ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География Ирана
Государственный и Политический строй Ирана
Экономика Ирана
Общество и Культура Ирана

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Магия драгоценных камней
Об особенностях иранской кухни
Лимон в домашней аптечке
Исламская мораль. Временные жены или проститутки?
Обычаи, праздники и традиции иранского народа
В древнем Иране вставляли «золотые глаза»

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА ИРАН
СРЕДНИЙ ВОСТОК

Глобализация экономики и внешняя политика Ирана
08.12.2011
Автор: Хасан Зухраи, политолог (Иран)
Глобализация экономики и внешняя политика Ирана

Изменения, происходящие на мировой арене в начале XXI века вынуждают государства мира пересмотреть свое отношение к миру в целом, и к внешней политике в частности. Глобализация экономики и либерализация принципов и норм мировой торговли оказали огромное влияние на внутреннюю жизнь и на международное положение многих стран, объектов международной политики. Политика в области внешней торговли должна стать одним из главных направлений внешнеполитического курса государств. Иранская дипломатии в равной степени должна служить интересам сохранения территориальной целостности, а также учету торговых интересов.

         Движение в направлении глобализации экономики началось в Иране по рекомендациям Всемирного банка и Международного валютного фонда еще с 1990-х годов после завершения многолетней войны с Ираком. Начатые реформы сопровождались приватизацией и либерализацией многих сфер экономики страны, в первую очередь торговли. К большому сожалению, многие мероприятия по либерализации экономической жизни были проведены поспешно, без предварительного изучения ситуации и состояния экономики, в результате чего были допущены серьезные ошибки и просчеты. Статистика показывала, что либерализация импорта привела к резкому увеличению объемов иностранных товаров на иранском внутреннем рынке и росту государственного долга. По данным Всемирного банка, он достиг астрономической суммы – 50 млрд. долларов. Страна была вынуждена в счет погашения кредитов и процентов к ним направить 50% дохода от реализации нефти и других нефтяных товаров. Впервые правительство Ирана обратилось в международные финансовые структуры о реструктуризации внешнего долга и выплат по ним. Уменьшение валютных поступлений стало причиной уменьшения объемов иностранных капиталовложений в экономику страны. К примеру, если в 1999 году индекс развития капиталовложений в экономику составил 5%, то в 1992-1997 годах этот показатель колебался в пределах 5-7%. Уровень инфляции в 1995 году составил 35,2%, а в 1996 году 49,4%. Политика регулирования экономической жизни страны в первые годы реформ резко ухудшила экономические показатели, и президент страны был вынужден ввести ограничения на ввоз товаров. В целом, осуществление программы либерализации экономической жизни Ирана, проводимой в целях сближения экономики страны с мировой экономикой, имело для Ирана тяжелые последствия.

         Необходимо подчеркнуть, что политика либерализации экономики, проводимая в ряде стран мира по рекомендациям Всемирного банка и Международного валютного фонда, дала положительные результаты. Дело в том, что некоторые государства получили кредиты этих организаций, но одновременно с их рекомендациями принимали во внимание особенности национальной экономики, и, самое главное, сроки и темпы проводимых реформ финансовой и экономической систем выходили за рамки рекомендаций ВБ и МВФ. Именно по этой причине наступившее «шоковое» состояние национальных экономик не имело таких тяжелых последствий как в Иране.

         С другой стороны необходимо осознать, что сближение национальных экономик с мировой экономикой - это необратимый и необходимый процесс. Игнорирование глобализации мировой хозяйственной системы имеет самые пагубные последствия для национальных экономик. Примером могут служить Куба или Северная Корея, неспособные обеспечить самые скромные потребности национального развития. С другой стороны, вхождение стран во Всемирную торговую организацию (ВТО) предполагает наличие мощных и развитых экономик, что необходимо для обеспечения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке.

         Для экономики Ирана существуют определенные преграды на пути вступления страны в эту международную организацию. Открытость экономики Ирана, повышение экономического потенциала страны, укрепление хозяйственных и социальных структур могут способствовать сохранению и защите национальных интересов страны в условиях глобализации. Только в этом случае вступление Ирана в ВТО даст положительные результаты, а игнорирование этих вероятных последствий может привести в дальнейшем к возникновению кризисных ситуаций в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

         Развитие равноправных экономических отношений с развитыми в экономическом и технологическом плане странами мира является вторым важным условием. Только равноправные связи отвечают национальным интересам Исламской Республики Иран. Поддержание стабильных политических и экономических связей с менее развитыми странами мира не может оказать негативное влияние на экономику Ирана, но с другой стороны, такие связи не могут, обеспечить динамичное и стабильное развитие национальной экономики.  

         Глобализация открывает новые возможности для динамично развивающейся экономики Ирана, имеющей большой потенциал увеличения промышленного производства. Снижение тарифов способствует преодолению препятствий на пути развития импорта в страну. С другой стороны, снижение тарифов формирует более низкую цену иранских товаров на мировых рынках, и, тем самым, повышает их конкурентоспособность. Если страна не в состоянии производить конкурентоспособную продукцию для мирового рынка, то она не сможет обеспечить относительное преимущество для производимой продукции, и тогда политика снижения и унификации тарифов не даст положительных результатов. С другой стороны политика снижения и унификации тарифов приведет к повышению конкурентоспособности импортируемых товаров на внутреннем рынке, что чревато для национальной экономики.  

         Как было выше отмечено, после 1998 года Исламская Республика Иран в своей внешнеполитической деятельности особо акцентировала внимание на экономических аспектах. Проблему сближения национальной экономики с мировой невозможно решать без привлечения иностранных инвестиций, участия других стран в развитии современных, наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности, укрепления международного доверия, развития культурных связей между государствами, внедрения новых передовых технологий и активного участия Ирана в деятельности региональных и международных организаций, и в перспективе получения статуса члена Всемирной торговой организации.

         Руководство ИРИ предпринимает шаги в деле сближения экономики страны с мировой, но делает это с большой осторожностью. Основные шаги на этом пути уже сделаны:

·        продолжается политика приватизации государственного сектора экономики и сокращения государственного аппарата;

·        осуществляется координация экономической политики с деятельностью международных финансовых структур;

·        созданы благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций.

В век взаимной зависимости государств осуществление внешней политики, направленной на приоритет внутренних экономических задач, может привести к ситуации, когда государства не смогут использовать все возможности глобализации, а увеличение разрыва в технологическом развитии может привести к ослаблению их международных позиций. С другой стороны, глобализация - это такая реальность, которую невозможно игнорировать. Необходимо идти навстречу ей, отказ от использования плодов глобализации означает еще большее отставание и изоляцию.

Экономическая структура Ирана, несмотря на наличие огромного потенциала, является закрытой и нединамичной. Именно по этой причине важнейшим фактором развития в целях укрепления позиций ИРИ в мире и мировой экономике является ориентация на внешний рынок, на внешнюю среду, с конкретными целями сближения и привлечения иностранных инвестиций. Наряду с этим, перед руководством государства стоит задача пересмотра отношений и позиций в вопросах значимости экономических аспектов и факторов на современном этапе.

Глобализация экономики и взаимная экономическая зависимость внесли определенные коррективы в подходы и практику осуществления внешней политики, которые опираются главным образом на экономические факторы при решении международных проблем и отношений между государствами.

Исламская Республика Иран в целях установления и развития экономических отношений с соседними странами, в том числе с государствами Центральной Азии, Европейским сообществом и ведущими государствами мира, укрепления доверия к стране на международной арене, осуществляет политику отказа от противостояния и конфронтации, выдвигает в качестве приоритета взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами. Следует также отметить, что первые успехи на этапе осуществления нового внешнеполитического курса имели политический характер. Продолжение этого курса – развитие экономических и торговых связей Ирана с другими странами способствовало укреплению позиций ИРИ на международной арене.

Эта политика позволила ослабить напряженность в отношениях с рядом государств, и, таким образом, отвечала интересам безопасности и стабильности в регионе, создала условия для развития взаимовыгодных экономических связей Ирана со многими странами мира.

Глобализация и политика ИРИ в области прав человека. Основные параметры внешней политики государства опираются на Конституцию. Принимая во внимание значимость принципов уважения прав человека, конечно, с учетом исламских особенностей и ценностей Конституция ИРИ закрепляет законодательно основные нормы и принципы соблюдения прав человека и определяет их как один из определяющих принципов внешней политики страны.

Другим важным идеалом исламской революции считается защита и поддержка освободительных движений, и этот принцип закреплен в Конституции страны. Эта поддержка является символом солидарности иранского народа с движением народов мира за независимость и свободу, в том числе от власти диктаторских режимов. Отсутствие дипломатических связей Ирана с расистским режимом в Южной Африке в годы господства апартеида и оккупационным режимом Израиля является свидетельством применения этого принципа на практике дипломатических сношений Ирана.

Установление и развитие отношений с государствами и правительствами новых независимых государств, провозглашенных по воле народов этих стран, является проявлением уважения и соблюдения Ираном принципа защиты прав человека на международной арене.

Исламская Республика Иран в своих отношениях с внешним миром провозглашает идеи социальной справедливости, борьбы против всяких проявлений гнета и тирании, уважения свободы и достоинства личности и защиты интересов угнетаемых народов во всем мире. Эти ценности заложены в основу внешней политики ИРИ. Каждая из этих идей на практике означает защиту прав человека на международном уровне, но основу идеи защиты этих прав составляет защита интересов всех мусульман, развитие отношений с демократическими режимами, поддержка борьбы угнетенных народов против угнетающих их режимов и т.д.

Как было отмечено выше принципы защиты прав человека отражены в Конституции ИРИ и заложены в основу внешнеполитической деятельности страны, а в условиях глобализации и повышения интереса мирового сообщества к вопросам соблюдения этих прав во всем мире, ИРИ ставит перед собой цель активно участвовать в деятельности международных организаций по правам человека. Кроме того, Иран на международном уровне заявляет о своем видении проблемы прав человека, сущность которой заключается в осуждении одностороннего подхода Запада, когда проблема прав человека, по сути, рассматривается ими с позиций собственной культуры и права.

С другой стороны Исламская Республика Иран, начиная с 90-х годов прошлого столетия, в своей внешнеполитической стратегии опирается главным образом на ведение активной деятельности в международных организациях. В первые годы после победы исламской революции руководство Ирана проводило курс на самоотстранение от решения международных проблем и пассивное участие в работе международных организаций. Но начиная с 90-х годов прошлого столетия такая политика уже не могла отвечать интересам страны. Что касается нового понимания постановки вопроса о правах человека, ИРИ выступает за преодоление одностороннего западного подхода к этой проблеме, вопросы прав человека должны быть рассмотрены с позиций культуры всех народов, они должны иметь универсальный и всеобщий характер, отвечать интересам всех народов мира. Именно по этой причине ИРИ принимает активное участие в работе Совета по правам человека Организации Объединенных Наций (ООН).

После завершения «холодной войны» ряд государств, в том числе и Исламская Республика Иран выступили против общемировой постановки проблемы прав человека. Среди этих стран Иран занимал самую активную позицию. Иран рассматривал проблему вынесения проблемы соблюдения прав человека на международный уровень как попытку западных стран навязать другим странам свое понимание, и, тем самым диктовать им правила поведения на международной арене, а также средством внедрения западной культуры и западного образа жизни. На конференции ООН по правам человека, проходившей в Вене в 1993 году иранская делегация заявила: «Иран выступает за серьезную и глубокую, по сути, полемику по вопросам прав человека, поскольку главная проблема западных стран заключается в их одностороннем понимании прав человека, и по этой причине им не удалось выработать всеобщую идею, поддержанную другими странами».

Далее иранская делегация отметила: «Запад желает выступить в качестве арбитра, судьи, прокурора и присяжных заседателей по вопросам прав человека. Запад одновременно выступает в качестве законотворческого органа, в руках которого находится право комментировать этот закон».

ИРИ выступает за изменение сущности постановки проблемы прав человека, поскольку существующие правовые нормы, регулирующие эти вопросы были разработаны в условиях противостояния между Западом и Востоком, в период «холодной войны», и это противостояние оказало влияние на понимание проблемы. К примеру, Всеобщая декларация прав человека была принята в 1948 году, многие положения которой морально устарели. Исходя из этого, Иран выступает за разработку новых вариантов и редакций основополагающих международных правовых документов, регулирующих права человека. Положения этих международных документов не должны представлять собой догму. Необходимо разработать систему, в которой вместо полемики и противостояния, существовала бы атмосфера сотрудничества и взаимопонимания.

Усилия ИРИ на международной арене направлены на новую постановку вопроса о правах человека, освобождения ее от западного диктата и западного образа мышления, с тем, чтобы проблема прав человека отвечала интересам всех народов мира и не стала орудием воздействия Запада для обеспечения мирового господства.

Источник: easttime.ru

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://www.easttime.ru/analitic/2/11/1020.html
Вернуться Средний Восток Иран Глобализация экономики и внешняя политика Ирана Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Узбекистан: кризис власти неизбежен
Запад и "андижанское дело"
Состав афганского парламента
Талибан переходит в наступление
СМИ Узбекистана «не заметили» очередную киргизскую «революцию»

 
ИРАН АНАЛИТИКА

30.11.2011
Принципы внешней политики Исламской Республики Иран
Внешняя политика - это совокупность подходов и методов, предпринимаемых соответствующими структурами отдельно взятого государства в отношениях с другими государствами или международными структурами для достижения конкретных целей, определенных как национальные интересы страны.

22.11.2011
Глобализация и идея диалога цивилизаций
Процессы глобализации оказали сильное влияние на жизнь всех государств мира. В новых условиях, многие акторы мировой политики осознали необходимость изменения своего поведения на международной арене в соответствии с происходящими в мире преобразованиями, и внесли серьезные коррективы в свою внешнюю политику.

21.06.2011
Радикальный режим или светский Иран
Радикальный режим и светский Иран - на первый взгляд, два разных организма, которые не могут ужиться в одном социуме, две разных политических системы, не способных функционировать в одной стране, два противоположных взгляда на саму жизнь.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100