ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География Афганистана
Государственный и Политический строй Афганистана
Экономика Афганистана
Общество и Культура Афганистана
История Афганистана

ЭТО ИНТЕРЕСНО
История в лицах. Бачаи Сако - удалец из Хорасана (Часть1)
Рождение ребенка в Афганистане и связанные с этим традиции
Ширин Хури – одна из особенностей национальной афганской свадьбы
Афганская кухня
Ураза - пост в Священный месяц Рамадан
Традиционная одежда афганца

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА АФГАНИСТАН
СРЕДНИЙ ВОСТОК

Влияние «линии Дюранда» на ситуацию в Афганистане. Часть вторая
18.10.2011
Автор: К. Искандаров, директор Центра изучения Афганистана и региона, д.и.н.
Влияние «линии Дюранда» на ситуацию в Афганистане. Часть вторая

В 1921 г. в Кабуле начались новые переговоры между двумя странами. Возможности пересмотра мирного договора Равалпинди предусматривала статья 4 этого договора. Делегация Великобритании во главе с Генри Доббсом (Sir Henri R.C. Dobbs) и Махмуд Тарзи 22 ноября 1921 г., подписала Договор о дружбе и торговых отношениях между Великобританией и Афганистаном. Статья 2 нового договора, касающаяся линии Дюранда, гласила: «Стороны признают границу между Индией и Афганистаном в том виде, в котором содержится в статье 5 договора от 8 августа 1919 г в Равалпинди».

Статья 14 договора 1921 г. давала сторонам право через год посредством официального меморандума сообщить другой стороне о признании его недействительным. Но правительство Аманулла-хана никогда не сообщало правительству Великобритании о непризнании каких-либо положений договора.

В годы правления Надир-хана Чрезвычайный и полномочный посол Афганистана в Лондоне Шах Вали-хан и министр иностранных дел Великобритании Артур Гендерсон 6 июля 1930 г. обменялись дипломатическими записками, в которых сообщалось о признании правительствами двух стран договора 1921 г. Во втором параграфе памятной записки афганского посла сообщалось: «В ответ на Вашу памятную записку я также имею честь сообщить, что наше понимание также основывается на том, что эти два договора (договор от 1921 г. и торговый договор от июня 1923 г.- К.И.) имеют полную силу и реализуются в полной мере». Таким образом, можно заключить, что срок действия соглашения о линии Дюранда в начале не был установлен в 100 лет, а предусматривал более короткий период (правление эмира Абдуррахман-хана). Но это соглашение впоследствии было утверждено один раз эмиром Хабибулла-ханом, дважды эмиром Аманулла-ханом и один раз Мухаммад Надир-ханом, и срок его действия стал постоянным.

Легитимность Соглашения о границе оспаривается и по той причине, что оно было подготовлено и подписано только на английском языке, тогда как его необходимо было подготовить и подписать на английском и на фарси. Таким образом, возникает формальная причина говорить, что это соглашение не соответствует международным стандартам. Но основная причина, по которой в Афганистане ставится под вопрос легитимность соглашения о линии Дюранда, является утверждение о том, что оно было навязано Афганистану, и, следовательно, соглашение, которое навязано и достигается под давлением, не имеет законной силы.

Многие афганские историки, советские востоковеды и некоторые западные исследователи пишут, что соглашение 1893 г. было навязано Абдуррахман-хану под угрозой войны и экономической блокады со стороны Великобритании, и эмир, прежде чем подписать договор, не созвал Джиргу, не советовался с членами своего правительства и т.д. Действительно, английская колониальная политика была построена на шантаже и силовом давлении. В тоже время среди историков, в основном за рубежом, есть и другое мнение, что на самом деле, предложение правительства Британской Индии об установлении границы эмир Абдуррахман-хан, во-первых, принял с целью обезопасить своё государство и решить раз и навсегда проблемы границы, существовавшие между Британской Индией и Афганистаном. Об этом была написано в преамбуле соглашения. Там подчеркивалось, что два государства имеют дружественные отношения и желают установить рубежи своих территорий и контроля, с тем, чтобы в дальнейшем не возникали никакие противоречия и недопонимания по этому вопросу. В Большом дарборе (совет), который был организован по завершению переговоров, Абдуррахман-хан говорил, что между Англией и Афганистаном в период правления прошлых правителей возникали войны, но мы оставили эту враждебность и стали друзьями. Сегодня, чтобы эта дружба опять не превратилась во вражду, решили определить и установить рубежи своих владений. Действительно подписание соглашения и установление границы могло остановить продвижение англичан. Абдуррахман-хан с пристальным вниманием следил за продвижением англичан, их планами построить железную дорогу до Кандагара и провести линию телеграфа. По его словам, ему переводили сообщения из английских газет, на страницах которых обсуждались эти вопросы, и он говорил, что с нашего согласия или без него Великобритания построит эту железную дорогу, если мы не установим пределы их владения и влияния. Поэтому второй параграф соглашения объявлял неприкосновенной линию границы между Британской Индией и Афганистаном, обязывал стороны, подписавшие соглашение, никогда не вмешиваться в дела территорий, отошедших каждому из них.

Во-вторых, эмир Абдуррахман подписал соглашение о границе в обмен на увеличение Британией ежегодной финансовой помощи Афганистану с 2,1 миллиона до 8,1 миллионов индийских рупий, т.е. размер субсидий был увеличен на 6 млн. рупий. Об этом было упомянуто в 7 статье договора. В этой статье также говорилось, что Государство Британской Индии не будет чинить препятствий и не возражает против использования ее территории для транзита афганских товаров, оружия и боеприпасов .

В-третьих, в ходе переговоров с эмиром 12 ноября 1893 г. было подписано еще одно соглашение о содействии англичан в решении вопроса о переходе левобережья Пянджа (Дарваза) и Ваханского коридора под контроль Афганистана и в 1995 г. в результате переговоров Великобритании и России о разграничении границы на Памире это было узаконено, и левобережье Дарваза и Вахан перешли к Афганистану. К тому же в 1897 г. Англия выплатила Афганистану для управления Вахана еще 500 тысяч рупий.

Более того, некоторые афганские историки считают, что договор о линии Дюранда не был чем-то новым для эмира Абдуррахман-хана. Он еще в 1880 г. сознательно признал условия Гандамакского договора от 1879 г. По словам М.Г.М. Губара, когда Абдуррахман прибыл в Чарикар, народ объявил его падишахом. Тогда англичане написали ему, что они готовы признать его падишахом Афганистана в Кабуле и просили направить к ним своего представителя. Эмир вместо того, чтобы предъявить англичанам свои условия задал им вопрос, чего они хотят от Афганистана? В ответ на это английская сторона тут же предъявила свои условия полностью соответствующие Гандамакскому договору 1879 г., результаты которого афганцы смывали железом и кровью. Условия были следующие:

·        афганский эмир кроме Великобритании не может иметь политических отношений с другими странами (этот пункт ограничивал политическую независимость страны после героической борьбы народа за независимость);

·        весь Кандагар будет под правлением другого правителя (это означало, что южная провинция Афганистана отделяется);

·        территорий Пишин и Сиби остаются под контролем Великобритании;

·        договора, подписанные с Якуб-ханом о границах, остаются в силе (т.е. все жизненно важные территории остаются в руках врага).

Абдуррахман принял эти условия без колебаний и вошел в Кабул как эмир Афганистана.

В более чем 20 летнем периоде свооего правления эмир Абдуррахман-хан ни делал ничего без согласия англичан. Эмир всегда подчеркивал, что Афганистан независимая страна, но о соглашении с англичанами относительно того, что страна не может иметь политических отношений с другими странами кроме Великобритании, говорил: «Афганистан может иметь отношения с соседями, но при условии, что вначале информирует правительство Британской Индии, и в случае получения рекомендации от него, имеет право принять самостоятельное решение».

Противники мнения о навязывании Абдурахман-хану договора опираются и на Воспоминания эмира Абдуррахман-хана, в которых он с удовлетворением упоминает о подписании договора. На Большом совете двора, в речи эмира было отмечено, что процесс переговоров и подписание договора проходило в дружественной атмосфере. Более того, он отмечает, что народ Афганистана высоко ценит дружбу с Великобританией. Абдуррахман-хан в своем завещании адресованном сыну и наследнику Хабибулла-хану также касается отношений своей страны с Великобританией. Он завещает: «Правительство Британии до сих пор со мной продолжало иметь мирные и примирительные отношения, ты также с ними веди себя, как я вел дела, но твой взгляд всегда должен быть направлен на безопасность и независимость Афганистана». Однако некоторые афганские историки считают, что воспоминания эмира, касающиеся подписания договора, являются фальсификацией, но кто и когда переписал воспоминания Абдуррахман-хана, если это и было на самом деле, никому не известно.

Таким образом, вопрос о навязывании эмиру соглашения под угрозой начала новой войны, некоторыми учеными, оценивается, по меньшей мере, как спорное. Более того, по их мнению, если даже допустить, что Абдуррахман-хан действительно подписал соглашение под давлением, тем не менее, трудно поставить под сомнение легитимность линии Дюранда в качестве международной границы между Афганистаном и Пакистаном, так как в этом случае, по меньшей мере, надо учитывать следующее:

Легитимность линии Дюранда, как границы между Афганистаном и Британской Индией, зафиксирована не только в соглашении от 12 ноября 1893 г. а еще в четырех других договорах от 1905, 1919, 1921 и 1930 годов, под которыми афганская сторона подписалась. Договор 1921 г. даже был ратифицирован сторонами, и обмен ратификационными документами состоялся в Кабуле в январе 1922 г.

Если взглянуть на политическую историю современных государств, то почти всюду в установлении границ можно обнаружить в той или иной мере внешнее давление. Если все государства будут осуждать это как негативное явление и на этой основе в одностороннем порядке ставить под сомнение легитимность своих границ, начнут их пересмотр, то нынешний международный порядок полностью разрушится. В мире много государств, которые хотят расширить свои границы. Но надо учесть, что в настоящее время все крупные державы, влиятельные международные организации, в том числе США, Великобритания, арабские страны, ООН и т.д. признают линию Дюранда в качестве международной границы между Пакистаном и Афганистаном.

Сегодня, когда особенно усиливаются стремление решить застарелый афганский кризис, встает вопрос о решении еще более сложного вопроса во многом влияющего на ситуацию в Афганистане - «линии Дюранда». Поэтому, если международное сообщество попытается решить его в рамках международных законов, то существует «Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров» (Vienna Convention on Succession of States in Respect of Treaties - VCSSRT). В статье 11 VCSSRT («Режимы границы») где написано: «Правопреемство государств как таковое не затрагивает:

a) границ, установленных договором; или

b) обязательств и прав, установленных договором и относящихся

к режиму границы».

Отсюда развал Британской Индии и возникновение Пакистана, как ее преемника на северо-западной мусульманской части не может ставить под вопрос легитимность «линии Дюранда». В преамбуле VCSSRT написано, что нормы международного обычного права будут по-прежнему регулировать вопросы, которые не нашли решения в положениях настоящей Конвенции. Здесь понятно, что нормы международного обычного права являются основным источником разработки международных законов.

В то же время часть историков и экспертов ведут речь о нравственном аспекте вопроса, так как установленная граница разделила пуштунские племена, веками проживавшие на одной территории и на пути их свободного движения создала определенные ограничения. В силу того, что граница разделила большое число людей имеющих единый язык, традиций и культуры, то правительство Афганистана постоянно подвергало критике договор с нравственной точки зрения, считало его подписание аморальным в отношении пуштунских племен.

Но некоторые эксперты нравственный аспект вопроса рассматривают в историческом и экономическом аспекте, и считают, что непризнание афгано-пакистанской границы на этой основе также не усилит позиции Афганистана. Они пишут, что между различными пуштунскими племенами, проживавшими вокруг линии Дюранда с давних времен, существовали конфликты и враждебные отношения, и нельзя назвать проведение линии границы единственным фактором их разделения. Они обращают внимание на тот факт, что политические отношения пуштунских племен западных регионов исторически всегда больше были направлены в иранскую сторону, тогда как восточные пуштуны, конечно, имели больше отношения со своими сородичами в Британской Индии. По мнению экспертов, в проведении линии Дюранда в определенной мере учтены и экономические связи племен, расположенных по обе стороны этой искусственной границы.

Конечно, каждая сторона в этом отношении может привести свои аргументы, и кто больше прав зависит от субъективного восприятия этой проблемы в целом. Но если судить с точки зрения международного права, то, по мнению некоторых исследователей, шанс Афганистана защитить свои позиции, выдвигая нравственный аспект проблемы, небольшой, так как в соответствии с нормами международного обычного права при рассмотрении морального аспекта проблемы линии Дюранда учитываются два фактора - внутренний и внешний:

1.Историческая и современная позиция Афганистана по отношению к своим границам с другими соседями.

2. Наличие или отсутствие международных границ в других странах, которые как афгано-пакистанская граница разделяют народ с единым языком, культурой и т.д.

Это исходит из сущности международного обычного права, т.е. учета аналогии. В данном случае позиция Афганистана по отношению к своим другим границам и позиция других стран при наличии аналогичных ситуаций учитывается в качестве правового положения, с тем, чтобы на его основе рассмотреть обоснованность или необоснованность позиции Афганистана выдвинуть претензии на основе нравственных принципов по линии Дюранда.

На этой основе, если обратиться к истории Афганистана, то можно обнаружить, что все внешние границы современного Афганистана были установлены во второй половине XIX века. Из всех границ Афганистана линия Дюранда единственная граница, которая была установлена в результате проведения двусторонних переговоров с эмиром Афганистана. Границы Афганистана с другими соседними странами Афганистана - Царской Россией и Китаем были установлены в результате двусторонних переговоров между Великобританией и Россией. Граница Афганистана с Ираном была установлена при посредничестве Великобритании. В 1905 г. английская делегация из 1500 человек во главе с Мак Муханом более 2 лет сидела в Сиистане, и в результате его посреднической деятельности, была установлена граница Афганистана с Ираном.

Когда Афганистаном оспаривается легитимность афгано-пакистанской границы на основе нравственных принципов, то международное обычное право требует использования единой нормы ко всем границам страны. Несмотря на то, что в переговорах по установлению других границ Афганистана, в частности с царской Россией и Китаем, Афганистан не принимал участия, тем не менее, эта страна признает их легитимность.

Следует отметить, что северные границы Афганистана со среднеазиатскими странами, также привели к тому, что народы, имеющие общую культуру, религию, язык превратились в разделенные нации. В связи с этим, если исходить из этой логики, то развал СССР должен иметь для границ Афганистана с новыми независимыми государствами Средней Азии такие же последствия, как и развал Британской Индии на линию Дюранда. Как видно, здесь возникают другие вопросы, в частности о легитимности границ Афганистана с государствами Средней Азии по аналогии с линией Дюранда.

Что касается внешнего фактора, то в мире существует много других межгосударственных границ, которые разделяют народы, с единим языком и культурой. Если на этой основе каждая страна будет, ставит под сомнение свои границы и выдвигать территориальные претензий к своим соседям или независимости для определенных территорий, то существующий международный порядок, с трудом, установленный общими усилиями многих стран в течение нескольких десятилетий, рухнет в одночасье.

Итак, из всего вышеизложенного можно придти к выводу, что проблема линии Дюранда является очень застарелой, сложной и вместе с тем чувствительной, особенно для афганцев, и у каждой стороны имеются свои аргументы. В течение более 60 лет стороны не могут приблизить свои позиции по решению вопроса о границе. Со своей стороны позиция Пакистана основана на том, что линия Дюранда является признанной международной границей, и Пакистан как преемник Британской Индии имеет полное право на территории, которые были установлены соглашением от 1893 г. В этих условиях нужна добрая воля с двух сторон и понимание того факта, что без решения этой проблемы трудно рассчитывать, не только на улучшение отношений между двумя странами, но и на установление прочного мира и стабильности в регионе. Если руководство Афганистана пойдет на переговоры, и в обмен на прекращение вмешательства Пакистана и получения гарантий содействия обеспечению мира и стабильности в этой стране признает линию Дюранда в качестве международной границы, несомненно, это может содействовать установлению мира в этой стране.

 

Источник: http://easttime.ru

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://www.easttime.ru/analitic/2/13/1008.html
Вернуться Средний Восток Афганистан Влияние «линии Дюранда» на ситуацию в Афганистане. Часть вторая Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Узбекистан: кризис власти неизбежен
Запад и "андижанское дело"
Состав афганского парламента
Талибан переходит в наступление
СМИ Узбекистана «не заметили» очередную киргизскую «революцию»

 
АФГАНИСТАН АНАЛИТИКА

01.11.2011
Возможные сценарии для Северного Афганистана и безопасность Центральной Азии
Осенью этого года исполнится 10 лет с момента начала операции США и НАТО в Афганистане. За этот период в стране, несомненно, достигнуто многое в плане восстановления государственности и централизации власти, но в главном вопросе обеспечения мира и стабильности, и минимизации угроз для соседей по региону нет особых достижений.

13.10.2011
Влияние «линии Дюранда» на ситуацию в Афганистане. Часть первая
Проблема «линии Дюранда» весьма сложная и вместе с тем чувствительная тема. Но, с другой стороны, если не обсуждать ее и не пытаться найти пути ее решения, еще долго она будет оказывать негативное влияние на афгано-пакистанские отношения и, в целом, на ситуацию в Афганистане.

11.10.2011
Возможные сценарии развития ситуации в Афганистане и вызовы для Центральной Азии
Афганистан продолжает входить в число ключевых угроз для стабильности Центральной Азии. Как показывают имеющиеся данные, в последние годы ситуация в этой стране продолжала довольно быстрыми темпами деградировать, поскольку не были решены фундаментальные проблемы в социально-экономической, идеологической и военной сферах.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100