ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География Китая
Государственный и Политический строй Китая
Экономика Китая
Общество и Культура Китая
История Китая
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

ЭТО ИНТЕРЕСНО
История чая
Улицы красных фонарей. Китайский стиль
Традиции китайской кухни
Традиционная пища китайского народа
Особенности некоторых терминологий использующих китайцами для «обозначения» иностранцев.
Политика планирования семьи в Китае

АНАЛИТИКА КИТАЙ
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Роль ШОС в урегулировании ситуации в Афганистане: позиция Китая
01.10.2010
Автор: Руслан Изимов
Роль ШОС в урегулировании ситуации в Афганистане: позиция Китая

Урегулирование военно-политической ситуации в Афганистане остается одной из основных проблем системы обеспечения международной безопасности. Для государств-членов ШОС решение этой проблемы также является приоритетной задачей в деле сохранения стабильности в регионе.
В этой связи экспертное сообщество Китая все чаще обсуждает сложное положение в Афганистане, исходящие с его территории дестабилизирующие факторы, а также меры по противодействию новым вызовам и угрозам. В результате этого афганская проблематика приобретает актуальность в политике КНР и находится в сфере пристального внимания китайского руководства.
Оценка ситуации в Афганистане глазами китайских специалистов.
Среди китайского экспертного сообщества мнения относительно участия Китая в решении афганской проблемы достаточно разнообразны. Тем не менее, большинство из китайских исследователей сходятся в оценке военно-политической ситуации в Афганистане, которая обобщенно выглядит следующим образом:
во-первых, несмотря на увеличение состава иностранного военного контингента в Афганистане, военно-политическая ситуация в стране остается достаточно нестабильной и вызывает значительное беспокойство у заинтересованных в урегулировании афганской проблемы сторон. В этой ситуации правительство Афганистана и международные силы содействия безопасности не в состоянии эффективно противостоять стремительно растущему производству наркотиков и наркотрафику, а также деятельности боевиков движения «Талибан» внутри страны;
во-вторых, попытки командования НАТО и ISAF уменьшить потери в живой силе путем активного применения воздушных ударов привело к тому, что за последнее время в Афганистане резко возросло число человеческих жертв среди мирного населения. Это в свою очередь, провоцирует рост антиправительственных и антизападных настроений в афганском обществе;
в-третьих, большинство китайских экспертов отмечают, что экономическое содействие Афганистану со стороны международного сообщества также оказалось крайне неэффективным в виду неразработанности механизмов по распределению этих средств, а также высокой степени коррумпированности местных чиновников;
в-четвертых, ряд исследователей в Китае по афганской проблематике высказывают мнение, согласно которому неразрешенность афганской проблемы обуславливается отсутствием прямой заинтересованности США и НАТО в урегулировании военного конфликта в Афганистане. Для этих сил присутствие в Афганистане является одним из существенных механизмов влияния на геополитические процессы в Азии.
Все это, по мнению китайских экспертов, создает необходимость в активном включении ШОС в процесс афганского урегулирования в целях обеспечения своей безопасности. Более того, в последнее время все больше специалистов из других стран-участниц ШОС поддерживают данное предположение, учитывая при этом то, что сложная военно-политическая обстановка в Афганистане является основным препятствием на пути межрегиональной интеграции и реализации проектов по развитию международных транспортных коммуникаций.
Относительно интересов Китая в Афганистане китайские специалисты придерживаются разных позиций. С одной стороны, КНР не выгодно восстановление власти талибов, ввиду наличия у них тесных связей с синьцзянскими сепаратистскими организациями. С другой стороны, китайские власти обеспокоены расширением деятельности американских военных баз в непосредственной близости от границ западного Китая. Существует и чисто экономический интерес Китая к Афганистану, что является немаловажной причиной заинтересованности китайских властей в стабилизации ситуации в этой стране.   
Большинство китайских экспертов признают дестабилизирующий фактор присутствия США в Южной и Центральной Азии. Вместе с этим по их оценкам проблема увеличения наркотрафика, идущего с территории Афганистана, особенно после начала афганской операции НАТО, не является для Китая ключевой угрозой, в отличие от стран ЦА, России и Европы  .
Таким образом, на основе анализа мнений ведущих китайских экспертов по указанной проблеме можно констатировать следующее:
 американское военное присутствие в регионе ЦА и Афганистане оценивается неоднозначно. С одной стороны, ведя борьбу против терроризма в Афганистане, США играет стабилизирующую роль в регионе. С другой стороны, навязывая свою волю странам региона и вмешиваясь в их  внутренние политические процессы с целью сдерживания роста влияния в Центральной Азии других держав, американское руководство играет негативную роль. В этой связи, заключают китайские авторы, государствам-членам ШОС необходимо сотрудничать с США в тех областях, где имеются общие интересы, но при этом ограничивать усиление американского военного присутствия в регионе ;
 в ведущих аналитических центрах КНР активно обсуждается идея расширения «зоны ответственности» Организации. Так, к примеру,  Директор Центра по изучению ЦА и ШОС Фуданьского университета (КНР, Шанхай) профессор Чжао Хуашэн считает, что ШОС должна взять на себя инициативу за обеспечение стабильности и безопасности в более широком географическом масштабе, включая такие регионы как Афганистан, Южная Азия и Кавказ  ;
 в среде экспертного сообщества Китая так же интенсивно изучаются мнения европейских и американских специалистов-политологов об антизападном характере ШОС. В этом отношении интересным представляется мнение китайского исследователя, вице-президента ШАМИ Чэнь Дунсяо, который полагает, что Китай тревожит тот факт, что США и НАТО проводя военные действия в непосредственной близости от китайских границ, крайне негативно относятся к вовлечению ШОС в урегулирование ситуации в Афганистане  .
Следует отметить, что официальные власти Китая в настоящее время не намерены принимать участие в военном урегулировании ситуации в Афганистане. Как отметил профессор Ли Дагуан из Национального университета обороны, «КНР, являясь частью мирового сообщества, готова к международному сотрудничеству и содействию в обеспечении регионального мира и стабильности, однако Китай не будет применять военную силу»  . Данную точку зрения разделяет и китайское руководство, заявляя, что «китайская сторона неизменно придерживается той точки зрения, что урегулировать проблему Афганистана необходимо комплексными средствами, лежащими в сфере политики и экономики, но никак не военным вмешательством»  .
ШОС и позиция КНР по афганской проблеме
Борьба с международным терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом стали основными направлениями деятельности ШОС в сфере безопасности во многом под воздействием исходящих с территории Афганистана вызовов и угроз. Несмотря на отсутствие единства во мнениях о приоритетах в деятельности ШОС, вопрос о необходимости усиления совместных действий в урегулировании ситуации в Афганистане занимает важное место в работах китайских, российских и центральноазиатских экспертов.
В этом плане ряд китайских исследователей подчеркивают необходимость активного участия ШОС в разрешении афганской проблемы или разделении ответственности с США и НАТО.  В частности, существует мнение, что в среднесрочном плане ШОС необходимо создать механизм диалога с НАТО и США с целью ведения совместной борьбы с региональными террористическими силами, а также обеспечивать региональную безопасность совместными усилиями. При этом в качестве первостепенной задачи указываются меры по недопущению потенциального структурного конфликта между ШОС, США и НАТО в геополитической и военной сфере. 
При всей разности подходов китайских авторов к оценке роли и перспектив ШОС в Афганистане, большинство из них признают необходимость расширения зоны ответственности организации. В частности, китайские эксперты считают, что сегодня наступает геоэкономический этап, когда нужно интенсифицировать экономическую составляющую во взаимоотношениях между азиатскими странами, особенно государствами, которые представляются в качестве экспортеров сырьевых ресурсов. 
При всем при этом геополитическая составляющая вопроса о позиции КНР по афганскому вопросу заслуживает отдельного рассмотрения:
а) Геополитический фактор. Рассматривая геополитический аспект вопроса об участии Китая (в рамках ШОС) в восстановлении Афганистана необходимо учитывать тот факт, что в настоящее время заметно активизировалась борьба между крупными державами за сферы влияния в регионе Южной и Центральной Азии.
Наряду с ужесточением конкуренции за доступ к сырьевым ресурсам региона усиливается борьба за политическое влияние. В последнее время наблюдаются новые тенденции во взаимоотношениях между такими крупными геополитическими игроками как Китай, Россия и США:
 практически сразу после визита Б. Обамы в КНР в конце 2009 г. наблюдается тенденция к ухудшению отношений между США и Китаем. Об этом свидетельствует цепь событий, которые имели существенное влияние на китайско-американские отношения. Например, решение конгресса США о продаже Тайваню оружия на сумму 6,4 млрд. долл.; встреча Б. Обамы с Далай-ламой в Белом Доме; инцидент с Google; сближение позиций США и Индии и т.д.
Более того, ряд китайских политологов негативно воспринимают американский проект о воссоздании «Большой Центральной Азии», справедливо полагая, что он направлен на сдерживание роста влияния Китая данном регионе.  Можно отметить, что незапланированный визит 28 марта т.г. Б. Обамы в Афганистан для встречи с Х. Карзаем, свидетельствует о том, что США насторожены внешнеполитической активностью афганского правительства. Особенно если учесть, что Пекин пытается сегодня увеличить свое экономическое присутствие в Афганистане;
 усиление экономических позиций Китая в регионах Южной и Центральной Азии, которое происходит в противовес интересам России на двусторонней основе не в рамках ШОС. Одновременно с этим Китай, укрепляя свои «западные районы», все активнее проникает в регион Центральной и Южной Азии, тем самым выдает это за намерение расширить зону ответственности ШОС путем энергичного участия в процессе урегулирования ситуации в Афганистане.
Закрепление за собой роли регионального центра силы в указанных регионах позволит Китаю не только обезопасить «стратегический тыл» (ЦА), но и решить некоторые актуальные для него геополитические задачи:
- достижение расширенного контроля над ситуацией в Азии (на данный момент речь идет об экономическом доминировании Китая в регионе, получения гарантированных поставок энергетического сырья и других стратегически важных минеральных ресурсов);
- постепенное ослабление влияния США в азиатской части континента, что приведет к изменению расклада сил в регионе Южной и Центральной Азии в пользу КНР;
- получение дополнительных рычагов давления на Москву.
Заслуживает отдельного внимания другое обстоятельство, связанное с тем, что китайские эксперты, в последнее время также начали поддерживать распространенное среди центральноазиатских экспертов мнение о том, что самой большой проблемой Афганистана является усиление геополитического соперничества между крупными региональными и мировыми державами в этой стране. Ряд китайских исследователей высказываются за привлечение к процессу урегулирования политической ситуации в Афганистане таких ключевых региональных игроков как Пакистан, Иран и Индия. Параллельно с этим поднимается вопрос о целесообразности принятии этих стран в ШОС на постоянной основе. 
Учитывая важность скорейшего разрешения афганской проблемы в контексте обеспечения безопасности западных районов КНР, а также китайских проектов, реализуемых на территории Афганистана, китайские эксперты так же рассматривают возможность участия Китая в борьбе за сферы влияния в этой стране.
Однако нужно отметить, что на данный момент правительство Китая предпочитает не вступать в активное геополитическое противоборство с другими международными игроками. Между тем, КНР в привычной для нее манере усиливает экономическое проникновение в Афганистан. 
б) Экономический фактор. На данном этапе для китайского руководства приоритетным является закрепление своих экономических позиций в Афганистане и в этом направлении Китай уже осуществляет несколько проектов.
Внешнеэкономическая стратегия Китая построена с учетом ее стратегических интересов в нижеследующих сферах экономики:
- проникновению на местные рынки и дальнейшему закреплению на них;
- стремление связать свои западные провинции с системой транспортных коридоров, идущих в Европу, путем создания нового варианта «Великого шелкового пути»;
На сегодняшний день одной из самых крупных китайско-афганских программ является проект по разработке медного месторождения «Айнак» в северном Афганистане. Китайская компания «China Metallurgical Group» планирует инвестировать в месторождение Айнак 3,5 млрд. долл. По плану с 2014 г. месторождение начнет работать на полную мощность, обеспечивая работой около 10 тыс. афганских граждан.
Более того, кампания в рамках указанного проекта взяла на себя обязательство построить за свой счет угольную теплоэлектростанцию мощностью 400 МВт, а также железную дорогу, связывающую Айнак с городами Хайратон на границе с Узбекистаном и Торхам вблизи пакистанской границы.
Таким образом, китайские инвесторы открыли прямой доступ к стратегическим ресурсам Афганистана, и намерены расширять поле для деятельности китайских компаний. Для этого создаются благоприятные условия. Так, в ходе последних переговоров Ху Цзиньтао с Х. Карзаем в марте т.г. стороны подписали пакет документов по экономическому и технологическому сотрудничеству, снижению тарифов на экспорт афганских товаров в КНР и подготовке афганских специалистов в китайских учебных заведениях. Реализация достигнутых соглашений может превратить Китай в крупнейшего игрока в афганской экономике.
Согласно данным китайской таможенной статистики, уровень торговли между двумя странами на данный момент представляется незначительным: в 2008 г. ее объем составил всего 155 млн. долл. Однако нужно учитывать, что значительная часть китайских товаров поступает в страну также через центральноазиатские страны, прежде всего транзитом через Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.

Анализ работ и мнений китайских экспертов позволяют сделать следующие выводы:
1. Видные общественно-политические деятели Китая, говоря об афганской проблематике, прежде всего, указывают на следующие моменты, представляющие прямую угрозу национальным интересам Китая. Так в большинстве китайских публикаций превалируют негативные оценки деятельности НАТО и США, что связано с опасением касательно длительного американского присутствия в Афганистане и, в целом, на азиатском континенте. Также волнующим китайских экспертов вопросом является задача сдерживания сепаратистских настроений в Синьцзяне и оказание поддержки сепаратистам в соседних странах.
В этой связи в ведущих аналитических центрах КНР идет активное обсуждение участия Китая в афганском урегулировании, в том числе путем расширения «зоны ответственности» ШОС;
2. Официальные власти Китая в настоящее время не намерены принимать участие в военном урегулировании ситуации в Афганистане. Касательно участия КНР в афганском урегулировании в рамках ШОС, китайские официальные власти полагают, что в целях эффективной борьбы с вызовами и угрозами, исходящими с территории Афганистана, мировое сообщество и международные организации должны объединить свои усилия и решать проблемы комплексными средствами, лежащими в сфере политики и экономики.

Источник: easttime.ru



Постоянный адрес статьи:
http://easttime.ru/analitic/3/8/869.html
Вернуться Дальний Восток Китай Роль ШОС в урегулировании ситуации в Афганистане: позиция Китая Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Китай в XXI веке начинает постепенно вовлекать в свои национальные проекты республики Центральной Азии
Торгово-экономическое присутствие Китая в Центральной Азии
Урумчи планирует создать «четыре платформы», ориентированные на Центральную Азию
Политика Китая в Центральной Азии
Китай и Центральная Азия

 
КИТАЙ АНАЛИТИКА

11.10.2011
Китай как экспортер оружия.
В современных условиях экспорт военной продукции стал важным средством обеспечения национальных интересов, особенно в военно-эко-номической области.

02.09.2011
КНР как импортер оружия.
Сегодня на Западе много пишут не только об экономических успехах КНР, но и о ее растущей активности на рынке вооружений.

24.08.2011
Китайский дракон в центре Евразии и историческая миссия России
Как известно, История способна дать ответы на самые сложные вопросы, стоящие на повестке дня и Современности, и Будущего. Все это справедливо и в случае с историей китайского присутствия в центре Евразии: современной Центральной Азии и смежных пространствах.


© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100