ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География Китая
Государственный и Политический строй Китая
Экономика Китая
Общество и Культура Китая
История Китая
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Как пользоваться китайскими палочками?
Если вы собрались в Китай
Пекин. Города мира, в которых стоит побывать хотя бы раз в жизни.
Китаец преодолел 35 км вплавь за 11 часов
Написаны золотом тексты: книги и культура чтения в танском Китае
Туристу, выезжающему в Китай (инструктаж по технике безопасности).

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА КИТАЙ
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

ЯДЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ И ПОЗИЦИЯ КИТАЯ
20.04.2007
Автор: Азат Чарыяров
ЯДЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ И ПОЗИЦИЯ КИТАЯ

Проблема ядерной безопасности на Корейском полуострове, а также нестабильность режима нераспространения, свидетельствуют о неспособности ведущих стран мира совместно решать встающие перед ними вопросы международной безопасности. Более того, приобретенный Северной Кореей ядерный статус, может привести к тяжелым осложнениям стратегической обстановки в регионе. Однако в случае, если Китаю, США, России, Японии и Южной Корее удастся достигнуть политического разрешения кризиса, это докажет, что шестисторонние переговоры не оказались напрасной тратой времени и усилий, а их участники могут эффективно координировать свои действия для разрешения острых международных кризисов и оздоровления международного климата в целом.

Надежда на успешное разрешение ядерного кризиса на Корейском полуострове впервые появилась на третьем раунде шестисторонних переговоров в июне 2004 года, в ходе которого США предложили свой план урегулирования кризиса, по сути, согласившись с формулой «вознаграждение за замораживание». В этом плане сторонами были учтены некоторые элементы позиции Северной Кореи[1].

В свою очередь, Северная Корея заявила, что она готова «воздержаться от дальнейшего производства, испытаний и передачи ядерного оружия, а также заморозить все объекты, относящиеся к ядерному оружию и продукты их деятельности». Кроме того, Северная Корея потребовала поставок двух миллионов киловатт часов электроэнергии в год[2].

Однако, несмотря на то, что в развитии ситуации появилась некоторая надежда на достижение прогресса, по основным моментам позиции Северной Кореи и США были несовместимы. Среди них можно выделить три основных момента: проверка выполнения КНДР обязательств, которые она должна будет взять на себя для урегулирования кризиса; форма и содержание гарантий безопасности КНДР; использование Северной Кореей ядерной энергии в мирных целях.

Сразу же после третьего раунда руководство Северной Кореи пошло на эскалацию кризиса. Этого и следовало ожидать, ведь результаты переговоров не дали КНДР тех политических и экономических дивидендов, на которые она рассчитывала. Плюс ко всему вряд ли руководство КНДР было готово отказаться от развития своего боевого атома. Северная Корея отвергла план США, назвав его «фальшивым», а также заявила о невозможности участия в переговорах относительно ядерной программы.

Но, взяв курс на эскалацию кризиса, Северная Корея ничего не выиграла, а наоборот, только ухудшила свои отношения с каждым государством «группы - пяти». Переход ядерного рубикона был чреват для нее весьма негативными последствиями, в том числе усилением международной изоляции и санкциями. Руководство КНДР прекрасно понимало это и вскоре сменило свою тактику, согласившись на возобновление переговоров, что принесло Пхеньяну определенные политические дивиденды[3]. Однако, согласие вернуться за стол переговоров отнюдь не означало отказ от ядерного оружия.

Четвертый раунд шестисторонних переговоров, состоявшийся в июле-сентябре 2005 года, завершился подписанием совместного документа. В начале раунда КНДР заявила, что ее позиция осталась неизменной[4]. В дополнение ко всему Северная Корея потребовала, чтобы государства «группы - пяти» построили ей легководный ядерный реактор, заявив, что ликвидация ядерного оружия может начаться только после пуска этого реактора. Это требование было отвергнуто США и Японией. Китай, Россия и Южная Корея поддержали право КНДР на мирное использование ядерной энергии. Острые дискуссии продолжались до последнего дня переговоров, но, в конце концов, сторонам удалось достигнуть компромисса и принять Совместное заявление. Можно сказать, что в результате четвертого раунда был достигнут значительный прогресс: КНДР обязалась отказаться от всего ядерного оружия и существующих ядерных программ, а также вернуться в ДНЯО и под гарантии МАГАТЭ в сжатые сроки; государства «группы - пяти» поддержали право КНДР на мирное использование ядерной энергии и согласились обсудить вопрос о предоставлении КНДР легководного реактора в надлежащее время, а также оказать содействие в области энергетики.

Однако уже на следующий день представитель МИД КНДР выступил с заявлением, содержащим свою интерпретацию положений заявления. В частности там говорилось, что «США даже не должны и мечтать о том, что КНДР ликвидирует свой ядерный потенциал сдерживания, прежде чем они поставят легководный реактор»[5].

Пятый раунд переговоров в ноябре 2006 года не принес никаких результатов, как и все последующие контакты Северной Кореи с государствами «группы - пяти».

И пока международное сообщество искало пути возвращения Северной Кореи за стол переговоров, 3 октября 2006 года министр иностранных дел КНДР заявил о намерении своей страны провести в будущем ядерные испытания, объяснив их необходимость угрозой со стороны США. Пхеньян гарантировал их безопасность и заверил, что страна не будет первой применять ядерное оружие. Спустя шесть дней, 9 октября 2006 года, несмотря на многократные предостережения и предупреждения, Северная Корея провела подземное испытание ядерного заряда[6].

Реакция международного сообщества была однозначно негативной. И здесь, представляется весьма интересным рассмотреть позицию КНР – ближайшего союзника КНДР. Несмотря на то, что Пекину было известно о планах Северной Кореи за двадцать минут до самого испытания, детонация ядерного заряда явилась некой «пощечиной» Китаю, вызвав тем самым сомнения в его способности влиять на Пхеньян и его действия[7].

Неспособность Китая контролировать поведение Северной Кореи проявилась еще в июле 2006 года во время тестовых испытаний ракет, когда официальный Пекин предупредил Пхеньян воздержаться от подобных действий. Однако, как нам известно, испытания были проведены на следующий же день[8].

Но в сравнении с июльским запуском ракет реакция Китая на ядерное испытание была гораздо жестче. Китай немедленно осудил действия Пхеньяна, назвав их «бесстыдными и провокационными», используя выражения обычно закрепленные за США, и впервые заявил, что не исключает самых жестких санкций в отношении Северной Кореи. Правда, в переводе с дипломатического языка это означало, что Китай хочет слегка привести в чувство зарвавшегося соседа, не нанося ему большого вреда. Пекин меньше всего заинтересован в нестабильности и тем более крахе северокорейского режима. Как известно протяженность общей границы между КНР и КНДР составляет более 1390 километров, что может создать определенные трудности в осуществлении контроля над массивным потоком беженцев, который хлынет в случае нестабильности в Северной Корее.

В конце концов, путем угроз и уговоров Пекину удалось убедить Пхеньян вернуться к шестистороннему диалогу. Очередной раунд состоялся в Пекине в феврале 2007 года, в результате которого Северная Корея обязалась закрыть свой ядерный реактор в Йонбене в течение 60 дней. В обмен на это стороны пообещали возобновить продовольственную и энергетическую помощь, а также снять финансовые санкции и разморозить счета Северной Кореи в банке Banco Delta Asia в Макао[9]. Однако, в скором времени переговоры зашли в тупик. Северная Корея потребовала разморозить ее счета, прежде чем она приступит к каким-либо дальнейшим действиям и отказалась принимать на веру обещания США по этому поводу. Но, несмотря на то, что переговоры были прерваны, представители «группы – пяти» остаются позитивными в отношении достигнутых договоренностей и считают, что в скором времени стороны снова начнут двигаться в нужном направлении, а вопрос с размораживанием счетов - всего лишь вопрос времени[10].

Тем не менее, как бы ни сложилась ситуация вокруг урегулирования ядерного кризиса на Корейском полуострове, можно с определенной долей уверенности утверждать, что ядерный арсенал КНДР вряд ли будет использован против Китая. Однако, сам факт ядерного испытания и появления у границ КНР государства, обладающего своим ядерным потенциалом, вызвал на поверхность такие вопросы как: почему Пекин позволил этому случиться? Ответ прост: либо Китай не смог остановить Северную Корею, либо просто не захотел. Любой вариант вызовет определенную волну напряженности в отношениях Пекина и Вашингтона. В то время как США требуют более жесткой реакции, нежелание руководства Китая участвовать в этом может дать повод американским политикам задуматься над тем, что Китай не разделяет озабоченности США и не может быть достойным партнером в строительстве безопасности в Азии.

Само ядерное испытание показало, что Китай, на самом деле, не является влиятельной региональной и/или мировой державой, чей мундир он примерял на себя не раз. Проблема, с которой Пекин может столкнуться после испытания, это то, что остальные региональные игроки, в частности Япония, Южная Корея и Тайвань, могут пересмотреть свою ядерную стратегию. А это может привнести элемент нестабильности в регионе и негативно сказаться на режиме нераспространения. Однако с другой стороны, возможно, Пекин просто не захотел сдерживать Северную Корею. Возможно, отказ Пхеньяна от ядерной программы не входит в интересы национальной безопасности КНР. Привязав США, как дипломатически, так и в военном отношении к региону, и тем временем играя ключевую роль в ведении шестисторонних переговоров, Китай получит возможность стать более влиятельным региональным и глобальным игроком.

В любом случае, какие бы цели не вынашывал Китай, ядерный эксперимент на Корейском полуострове может быть чреват весьма болезненными последствиями для безопасности в регионе и в мире, в целом. Дело в том, что если Пхеньян сможет извлечь хоть какую-то пользу из своего ядерного статуса, это может указать путь другим странам, таким как Иран. И им будет очень трудно объяснить, почему первой в мире стране – изгою можно иметь бомбу, а всем остальным – нельзя.

 

Азат Чарыяров, специально для eastime.ru



[1] Замораживание ядерной программы как первый этап в разрешении кризиса; экономическая помощь и гарантии безопасности после замораживания программы; и нормализация двусторонних отношений, в перспективе.

[2] «DPRK Foreign Ministry Spokesman on Six-Party Talks». - June 28, 2004 - http://www.kcna.co.jp/index-e.htm

[3] В частности, США признали КНДР суверенным государством, а также заявили об отсутствии намерения нападать на нее.

[4] США должны предоставить гарантии неприменения ядерного оружия против Северной Кореи; ликвидировать все свое ядерное оружие на территории Южной Кореи, запретить ввоз ядерного оружия на юг полуострова и отказаться от обещания Южной Кореи использовать американский ядерный зонтик для ее защиты, а также отказаться от попыток насильственно сменить режим в КНДР. В ответ на это Пхеньян готов «в проявляемой форме» ликвидировать свое ядерное оружие и свою ядерную программу.

[5] Korean Central News Agency (KCNA), «Spokesman for DPRK Foreign Ministry on Six-Party Talks», 20 September 2005.

[6] 16 октября США подтвердили факт проведения испытания, заявив, что анализ проб воздуха, собранных 11 октября, показал наличие радиоактивных частиц и, что мощность заряда составила не больше килотонны.

[7] «U.S. Congressman thanks China for informing U.S. of DPRK nuclear test», Xinhua, 10 October 2006.

[8] 5 июля 2006 года КНДР произвела испытание 7 ракет, включая баллистическую трехступенчатую ракету Тэпходонг II, радиус действия которой составляет от 3,500 до 4,300 километров. Резолюция СБ ООН, поддержанная всеми государствами-членами, осудила испытания, проведенные Северной Кореей.

[9] Министерство Финансов США обвинила банк Banco Delta Asia в отмывании денег для КНДР, и заморозило северокорейские активы на 25 миллионов долларов США для дальнейшего выяснения обстоятельств. 

[10] «Six-Party Talks Break Down As N. Korea Balks on Funds», Washington Post, 23 March, 2007
 
 
специально для easttime.ru
Источник: ИСАП

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://easttime.ru/analitic/3/8/170.html
Вернуться Дальний Восток Китай ЯДЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ И ПОЗИЦИЯ КИТАЯ Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Разумно относиться к развитию Китая
Новые тенденции в потреблении китайцами предметов роскоши
Центральная Азия и Китай
Китай добыл японский газ. Отношения между двумя странами накаляются
Зачем Китаю Таджикистан?
Бумажный тигр
Возрождение японского милитаризма.
В XXI столетии Япония вновь станет полноценной военной державой
Ядерный Тайвань – «за» и «против»

 
КИТАЙ АНАЛИТИКА

11.10.2011
Китай как экспортер оружия.
В современных условиях экспорт военной продукции стал важным средством обеспечения национальных интересов, особенно в военно-эко-номической области.

02.09.2011
КНР как импортер оружия.
Сегодня на Западе много пишут не только об экономических успехах КНР, но и о ее растущей активности на рынке вооружений.

24.08.2011
Китайский дракон в центре Евразии и историческая миссия России
Как известно, История способна дать ответы на самые сложные вопросы, стоящие на повестке дня и Современности, и Будущего. Все это справедливо и в случае с историей китайского присутствия в центре Евразии: современной Центральной Азии и смежных пространствах.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100