ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География Ирана
Государственный и Политический строй Ирана
Экономика Ирана
Общество и Культура Ирана

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Обычаи, праздники и традиции иранского народа
Об особенностях иранской кухни
Омар Хайям – поэт на все времена, «царь философов Запада и Востока»
Магия драгоценных камней
Лимон в домашней аптечке
Арабские цифры - как запомнить их легко?

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА ИРАН
СРЕДНИЙ ВОСТОК

Принципы внешней политики Исламской Республики Иран
30.11.2011
Автор: Хасан Зухраи, политолог (Иран)
Принципы внешней политики Исламской Республики Иран

Внешняя политика - это совокупность подходов и методов, предпринимаемых соответствующими структурами отдельно взятого государства в отношениях с другими государствами или международными структурами для достижения конкретных целей, определенных как национальные интересы страны. Внешняя политика, проводимая конкретной страной, может быть результатом инициатив этой страны или ответным действием по отношению к инициативам другой страны. Внешняя политика является динамичным процессом, в ходе которой в целях определения конкретного политического курса на дипломатическом, межгосударственном и международном уровне, и в условиях меняющей международной среды, осуществляются политические подходы, направленные на достижение национальных интересов. Внешняя политика любой страны, в свою очередь, опирается и осуществляется на основе определенных принципов.

Внешняя политика государства основана на двух группах принципов – устойчивых или структурных (стратегических) и тактических, имеющих свойство меняться в конкретных ситуациях. Известный политолог Ирана, профессор Университета Шахид Бехешти Махмуд Сарекалам, анализируя основные направления и принципы внешнеполитического курса Исламской Республики Иран отмечает, - «Структура внешней политики опирается на две опоры. Первую опору составляют устойчивые (стратегические) принципы внешней политики, а вторую опору составляют существующая политическая система и политические деятели государства. Устойчивые принципы внешней политики состоят из трех элементов (компонентов): структура международной системы, географические и политические особенности, экономическая система и общая политическая культура. Эти три элемента являют собой исторически устойчивые явления, они не зависят от сущности политической системы и воли государственных деятелей отдельно взятого государства. Вторая опора, состоящая из юридических и идеологических рамок, формируется под влиянием политической системы, которая в свою очередь воспитывает государственных деятелей и формирует атмосферу и среду поведения и культуру».

Глобализация и внешняя политика ИРИ. Внешняя политика Исламской Республики Иран после победы исламской революции 1979 года прошла ряд эволюционных этапов, которые можно разделить на пять периодов: период реалистического подхода - «защиты устремлений» (1979-1982гг.); период идеалистического подхода– «расширение устремлений»(1982-1990гг.); период идеалистического подхода– «экономика устремлений»(1990–1998гг.); период идеалистического подхода–«политика устремлений»(1998-2006гг.); период реалистического подхода-«принципы устремлений» (2006 по настоящее время).

Процессы глобализации, происходящие в мире, начали оказывать все возрастающее влияние на внешнюю политику Ирана уже с начала 90-х годов прошлого столетия, когда начался т.н. третий этап во внешнеполитической линии страны. Нет сомнения в том, что с учетом особенностей каждого этапа, политические деятели, участвующие в определении и осуществлении внешней политики Ирана, предпринимали определенные шаги, направленные на эффективное использование имеющихся возможностей для противостояния существующим угрозам и вызовам международной среды.

Глобализация, как мощный процесс, оказывала влияние на внешнюю политику государств по принципу «сверху - вниз» и «снизу - вверх» и на международном уровне, и на уровне внутренней жизни этих государств, особенно в вопросах определения основных параметров и направлений внешнеполитического курса.

Анализ внешней политики любой страны в условиях глобализации возможен только при условии исследования всех аспектов социальной, экономической и политической жизни государства на национальном уровне, а также при учете оказывающих влияние на жизнь этого государства всех экономических, политических и культурных факторов международного уровня.

Не является исключением внешняя политика Исламской Республики Иран, для понимания сущности которой необходимо исследовать глубинные процессы, происходящие во всех сферах внутренней жизни страны, а также всех факторов, вызовов и угроз, исходящих из международной ситуации. Кроме того необходимо помнить, что на внешнюю политику ИРИ оказывают влияние такие процессы как развитие средств коммуникации и информации, современные технологии, а также юридико-правовые факторы, как например, вопросы соблюдения прав человека и т.д.

Изменение международных условий в начале XXI века стало предметом озабоченности многих государств мира. Глобализация экономики, политики и культуры способствовала развитию демократических процессов во многих государствах мира, привела к ослаблению идеологических и националистических установок, помогла развитию взаимопонимания и взаимосближения участников международных отношений, привела к развитию международного сотрудничества, а также оказала влияние на внутреннее и международное положение всех игроков международной политики. Естественно, когда происходят изменения в международной системе, меняется и поведение игроков. Каждый игрок переживает период переосмысления существующих ценностей, национальных интересов и при наличии благоприятных внешних условий продолжает свой политический курс в новых условиях международной среды. Первым шагом, предпринимаемым игроками, является определение основных подходов для регулирования отношений с другими государствами и игроками международной системы. Исламская Республика Иран в условиях изменения международной среды разработала новую стратегию, главный смысл которой заключался в проведении курса отхода от политики изоляции и развития всесторонних связей на международной арене.

Анализ внешнеполитического курса ИРИ показывает, что основное внимание было уделено развитию многосторонних связей с государствами мира и понимания сложившейся ситуации в мире, свидетельствующей о том, что мир вышел на новый этап своего развития. Главная сущность этого этапа заключалась в большей взаимозависимости игроков международных отношений и формирования многополюсного мира, в котором все больше возрастает роль мировых и региональных держав, отдельных стран мира. Именно по этой причине руководство ИРИ осознало необходимость проведения гибкой внешней политики и отказа от политики изоляционализма.

В начале 90-х годов прошлого столетия после прихода к власти в Иране президента Хашеми Рафсанджани руководство страны обратило внимание на влияние глобализационных процессов на внутреннее положение и на внешнюю политику государства. В этот период к власти пришла группа политических деятелей, настроенных на проведение позитивных реформ, в том числе в отношениях страны с внешним миром. Именно в этот период возникли первые разногласия между правительством Рафсанджани и воинствующим духовенством. Разногласия касались понимания сущности национальных интересов страны. Новое руководство страны выступило за необходимость пересмотра основных концепций внешней политики страны, поскольку после войны в Персидском заливе, приведшей к усилению экспансии стран Запада против Ирана, ситуация на международной арене и в регионе серьезно изменилась. С другой стороны, это свидетельствовало о том, что под воздействием происходящих в мире глобализационных процессов, государство уже не в состоянии действовать в соответствии со старыми установками и подходами.

С другой стороны пересмотр концепции внешней политики мог способствовать экономическому прогрессу и обновлению страны. Одной из главных причин возникновения дискуссий по вопросам отказа от проведения политики изоляционализма являлась необходимость формирования нового образа Ирана на международной арене, соответствующей истинным целям и идеалам новой власти и международного сообщества. Другая проблема заключалась в умении страны использовать сложившуюся новую конъюнктуру в международной системе, сформировавшейся после завершения «холодной войны» и распада Советского Союза в условиях развития и углубления глобализационных процессов. Необходимо было учитывать то обстоятельство, что в прежние годы Иран сталкивался с большими экономическими проблемами, связанными с привлечением иностранных инвестиций в целях развития современных технологий, преодоления технологического и экономического отставания страны, улучшением взаимоотношений с международными организациями, Всемирным банком и Международным валютным фондом. В целом можно утверждать, что подход правительства Рафсанджани к происходящим в мире глобализационным процессам показал, что Исламская Республика Иран теоретически и практически готова к новым международным условиям. Это первая попытка учета международных факторов во внешней политике страны, показывающая ее готовность к новым вызовам и угрозам международной жизни. Это обстоятельство способствовало тому, что во внутренней жизни страны были предприняты шаги адекватные новым условиям, были изменены таможенные правила, направленные на упрощение экспорта и импорта товаров, создание зон свободной торговли, переосмысления ценностей экономической жизни страны. Правительство приняло меры для развития и расширения политических свобод, свободы печати, повышения роли демократических структур. Все эти изменения являлись результатами влияния новой международной ситуации.

Новый этап претворения в жизнь национальных интересов Ирана в условиях глобализации начался после прихода к власти в Иране президента Мохаммада Хатами в 1998 году. Новые международные условия показали неизбежность проведения преобразований, разработки новых взглядов и подходов, и на внутреннем уровне, и на уровне внешней политики в целях максимального использования новых возможностей и вызовов в условиях меняющегося мира. Выборы президента (2 хурдада 1376 г./23 мая 1997 г.), изменения, происходившие в период президентства М. Хатами, были своего рода ответом на необходимость проведения преобразований в целях адекватного отношения к новым реалиям и новой ситуации. В этих условиях Исламская Республика Иран изменила свои подходы во внешней политике, взяла курс на проведение политики сотрудничества и взаимодействия с другими членами мирового сообщества, направленный на обеспечение своих национальных интересов. Другими словами, признание плюрализма, равноправия культур, отход от поддержки всякого рода радикальных религиозных движений и течений во внешней политике Исламской Республики Иран составляли сущность нового подхода к решению внешнеполитических задач.

По мнению М. Хатами, внешняя политика должна осуществляться на базе понимания происходящих в мире и регионе событий. На одной из встреч с членами политической группы по решению проблем с исламским миром он заявил: «Принятие решений в узком кругу, без учета реалий и происходящих событий в мире, может стать причиной провала лиц, игнорирующих реалии сегодняшнего мира» .

Такой подход внес изменения во внешнеполитический курс ИРИ. Если в период правления президента Хашеми Рафсанджани сущность внешней политики страны заключалась в обеспечении потребностей страны и ослаблении напряженности в отношениях с другими странами, то при М. Хатами внимание государственных деятелей было направлено на понимание и осознание новых условий и событий, происходящих на региональном и мировом уровнях. Можно утверждать, что три десятилетия спустя после победы исламской революции внешняя политика ИРИ пережила серьезные изменения по содержанию и по практике осуществления.

В целом можно выделить следующие основные факторы, оказывающие влияние на внешнюю политику Ирана в контексте происходящих глобализационных процессов: неэффективность внешнеполитического курса страны в течение двух предыдущих десятилетий, его несоответствие ожиданиям руководства; многочисленность структур и органов, оказывающих влияние на принятие решений во внешней политике, отсутствие согласованности и координации в их деятельности; господство идеалистического подхода во внешней политике, сталкивающегося с серьезными трудностями и вызовами на мировой арене; большая зависимость принимаемых решений от идеалистических установок, не соответствующих реалиям современного мира; несоответствие решений и практики ведения внешнеполитического курса ряда правительств целям и задачам обеспечения национальных интересов; неспособность правительств анализировать и оценить происходящие в мире преобразования и изменения.

Такая ситуация вынудила руководство страны пересмотреть свое отношение к мировой системе. В результате Исламская Республика Иран признала реалии мировой системы, предприняла меры для проведения реформ внутренней жизни страны, укрепления доверия со стороны других государств, отказа от проведения политики изоляции Ирана от внешнего мира и т.д.

 

 

Источник: easttime.ru

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://www.easttime.ru/analitic/2/11/1017.html
Вернуться Средний Восток Иран Принципы внешней политики Исламской Республики Иран Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Иран «перешел красную черту»
Если Вашингтон нанесет удар...
Ошибочный дипломатический курс по отношению к Ирану может обернуться провалом
Иран и США: балансирование между войной и миром
Странная дружба в разгар войны

 
ИРАН АНАЛИТИКА

08.12.2011
Глобализация экономики и внешняя политика Ирана
Изменения, происходящие на мировой арене в начале XXI века вынуждают государства мира пересмотреть свое отношение к миру в целом, и к внешней политике в частности. Глобализация экономики и либерализация принципов и норм мировой торговли оказали огромное влияние на внутреннюю жизнь и на международное положение многих стран, объектов международной политики.

22.11.2011
Глобализация и идея диалога цивилизаций
Процессы глобализации оказали сильное влияние на жизнь всех государств мира. В новых условиях, многие акторы мировой политики осознали необходимость изменения своего поведения на международной арене в соответствии с происходящими в мире преобразованиями, и внесли серьезные коррективы в свою внешнюю политику.

21.06.2011
Радикальный режим или светский Иран
Радикальный режим и светский Иран - на первый взгляд, два разных организма, которые не могут ужиться в одном социуме, две разных политических системы, не способных функционировать в одной стране, два противоположных взгляда на саму жизнь.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100