасык-Булак (см. Вестники №№1-5). Основным мотивом для недовольства местных жителей являлось не только опасение нехватки земель и необходимости ее дележа в будущем, но и нежелание пропорционального увеличения доли узбекского населения в их селах, а также возможных проблем, связанных с транзитом/пребыванием на территории Узбекистана, если последний примет меры в ответ на укрытие Кыргызской Республикой беженцев. В то же время достаточно сильны эмиграционные настроения среди населения соседних с Кыргызстаном областей Узбекистана, которое стремится  уехать как в соседние страны, так и в дальнее зарубежье. По информации проекта, 1000-3000 узбекских граждан из Андижанской области тайно (без регистрации) проживают преимущественно, у родственников в южных областях Кыргызстана. Указанная категория граждан представляет собой людей, желающих эмигрировать в другие (преимущественно, западные) страны. При этом достоверно неизвестно какая часть из них перебралась в Кыргызстан по причинам экономического и какая по причинам политического характера. Примечательно, что эмиграция части узбекских беженцев в страны Западной Европы в июле стала прецедентом. Таким образом, в случае повторения событий, сравнимых с андижанскими, возможно предполагать, что количество беженцев (желающих эмигрировать под предлогом поиска политического убежища) будет несоизмеримо больше. Примечательно, что в отличие от ситуации в Сары-Булак в Сузакском районе  в целом межнациональной напряженности между местным кыргызским и пришлым узбекским населением не возникает.
• Выборы в главы сельских управ (18 декабря). К категории конфликтов, связанных с выборами, относится факт недовольства кыргызского населения Атабекской и Арсланбобской сельских управах (Базар-Коргонский район) победой кандидатов узбекской национальности.
• Выражение узбекской диаспорой недовольства состоянием межнациональных отношений. Рост напряжения в кыргызско-узбекских отношениях отмечен в Жалалабадской области узбекской диаспорой в лице руководства узбекского Центра национальной культуры (УЦНК), действовавшего под председательством депутата парламента Кадыржана Батырова. В интервью с сотрудником проекта вице-президент УЦНК Шакиржан Хамрабаев рассказал о курултае узбеков Жалалабатской области, состоявшемся 8 января с участием 250 человек (по другим данным – 150). Им также было выражено недовольство тем, что «в последнее время часто звучит слова «Кыргызский народ, кыргызская земля» говоря эти фразы остальные народы чувствуют себя ущемленными, по нашему мнению должны применять общие фразы как земля Кыргызстана, Народ Кыргызстана». Сотруднику проекта было передано обращение УЦНК Жалалабатской области (на узбекском языке) на имя Президента КР К. Бакиева. В обращении говорится, что «...за последнее время среди представителей титульной нации развивается тенденция к побуждению неприязни по отношению к узбекам и представителям других этнических групп. На улицах, базарах и различных сборах, пикетах участились открытые заявления о том, что кыргызский народ страдает по вине узбеков, других наций и народностей, которые якобы обогащаются за счет обнищания титульной нации и ухудшения уровня их жизни». В своем обращении на имя Президента КР К. Бакиева узбекская диаспора выразила жалобу на то, что действия националистического характера проводятся людьми, которые ссылаются на поддержку родственников Президента КР. Однако на пресс-конференции 16 января губернатор Жалалабатской области Ж. Жээнбеков сделал заявление о том, что “данное обращение было направлено в интересах определенных людей, которые хотят дестабилизировать обстановку, а не от имени всех людей узбекской национальности”. Так, Ж. Жээнбеков упомянул факт отказа мэрией г. Жалалабат К. Батырову в разрешении на строительство торгового центра в центральной части г. Жалалабат (на основании перегруженности городской инфраструктуры). По мнению губернатора, в этом может заключаться причина издания такого обращения. Частично это заявление губернатора было подтверждено заместителем губернатора Жалалабатской области и по совместительству членом Президиума УЦНК (этническим узбеком) Айбеком Акбаровым. Он отметил, что “100 из 150 участников VII Курултая узбеков являются людьми, работающими с К. Батыровым”.
• Предстоящие выборы в ЖК КР 16 декабря 2007 года.
  Партия «Родина»  не была зарегистрирована в предвыборную гонку в ЖК КР. Партию «Родина» представляли в основном лидеры узбеков Кыргызстана. Например: Давран Сабиров, Иномжан Абрасулов, Кадыржан Батыров. 

Общая характеристика кыргызско-узбекских межнациональных отношений

Факторы, объединяющие кыргызский и узбекский этносы в южном Кыргызстане:
а) осознание обеими группами этнической родственности на базе принадлежности к тюркским народам. Однако, данный фактор может играть роль преимущественно при наличии противостояния/противопоставления себя иным этническим группам и в условиях удаленности от родины (напр., в трудовой миграции в России). Однако, в условиях южного Кыргызстана тюркская общность не проявляет себя достаточной гарантией позитивной динамики кыргызско-узбекских отношений;
б) принадлежность к суннитской ветви ислама. Степень приверженности ценностям и требованиям ислама разнится от зачастую номинальной мусульманской самоидентификации кыргызским населением до широкой амплитуды степени религиозности узбекского населения. В целом характерно, что исламские движения (Хизб-ут-Тахрир, Исламское движение Узбекистана/Туркестана), которые включают в свои ряды большей частью узбеков, в случаях применения к ним мер властями Кыргызской Республики или Республики Узбекистан, не находят сочувствия у основной части кыргызов;
в) по южному Кыргызстану в целом настроение узбекской молодежи позволяет делать оптимистичные прогнозы на будущее: в целом и кыргызская, и узбекская молодежь представляют собой более толерантную категорию населения по сравнению со своими старшими соплеменниками; в отличие от представителей старшего поколения и кыргызская, и узбекская молодежь при необходимости достаточно свободно прибегают к использовании в обиходе узбекской и кыргызской речи соответственно; значительная часть узбекской молодежи из числа студентов и лиц с высшим образованием ориентирована на Бишкек и отличается более высокой степенью интеграции в кыргызстанское сообщество.

Факторы, различающие узбеков и кыргызов и способствующие негативной динамике в их взаимоотношениях:
а) в целом узбеки либо слабо вовлечены, либо не интегрированы вовсе в полиэтническую среду Кыргызстана. Компактное проживание в рамках своих сообществ (махалля) также способствует относительной самоизоляции узбеков, поощряя сохранять традиционный уклад жизни и вырабатывать идеи на уровне сообществ – напр., узбекская автономия или придание узбекскому языку статуса второго официального;
б) в культурном и политическом отношении значительная часть узбекского населения ориентирована на Ташкент, а не на Бишкек. На данный факт было указано самими узбеками во время проведенного Курултая узбеков 30 апреля. Частично это явление вызвано сильным культурным влиянием Узбекистана (напр., вещанием узбекских телеканалов по значительной части Ферганской долины) и относительной закрытостью для других этносов традиционных узбекских сообществ;
в) в некоторых районах и городах южных областей и кыргызы, и узбеки одинаково расценивают друг друга как пришлых в южном Кыргызстане, а себя – как коренное население, а потому -  имеющее «больше прав»;
г) проблемный аспект в отношениях с узбекской молодежью может привносить националистически настроенная часть кыргызской интеллигенции в южных регионах (в основном, старшего возраста, в т.ч. преподаватели ВУЗов, входящие в приемные комиссии на вступительных экзаменах), по мнению которой получение высшего образования узбекской молодежью чревато негативными последствиями. Этой категорией кыргызской интеллигенции считается, что образованные узбеки лучше подготовлены к предъявлению требований об узбекской автономии;
д) в 1990 году узбеками была основана организация «Адолат», которая ставит своей целью создание узбекской автономии со значительным влиянием религиозного фактора. В независимости от того, актуальна ли реальная угроза сепаратизма на самом деле или нет, но кыргызским населением и властями деятельность организаций, основанных на узбекской этнической самоидентификации и возможных планах о создании автономии, вызывает подозрения в сепаратистских тенденциях и потому не приветствуется. Предположительно, это является одной из причин недоверия, испытываемого кыргызами по отношению к узбекам при приеме на работу в органы государственной власти и управления и государственные организации;
е) с одной стороны отмечен демографический рост узбекского населения. Однако, данные о реальной численности узбеков в Кыргызстане разнятся от 13% до 20%. С другой стороны кыргызское население в миграционном и социальном плане проявляет себя как более мобильная категория граждан. В результате, удельная доля горожан-узбеков сокращается за счет: (1) внутренней миграции кыргызского населения из сельской местности в г. Ош и другие города южных областей; (2) проникновения кыргызского населения в ранее типично узбекские социально-экономические нишы (напр., торговля) (http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0197/analit04.php). В данной ситуации перманентным источником напряжения служит: (1) миграционное давление, создаваемое прибывающим кыргызским населением; (2) противодействие, оказываемое демографически растущим узбекским населением. В настоящее время численное соотношение между кыргызами и узбеками в городах южных областей выравнивается. В то же время кыргызское население в некоторых сельских районах южного Кыргызстана сокращается за счет миграции в г. Бишкек, г. Ош, г. Жалалабат и др.;
ж) Узбекское население в Кыргызстане, как правило, более благополучно в финансовом плане в то время, как кыргызы доминируют в политике. Однако, определенная часть узбекского населения недовольна своим политическим положением. Очевидно, в этой связи 2005 года был летом создан молодежный политический клуб «Сарбон» (общее количество участников – около 50), который по словам депутата парламента Даврана Сабирова в будущем должен превратиться в партию (ИА «Фергана.Ру» - 07/09/05). Однако, с момента образования до настоящего момента активным/открытым образом на политическом поле клуб «Сарбон» себя не проявил. Предположительно, указанный политический клуб ставит перед собой 2 основные задачи: а) добиться создания узбекской автономии в составе КР и/или добиться придания узбекскому языку статуса второго официального/государственного; б) укрепление позиций этнических узбеков в органах государственной власти и управления путем создания собственного этнического лобби;
 
Некоторые из факторов, влияющих на состояние межнациональных отношений
Ситуация может варьироваться от района к району. Сравнительный анализ ситуации Ноокатского (неблагополучного в плане межнациональных отношений) и Араванского (с удовлетворительным/хорошим уровнем межнациональных отношений) районов показывает, что:
• В районах, где соседство кыргызского и узбекского населения имеет давнюю историю (и, соответственно, практику улаживания конфликтов) население отличает более высокий уровень культуры межэтнических отношений и толерантности (напр., Араванский район), за исключением Ноокатского района.
• Уровень межэтнической толерантности жителей мононациональных районов значительно ниже.  Однако, в то же время не представляется возможным делать выводы на количественных данных. Например, пропорциональное соотношение кыргызского и узбекского населения в Ноокатском и Араванском районах (Ошская область) сопоставимо друг с другом.  В Араванском районе ситуация достаточно стабильна и случаев напряжения в кыргызско-узбекских отношениях практически не фиксируется. В Ноокатском же районе состояние межнациональных отношений оставляет желать лучшего.
• Компактное проживание кыргызов и узбеков отдельно друг от друга, как правило, ведет к культурной обособленности и взаимному противопоставлению районов компактного проживания кыргызов и узбекской махали (Ноокатский район). Напротив, смешанные  кыргызско-узбекские районы (особенно, в формате соседства на одной улице – напр., Араванский район) приводят к установлению тесных контактов на бытовом уровне и смешанным бракам, еще больше укрепляющим межнациональное согласие за счет перевода добрососедских отношений в формат родственных.
• По данным этнографов, исторически относительно небольшая часть узбеков Ферганской долины являются таковыми формально (по паспорту), но по своему происхождению могут представлять другие этносы тюркской (напр., койбагар-тюрки, хашель-тюрки) и, реже, иранской (тюркизированные таджики) групп. Указанные категории являются самыми очевидными кандидатами на переоценку своей этнической самоидентификации. Таковыми, например, являются часть узбеков Ошской области, представляющих собой потомков койбагар-тюрков, проживающих на территории Ферганской долины с 10-11 в.в. Они проживают преимущественно совместно либо с кыргызами, либо узбеками в селах Акташ и Барак (Карасууйский район), селах Озгорюш, Гайрат и Донбулак (Узгенский район), села Туркабад, Араван и Жаны-Араван (Араванский район) и в Ноокатском районе. Некоторые из них начали в последнее время идентифицировать себя в качестве койбагар-тюрков (в разной степени, в отдельных случаях вплоть до желания выделиться из состава узбекского этноса). По свидетельству этнографов, при сходстве с узбеками во внешности и образе жизни представители указанных групп могут культурно и идеологически отличаются от узбеков. Данный факт может оказывать влияние: а) на состояние межнациональных отношений (особенно, в случае смены этнической самоидентификации группами, ранее считавшимися ассимилированными); б) на внешнюю (напр., экспертную) оценку состояния/динамики этнической ситуации в плане статистики и интерпретации.

Источник: easttime.ru

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://easttime.ru/analitic/1/4/452.html
Вернуться Центральная Азия Кыргызстан Динамика этнической ситуации на юге Кыргызстана с марта 2005 год по декабрь 2007 года. Факторы этнической мобилизации Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Израильское общество и политическая система после реализации «плана размежевания»
Проблемы школьного образования в Кыргызстане
В КАЗАХСТАНЕ ПРОИЗОШЛИ СТОЛКНОВЕНИЯ МЕЖДУ КАЗАХАМИ И ЧЕЧЕНЦАМИ
Кыргызстан… На пороге новых испытаний криминалом
Кыргызстан в поиске приемлемой идеологии

 
КЫРГЫЗСТАН АНАЛИТИКА

08.01.2012
Эпоха политической активности женщин в Кыргызстане
Последние десятилетия феминизм стал играть важную роль в политической жизни современного мира. Политическая практика феминистского движения привела не только к резкому возрастанию активности женщин во всех сферах общественной жизни, но и изменила сам дискурс современной политики.

08.01.2012
Один в поле не воин или кровавая «арабская» весна в Средней Азии
Ситуация в регионе Средней Азии медленно, но стабильно движется в сторону дестабилизации. Первым во все перипетии «демократических» реформ был ввергнут Кыргызстан. Выгнав из страны двух президентов, наступавших на одни и те же грабли семейного подряда в управлении страной, Кыргызстан столкнулся с новыми вызовами внутри государства.

07.01.2012
Коррупция - мать революций
Главной причиной двух прошедших в Кыргызстане политических революций, чудом не приведших к распаду страны, по общему мнению, является высокая степень коррумпированности государственной власти. Иначе говоря, революции происходили тогда, когда коррупция становилась необычайно активной и агрессивной, когда она приобретала гиперактивную форму.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100