ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География Ирана
Государственный и Политический строй Ирана
Экономика Ирана
Общество и Культура Ирана

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Омар Хайям – поэт на все времена, «царь философов Запада и Востока»
Об особенностях иранской кухни
Исламская мораль. Временные жены или проститутки?
Лимон в домашней аптечке
Магия драгоценных камней
Обычаи, праздники и традиции иранского народа

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА ИРАН
СРЕДНИЙ ВОСТОК

Глобализация и идея диалога цивилизаций
22.11.2011
Автор: Хасан Зухраи, политолог (Иран)
Глобализация и идея диалога цивилизаций

Процессы глобализации оказали сильное влияние на жизнь всех государств мира. В новых условиях, многие акторы мировой политики осознали необходимость изменения своего поведения на международной арене в соответствии с происходящими в мире преобразованиями, и внесли серьезные коррективы в свою внешнюю политику.

Исламская Республика Иран осознавала эту реальность. Руководство страны осознало необходимость принятия новых мер и определения новых подходов к мировой политике. По мнению многих экспертов и аналитиков, политика «диалога цивилизаций» в период правления президента М. Хатами способствовала ослаблению напряженности в отношениях между Ираном и Западом и отвечала новым требованиям в условиях развивающихся глобализационных процессов. Дипломатические усилия ИРИ были направлены на использование нового внешнеполитического подхода в целях вывода страны из состояния международной изоляции, расширения связей в различных областях с различными государствами, укрепления доверия мирового сообщества к стране.

Министр иностранных дел ИРИ в кабинете М. Хатами Сейид Камал Харрази говорил по этому поводу: «Сегодня для утверждения нового политического курса необходимо развивать сотрудничество с другими государствами, это необходимо для достижения наших национальных интересов. Для решения этой задачи мы нуждаемся в диалоге, информации, новых дипломатических подходах и взглядах, а политика диалога цивилизаций – это потребность народа, человечества, средство достижения государственных целей».

Глобализация и политика отказа от конфронтации. В международной системе утвердилась такая практика, что любое государство, поставившее перед собой цель превратиться в крупного игрока международных отношений или взять на себя роль регионального лидера, должно следовать и выполнять существующие нормы и правила, особенно новые условия игры, возникающие в условиях глобализации.

По этой причине любое государство, стремящееся укрепить доверие других стран и мирового сообщества, не может продолжать политику изоляционализма и радикализма в международных отношениях, проводимых под революционными или религиозными лозунгами. Для нормализации отношений с мировым сообществом Иран нуждался в проведение политики сосуществования и диалога.

Стратегия изоляционализма в международных отношениях реагирует только на угрозы, исходящие из внешнего мира. Её результатом является ситуация опасений и страха, в которых постоянно находится страна. Стратегия изоляционализма ограничивает возможности игроков международной политики, она превращает страну в объект санкций и ограничений. Страны, сделавшие ставку на активную роль в международных отношениях, не только используют в своих интересах новые вызовы, но и сами диктуют мировому сообществу условия и правила игры, они принимают активное участие в формировании и деятельности международных структур, разработке международных законов, норм и правил.

Политика отхода от конфронтации предполагала активное участие Ирана в международных делах, развития сотрудничества и отношений с международной системой. С другой стороны, такая политика требует от руководства страны принятия во внимание реальности международной жизни, восприятия мира как единого целого, не игнорирования отдельных ее частей. И это в условиях, когда, эта часть мира играла ключевую роль в происходящих событиях в мире, в том числе в определении внешнеполитического курса многих государств мира .

Перед Исламской Республикой Иран стояла и другая задача, связанная с влиянием глобализации мировой экономики на экономику страны. Для вхождения экономики Ирана в мировую экономику и осуществления планов устойчивого хозяйственного развития перед ИРИ стояла задача изменения концепции своей внешней политики, направленной на развитие сотрудничества с другими странами, открытости внутреннего рынка, создание благоприятных условий для иностранных инвестиций, внедрение и развитие в стране новых технологий.

Для отхода от политики изоляциониализма дипломатическим службам страны необходимо было осуществлять политику сотрудничества с международной системой, отойти от радикальных методов в решении международных проблем. Рухулла Рамазани, американский исследователь, эксперт по вопросам политической ситуации в Иране, отмечал: «Сегодня революционной Иран не способен изолироваться от происходящих глобализационных процессов, несмотря на попытки преломления новых ценностей международной жизни в своих интересах» .

Таким образом, можно утверждать, что Исламская Республика Иран, под влиянием новых вызовов международных отношений, начала проводить политику отхода от конфронтации и изоляционализма, предполагающую нормализацию отношений с мировом сообществом. А проведение политики диалога цивилизаций позволило стране укрепить свой престиж на международной арене, заработать доверие других стран, занять более активную позицию в решении международных проблем в мировой политике в целом.

Глобализация и формирование многополярного мира. Процесс становления многополярного мира, начавшийся в конце ХХ-начале XХI века, постепенно привел к изменению облика современного мира, который после окончания «холодной войны» и распада СССР превратился в однополярный мир. Происходящие в мире интеграционные процессы, образование новых международных и региональных организаций сотрудничества не могли не оказать влияние на внешнюю политику ИРИ, в которой с приходом к власти президента Махмуда Ахмединежада начал вновь возобладать идеалистический подход. Проблема ядерной программы Ирана, сильное давление стран Запада, многочисленные инспекции специалистов Международного агентства по контролю над ядерной энергий (МАГАТЭ) ядерных объектов на территории ИРИ составляли содержание нового этапа взаимоотношений Ирана с мировым сообществом. После прихода к власти М. Ахмединежад в своих выступлениях часто критиковал правительство М. Хатами за проведение политики уступок Западу в условиях возрастания давления с его стороны на Иран, отстаивал право ИРИ на обладание ядерным оружием в противовес политике «позиции силы» западного либерализма.

Возврат к ценностям исламской революции и ее идеалам был одним из особенностей этого этапа, в том числе во внешней политике страны. Второй особенностью этого этапа было обострение отношений ИРИ на региональном и международном уровне с Соединенными Штатами Америки, продолжавшими проводить политику гегемонии и силового давления. Кроме того, внешнеполитическая стратегия ИРИ была направлена на развитие отношений с государствами Латинской Америки, активное участие страны в работе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), получение статуса постоянного члена в ШОС, создание организации государств-экспортеров газа наподобие ОПЕК, а также активизация внешнеполитических инициатив, направленных на развитие отношений сотрудничества с государствами восточного направления и т.д.

Руководство Ирана в том числе и президент М. Ахмединежад в своих выступлениях многократно подчеркивали свое несогласие с западным пониманием особенностей процесса глобализации. В нынешнем понимании европейцев и атлантистов глобализация означает насильственное внедрение западной культуры, западных ценностей в жизнь других народов, продолжение политики гегемонии Запада над остальным миром, дальнейшее углубление пропасти между развитыми государствами и слаборазвитыми, ликвидация последнего препятствия на пути господства Запада над национальной культурой других народов. Еще в первые месяцы после прихода к власти Ахмединежад заявил, что такая экспансионистская политика Запада не даст ожидаемых положительных результатов.

В основу внешнеполитической стратегии государства были заложены такие принципы как развитие равноправных отношений со всеми государствами, развитие связей в региональных и международных политических, экономических и культурных структурах (организациях), проведение многовекторной внешней политики, создание многополярного мира, что должно было способствовать упрочению позиций ИРИ на мировой арене. Для достижения этой цели наряду с дипломатическими усилиями были задействованы все силы и возможности – информационные, культурные, экономические, народная дипломатия, с помощью которых удалось наладить плодотворное сотрудничества со многими государствами мира.

Несмотря на попытки стран Запада изолировать Иран и представить его как «страну-изгоя», ограничить возможности для проведения плодотворной внешней политики, ИРИ удалось добиться положительных результатов в своей внешней политике – улучшить отношения со своими соседями, расширить географические рамки дипломатических связей за счет налаживания связей с государствами Латинской Америки, Африканского континента, развивать всестороннее сотрудничество в рамках региональных и международных организаций сотрудничества, активизировать работу ЭКО, ШОС и СААРК – Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии. Все это свидетельствовало о плодотворности внешнеполитической стратегии страны.  К числу достижений страны можно также отнести выступление главы иранского государства М. Ахмединежада с трибуны ООН о новых подходах ИРИ в решении международных проблем, особенно касающихся вопросов нормализации отношений страны с Западом, вызвавших большой резонанс в мире и нашедших поддержку ряда стран мира.

Дипломатия Исламской Республики Иран носила универсальный характер, предполагающий поддержку устойчивых связей, основывающихся на практике созидания на всех уровнях международного сотрудничества. Универсальная дипломатия коренным образом отличается от «частной» или «общей» дипломатии, универсальная дипломатия шире и глубже их. Она, конечно, опиралась на классические ценности и нормы дипломатии, но, с другой стороны, универсальная дипломатия в иранском понимании изжила в себе многие методы и формы дипломатии ХIХ века – закулисные игры, шантаж, подстрекательство и т.д. В основу новых подходов Ирана к решению международных проблем были заложены новые реалии мировой политики и жизни – изменения в политической географии, экономической, политической и военной жизни государств, ценности рыночной экономики. Универсальная дипломатия, это, прежде всего, дипломатия разума и многовекторности, она опирается на материальную основу и нравственные ценности, в центре ее внимания – справедливость, уверенность в завтрашнем дне, но, одновременно, она реалистична.

В этой дипломатии культура не выступает в качестве инструмента, а наряду с убеждениями, верой, доверием является средством передачи власти. Каждый шаг и каждое решение предполагает и открывает новые горизонты и возможности.

Обращение М. Ахмединежада к главам государств мира, папе Римскому Бенедикту ХVI, Бараку Обаме и гражданам различных государств также входило в подтекст универсальной дипломатии, в которой излагалось новое видение иранского руководства на происходящие в мире изменения, стремление Ирана к созидательному сотрудничеству на мировой арене в условиях глобализации.

Начиная с 2002 года в ряде стран Латинской Америки развитие политических процессов привело к власти социалистические партии, стоящие на центристских позициях. Утверждение в качестве главы государства Лула де Сильва в Бразилии, Табаре Васкеса в Уругвае, Кристины Элизабет Киршнер в Аргентине, Ево Моралеса в Боливии, Рафаэля Карере в Эквадоре, Даниэля Ортего в Никарагуа, сохранение власти Уго Чавеса в Венесуэле, опирающегося в своей деятельности на принципы, заложенные еще Симоном Боливаром, показало, что новые лидеры государств Латинской Америки, опираясь на социалистические и националистические ценности и идеалы, намерены создать новую политико-экономическую интеграционную структуру в регионе. Эти государства в новых условиях развития глобализационных процессов и становления новой международной системы ищут пути формирования новых идентичностей.

Происходящие изменения в политической жизни стран Латинской Америки были в центре внимания руководства иранского государства. По мнению стратегов внешней политики Ирана, регион Латинской Америки обладает огромным потенциалам для развития двусторонних и многосторонних отношений с государствами этого региона. Иран намерен налаживать плодотворные экономические, политические и культурные связи, укрепить свои отношения с государствами Латинской Америки, особенно с теми странами, в которых наблюдается тенденция развития революционных процессов, с тем, чтобы совместно с ними создать новый фронт, противостоящий США, и сформировать условия для становления новой международной системы. Визит М. Ахмединежада на Кубу, участие во встрече с главами государств и правительств стран Латинской Америки дало возможность ИРИ укрепить свои позиции и установить тесные связи со странами этого континента.

Многочисленные поездки М. Ахмединежада на Кубу, в Боливию, Венесуэлу, Эквадор, Бразилию и другие страны, поддержка народов и солидарность этих стран с проводимой политикой Ирана на международной арене свидетельствовали об упрочении отношений ИРИ с государствами Латинской Америки и тем самым создали благоприятные условия для развития с ними взаимовыгодных экономических отношений.

Усиление дипломатического присутствия ИРИ в регионе с учетом политического и экономического потенциала Ирана для создания мощной коалиции с государствами Латинской Америки имеет важное значение. Это, в свою очередь, стало предметом серьезной озабоченности агрессивно настроенных стран, в первую очередь руководства США и сионистского режима в Израиле, которые многократно заявляли о своем несогласии с мощным дипломатическим присутствием и расширением политических, экономических и культурных связей Ирана с государствами Латинской Америки. Несмотря на серьезное давление США на государства Латинской Америки, общественное мнение и государства региона выразили свое несогласие и возмущение проводимой политикой диктата США и поддержали курс на установление и укрепление международных связей с ИРИ, отвечающее интересам мира и развития взаимовыгодного сотрудничества. Чаще всего о необходимости развития отношений дружбы и равноправного сотрудничества говорили президент Венесуэлы Уго Чавес и глава Боливии Ево Моралес. Во время своего визита в США президент Бразилии Лула де Сильва в присутствии тогдашнего президента США Джорджа Бужа-младшего, официально поддержал стремление Ирана к мирному использованию ядерной энергии и подчеркнул, что бразильско-иранские связи являются предметом двухсторонних отношений государств. США же в свою очередь ждали от руководства Бразилии свертывания своих отношений с Ираном.

Правительство М. Ахмединежада, продолжая политику развития многосторонних связей с государствами мира и мировым сообществом вообще, подчеркивало заинтересованность Ирана в развитии взаимовыгодного сотрудничества с государствами региона, и заявило о решимости иранского руководства в дальнейшем вести твердую внешнеполитическую линию развития этих связей.

Исламская Республика Иран выступает за развитие сотрудничества и одновременно отвергает политику «позиции силы», являющуюся фактором нестабильности в международных отношениях. ИРИ, принимая во внимание необратимость происходящих в мире глобализационных процессов, категорически выступает против политики диктата Запада, прежде всего США в области политики, экономики, военной сферы, новых технологий, в том числе информационных, а также в культурной жизни.

Несмотря на усиление гегемонистской политики США, оказывающей мощное давление на Иран в целях его изоляции на мировой арене, внешняя политика ИРИ, направленная на обуздание гегемонистской политики США, находит понимание и поддержку на международной арене. Стремление иранского государства направлено на развитие многосторонних связей и сотрудничества, создание новых полюсов мировой политики, развитие отношений с государствами региона в различных сферах – политической, экономической и культурной жизни, в вопросах безопасности и военного сотрудничества.

 

Источник: easttime.ru

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://www.easttime.ru/analitic/2/11/1015.html
Вернуться Средний Восток Иран Глобализация и идея диалога цивилизаций Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Иран «перешел красную черту»
Если Вашингтон нанесет удар...
Ошибочный дипломатический курс по отношению к Ирану может обернуться провалом
Иран и США: балансирование между войной и миром
Странная дружба в разгар войны

 
ИРАН АНАЛИТИКА

08.12.2011
Глобализация экономики и внешняя политика Ирана
Изменения, происходящие на мировой арене в начале XXI века вынуждают государства мира пересмотреть свое отношение к миру в целом, и к внешней политике в частности. Глобализация экономики и либерализация принципов и норм мировой торговли оказали огромное влияние на внутреннюю жизнь и на международное положение многих стран, объектов международной политики.

30.11.2011
Принципы внешней политики Исламской Республики Иран
Внешняя политика - это совокупность подходов и методов, предпринимаемых соответствующими структурами отдельно взятого государства в отношениях с другими государствами или международными структурами для достижения конкретных целей, определенных как национальные интересы страны.

21.06.2011
Радикальный режим или светский Иран
Радикальный режим и светский Иран - на первый взгляд, два разных организма, которые не могут ужиться в одном социуме, две разных политических системы, не способных функционировать в одной стране, два противоположных взгляда на саму жизнь.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100