ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География Китая
Государственный и Политический строй Китая
Экономика Китая
Общество и Культура Китая
История Китая
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Счастье в тарелке
Тропа смерти в Китае
Пекин. Города мира, в которых стоит побывать хотя бы раз в жизни.
Традиции китайской кухни
История чая
Как пользоваться китайскими палочками?

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА КИТАЙ
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Пенсионное обеспечение в КНР.
06.11.2008
Автор: Каукенова Т.
Пенсионное обеспечение в КНР.
Проблема старения населения является одной из наиболее актуальных кризисных тенденций в развитии современного китайского общества. К старению населения в КНР в настоящее время ведут два взаимодополняющих процесса: с одной стороны, снижение коэффициента смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни, с другой — падение коэффициента суммарной рождаемости. Первый процесс способствует абсолютному увеличению численности пожилого населения, второй имеет следствием уменьшение доли молодежи и соответственно относительное возрастание доли пожилых людей. Важнейшим фактором, обусловившим развитие второй тенденции, стала политика сдерживания рождаемости.
Еще в начале XXI в. население Китая по меркам ООН стало старым (если в возрастной структуре доля лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7%, а доля детей до 14 лет меньше 30%). В течение последних 5 лет темпы старения населения в КНР и абсолютное число пожилого населения продолжают неуклонно расти. Если в 2003 году население старше 60 лет в КНР составляло 7,5% от общего числа граждан КНР, то в 2007 г. эта цифра составила уже 11,6% [1]. По прогнозам, опубликованным в 2003 году, удельный вес лиц в возрасте 65 лет и старше в общей численности населения к 2010 г. должен был достичь 7,13%, что составило бы более 100 млн человек, в 2020 г. — 8,38%, или более 150 млн, в 2030 г. — 16%, или более 250 млн [2]. Тем не менее, по данным официальной китайской статистики уже в 2007 году, доля лиц в возрасте старше 65 лет в КНР составила 106,3 млн человек, что составляет 8,1% от обще численности населения страны [3].
В то же время, в «Докладе о состоянии мирового населения-2007», опубликованном ООН в июле 2007 года, сказано, что «к 2050 г. 24% китайского населения будет старше 65 лет, 7% - старше 80 лет, а в настоящее время только 1%» [4]. По оценке Государственного комитета по демографической политике и плановому деторождению КНР, а также данным ООН, при пенсионном возрасте 60 лет за период с 2005 по 2050 гг. себестоимость содержания пожилых и престарелых в Китае увеличится примерно на 180% [5].
В целом же в 2007 году количество престарелого населения достигло 153,4 млн человек . Доля населения в возрасте до 14 лет в прошедшем году составила 19,4%, или 256,6 млн чел., хотя пять лет назад, в 2003 году, эта категория населения составляла еще 22,1% от общего числа населения Китая.
Процесс непрерывного старения населения в современном Китае с учетом довольно низкого уровня средств, которые государство может позволить себе тратить на пенсионное обеспечение этой категории граждан, неизбежно приведет к тому, что их содержание в старости будет неполным и недостаточным.
Сложившаяся демографическая ситуация усугубляется тем, что, во-первых, на сегодняшний день в Китае не существует гарантированного пенсионного обеспечения по старости, которое охватывало бы все слои престарелого населения. Во-вторых, материальное обеспечение старшего поколения возлагается на их родственников. Эта установка закреплена в Законе о защите прав пожилых людей в КНР, где прямо говорится, что именно семья должна быть главной опорой людей в пожилом возрасте, что она должна обеспечивать пожилых материально и поддерживать морально, брать на себя повседневный уход за ними и расходы по лечению.
Такая установка, несомненно, отвечает культурной традиции. Однако она расходится с тенденциями модернизации китайского общества, стремительно утверждающими модель нуклеарной семьи и вытесняющими модель сложной семьи, в которой соединены два или три поколения. В связи с сокращением рождаемости количество иждивенцев старшего возраста, приходящихся на одну молодую семью, зачастую может превышать материальные возможности по их содержанию. По данным Департамента благосостояния и социальных дел при Министерстве гражданской администрации КНР, на конец 2006 г. доля так называемых «пустых гнезд» (т.е. семей, где «дети-птенцы вылетели из гнезда» и в доме остались одни престарелые родители) в некоторых районах страны уже достигла 50% [6].
Как пишет известный российский китаист В.В. Михеев: «Отсутствие системы социального обеспечения по старости, позволяющей постепенно облегчить бремя семьи по поддержке пожилых людей, становится все большей помехой для продолжения курса на ограничение рождаемости. К концу первой четверти нынешнего века дедушками и бабушками станет нынешнее поколение родителей, потомки которых в силу своей малочисленности не будут располагать достаточными возможностями, чтобы обеспечить их старость. Относительно небольшая, но значительная по абсолютной численности группа вообще окажется бездетной. У четверти не останется выживших сыновей, и они окажутся в незавидной согласно китайской культурной традиции зависимости от зятя или, того хуже, будут вынуждены конкурировать за поддержку с его стороны со своими сватами» [7].
По данным опроса, проведенного финансовой корпорацией HSBC (The Hongkong and Shanghai Banking Corporation), по вопросу «будущая жизнь после пенсии», в Китае главным источником существования китайцев после выхода на пенсию остаются сбережения. Примерно 68% опрошенных работающих людей (40-59 лет) и 76% пенсионеров (60-79 лет) отметили сбережения в качестве основного источника финансового обеспечения после пенсии [8].
Данные другого опроса, проведенного ведущим китайским сайтом Чжунхуа, показывают, что более 70% опрошенных обеспокоены своей жизнью на пенсии. Если учесть, что опрашивалась относительно образованная и экономически защищенная по китайским меркам категория интернет-пользователей, то можно ставить вопрос о наличии в обществе серьезного комплекса опасений в отношении собственного существования после 60 лет. Во многом, это соотносится с другой социально-демографической проблемой современного Китая, а именно, невиданным уровнем половой диспропорции. Ведь по китайской традиции обеспеченная старость может быть относительно гарантированной только в том случае, если у супружеской пары есть сын.
Пенсионное обеспечение в Китае в настоящее время функционирует по принципу страховой системы, основным механизмом ее осуществления является система основного страхования по старости, охватывающая работников и служащих. Данные Министерства труда и соцобеспечения показывают, что в 2007 г. число заключивших договор о страховании по старости составило 201 млн человек против 155 млн в 2003 г. [9]
В этом случае пенсия выплачивается из Фонда основного страхования по старости, средства в который вносятся из государственного бюджета (как центрального, так и местных) и из вложений предприятий и организаций. В 2007 году общий объем поступлений в Фонд основного страхования по старости составил 783,4 млрд юаней (115,2 млрд долл.), что на 24,2% больше, чем в 2006 году. Из них поступления от членских взносов составили 649,4 млрд юаней (прирост 24,5%), а объем финансовых субсидий всех уровней составил 115,7 млрд юаней. Расходы Фонда в течение года составили 596,5 млрд юаней, что на 21,8% больше, чем в предыдущем году. [10]
Кроме того, источниками выплат пенсий в КНР на сегодняшний день также являются пенсионные фонды учреждений, из которых пенсия выплачивается по установленным государством нормам, фонды корпоративной страховой ренты и Общегосударственный фонд социальных гарантий. В рамках данных финансовых фондов действует государственный механизм регулярной индексации тарифов основного страхования, поэтому социальные выплаты и, в частности, пенсия, постоянно, хотя и очень незначительно по меркам развитых экономик, повышаются.
Так, в 2007 году пенсия у рабочих и служащих, вышедших на пенсию с предприятий, увеличена до 963 юаней (133 долл. США) в месяц, что на 270 юаней выше, чем в 2004 году. Это решение о повышении пенсий коснулось 42 млн пенсионеров. Необходимо отметить, что это пенсионный максимум, так как данная категория пенсионеров является наиболее социально защищенной.
Вышеприведенные механизмы, в основном, функционируют в городах, что же касается сельского населения, то данная категория почти не охватывается системой основного страхования по старости. На конец 2007 года число городских жителей КНР, охваченных системой пенсионного обеспечения, составило 201,37 млн человек, что на 13,7 млн человек обльше, чем в 2006 году, в то же время число сельских жителей достигло 51,71 млн человек, что расценивается руководством страны как беспрецедентное достижение, хотя общая численность сельского населения в 2007 году составила 727,5 млн человек.
В течение всего 2007 года пенсию по старости получили 3,92 млн сельских жителей, а общий объем выплаченных пенсий составил 4,0 млрд юаней [11]. Таким образом, путем несложных арифметических расчетов, выходит, что на долю каждого сельского пенсионера приходится около 1020 юаней ежегодно и, соответственно, около 85 юаней (около 13 долл. США) ежемесячно. Повторимся, что это категория пенсионеров крайне немногочисленна, остальные же – пенсионным обеспечением не охвачены.
12 октября в Пекине завершился 3-й Пленум ЦК КПК 17-го созыва опубликованием коммюнике. Пленум поставил основные задачи сельских реформ к 2020 году, тем не менее, среди них не было прямо обозначено формирование системы пенсионного обеспечения сельского населения. Видимо, данный аспект скрыт за лозунгом о том, что к обозначенному сроку необходимо будет сформировать «систему заботы о престарелых» и «систему социального обеспечения» [12].
Во время проведения Пленума на интернет-сайте Компартии КНР проходил опрос, посвященный проблемам, обсуждаемым на совещании ЦК КПК. На 13 октября было опрошено более 20 тыс. респондентов, на вопрос «В рамках изучения на 3-м Пленуме ЦК КПК 17-го созыва проблем развития реформы деревни, какие из нижеперечисленных проблем Вы считаете приоритетными?» были даны следующие ответы:
• разница в уровне социально-экономического развития между городом и деревней, повышение доходов крестьян – 19,3%
• регулирование спроса и предложения на продукцию сельского хозяйства, политика регулирования цен и финансовых вливаний – 2,7%
• проблема методов хозяйствования на земле – 28,6%
• система сельского образования, здравоохранения, санитарии и пенсионного обеспечения – 40,4%
• система управления деревней, передача селу функций низового управления – 9,1% [13].
Таким образом, несмотря на то, что в КНР в настоящее время необходима комплексная реформа всех сфер, так или иначе имеющих отношение к жизни деревни, для большинства граждан Китая наиболее насущным все-таки остается развитие социального сектора, а точнее, обеспечение относительно приемлемых условий для существования.
Источником средств к существованию селян преклонного возраста, в первую очередь, продолжает оставаться все тот же принцип семейного иждивения. В Китае существует практика заключения «соглашений о семейном иждивении», регламентирующих порядок и нормы содержания престарелых. Ответственность за контроль соблюдения такого соглашения возлагается на комитеты сельских жителей или другие соответствующие структуры с тем, чтобы гарантировать право людей преклонного возраста на материальную помощь и обеспечение.
Другим источником существования пожилых людей в сельской местности является их право на земельный подряд. «Закон КНР об обеспечении прав и интересов престарелых» предусматривает, что берущий на себя ответственность за содержание лица преклонного возраста обязуется вести уход за его земельным участком или лесным угодьем, взятыми последним на подряд, а также вести уход за его скотом при условии, что доходы от данной хозяйственной деятельности остаются за алиментируемым.
Одновременно в отношении супружеских пар, выполняющих «Положение о плановом деторождении» и имеющих только одного ребенка или двух девочек, введена система премий по наступлению старости, согласно которой каждому из супругов после достижения 60 лет выплачивается пожизненная субсидия из специальных фондов центрального и местных бюджетов.
Таким образом, проблема старения населения в КНР ставит руководство страны перед рядом вызовов и проблем, актуальность своевременного решения которых будет нарастать с каждым днем. Наиболее острыми, в этой связи, представляются следующие проблемы:
 Система пенсионного обеспечения, осуществляемая в форме страхования по старости, не до конца сформирована и требует гораздо большего внимания со стороны государства, чем сейчас. Это внимание должно осуществляться, во первых, в направлении усилий на то, чтобы охват пенсионным обеспечением был всеобщим и обеспечивал хотя бы прожиточный минимум. С другой стороны, необходимо увеличение дотаций со стороны государственного и провинциальных бюджетов с тем, чтобы гарантированные пенсионные выплаты могли получать не только бывшие чиновники и работники предприятий, но и все остальные категории пенсионеров.
 В связи с ростом числа пожилых людей необходима реформа медицинского обслуживания, направленная на то, чтобы обеспечить пенсионерам доступ к медицинским услугам, опять-таки в форме основного медицинского страхования. Кроме того, эта проблема затрагивает вопрос обеспечения медикаментами, оказания медицинских услуг тяжело больным старикам, создание системы геронтологических исследований и т.д.
 Возрастает необходимость в создании системы ухода и обеспечения одиноких пожилых людей, куда входят обеспечение этого направления деятельности большим количеством квалифицированных кадров, а также создание соответствующих государственных и общественных институтов.
 Наконец, проблема обеспечения сельских пожилых людей представляет несравнимо большую сложность, чем аналогичная проблема в городе. В этой связи необходимо проведение комплексного реформирования всей системы жизнедеятельности китайского села, включая изменение роли села в политике руководства страны, переход на новую систему землепользования, создание эффективной системы социального обеспечения на селе, отход от принципа семейного иждивения пожилых людей.
Источник: easttime.ru

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://easttime.ru/analitic/3/8/520.html
Вернуться Дальний Восток Китай Пенсионное обеспечение в КНР. Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Проблемы корректировки политики рождаемости в Китае
Развитие образования в современном Китае: кризисные явления и поиски решений
Представительство нацменьшинств в госаппарате КНР
Возрастающая роль провинциальных лидеров в госаппарате КНР

 
КИТАЙ АНАЛИТИКА

11.10.2011
Китай как экспортер оружия.
В современных условиях экспорт военной продукции стал важным средством обеспечения национальных интересов, особенно в военно-эко-номической области.

02.09.2011
КНР как импортер оружия.
Сегодня на Западе много пишут не только об экономических успехах КНР, но и о ее растущей активности на рынке вооружений.

24.08.2011
Китайский дракон в центре Евразии и историческая миссия России
Как известно, История способна дать ответы на самые сложные вопросы, стоящие на повестке дня и Современности, и Будущего. Все это справедливо и в случае с историей китайского присутствия в центре Евразии: современной Центральной Азии и смежных пространствах.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100