ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География Китая
Государственный и Политический строй Китая
Экономика Китая
Общество и Культура Китая
История Китая
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Древний мыслитель и время
Счастье в тарелке
Традиционная пища китайского народа
Китайские психологи предлагают ввести «День мужчин»
Что значит быть блондинкой в Пекине и Лондоне
Пекин. Города мира, в которых стоит побывать хотя бы раз в жизни.

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА КИТАЙ
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Принципы внешней политики Китая
15.12.2010
Автор: Вафо Ниятбеков
Принципы внешней политики Китая
Анализ внешнеполитических принципов Китая невозможен без рассмотрения исторических этапов взаимоотношений этой страны с соседями и ее деятельности на международной арене.
Обращаясь к истории формирования основных принципов, благодаря которым китайские правители строили взаимоотношения с близкими и дальними соседями, прослеживается как процесс, протекающий одновременно со становлением государственности, складывания идеологических и политических основ китайского общества, в связи с этим формирующаяся система внешнеполитических отношений в точности отражала иерархическую систему взаимосвязей, возникших в самом Китае. Однако само понятие «внешняя политика» имела небольшое значение. Достаточно вспомнить конфуцианскую сентенцию о том, что “истинный владыка (ван) ничто не считает внешним”, а также то, что под наименованием Поднебесная (Тянься) мыслится не только, но и весь мир. Своеобразное самоощущение, в духе рефрена “мы за все в ответе на планете”, наложило свой отпечаток даже на характер территориальной экспансии китайских императоров, которая отличалась той особенностью, что, предполагало распространение власти Сына Неба по всей Поднебесной, традиционная доктрина не придавала, во всяком случае, до начала нового времени, особого значения демаркации границ Срединного государства, а порой даже отрицала существование границ между «варварами четырех сторон» и «периферией». 
Все это, впрочем не мешало использовать вышеупомянутую концепцию в качестве изощренного идеологического оправдания далеко не виртуальной, а, напротив, весьма зримой внешней экспансии императорского Китая. Необходимо отметить, что территориальные экспансии Китая приходятся на периоды «естественного продолжения» походов вторгающихся в Китай завоевателей, а затем, с той же периодичностью повторяющиеся времена активной борьбы новых владык китайского трона за «наследство», свергнутых династий и расправившихся соседних сатрапий. Данная система международных отношений «по-китайски», получила название, как «система вассалитета» или «данническая система». 
Определенную лепту во взаимоотношения Китая с внешним миром, безусловно, оказало конфуцианство, породив тем самым китаецентризм, отличительной чертой которого являются «вертикальные связи» в международных отношениях – от высшего к низшему. Конфуцианская концепция патернализма сыграла главенствующую роль в их создании, основанная на иерархии отношений в семье, в общине и в отношениях между государствами, данная идеология постепенно породила особый миропорядок, в контексте которой происходили взаимоотношения между и Китаем и его соседями. Однако следует отметить, что Китай не был столь могущественный как, например соседняя Монголия во времена Чингисхана и в этой связи не мог утверждать власть над своими соседями. Проникновение Китая основывалось на экономике и культуре, отрицая путь военного вторжения полагая, что «влияние важнее власти», наглядным примером чему служит длительный период истории в котором Китай не испытывал необходимости экономического господства над соседями, скорее они испытывали нужду в экономических связях с Китаем.
Система «Большого Китая» являющейся продолжением имперской идеологии присутствовала до середины XIX в., вторжение европейцев нарушили исторически сложившуюся систему взаимоотношений Китая с соседями, что заставило Поднебесную переосмыслить принципы внешней политики.
Новая история Китая характеризуется кардинальными изменениями во внешнеполитических взаимодействиях.
1 октября 1949 года, в день провозглашения Китайской Народной Республики, китайское правительство объявило: «Настоящее правительство является единственным законным правительством, представляющим все народы КНР. Настоящее правительство желает установить дипломатические отношения с правительством любой страны при условии, что оно выразит готовность соблюдать принцип равенства, взаимной выгоды и взаимного уважения территориального суверенитета». Возглавившие в то время страну Мао Цзэдун и его соратники постарались представить себя наследниками древней традиции, отождествить себя с китайским народом и его цивилизацией.
Со времени образования КНР, произошло насколько официальных изменений внешнеполитических теорий. 
Первая теория «двух лагерей» берет свое начало в 1950 году, в основу, которой лежало противостояние двух сторон. С одной стороны капиталистический лагерь во главе с США, другую сторону представляли СССР и Китай, который дополнял тандем, исполняя роль «младшего брата», между которыми простиралась «промежуточная территория» в состав которой входили освобождающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Трансформация теории произошла в 1960 году, с появлением теории «трех миров», господство в первом миру – империалистическом, принадлежало США, второй мир представлял СССР с рядом социалистических стран Восточной Европы за исключением Румынии и Албании, третий мир включал в себя развивающиеся страны во главе с КНР.
В 1970-е годы эта теория видоизменяется: теперь первый мир составляют империалистические США и социалистический СССР, соперничающие за гегемонию в мире; второй мир – остальные капиталистические страны, третий мир в том же составе во главе с КНР.
На Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 апреля 1979 года в своей речи представитель КНР говорил: «Пока две великие сверхдержавы ведут борьбу за мировую гегемонию, противоречия между ними неизбежны. …. Их компромиссы и сделки могут быть только частичными, временными и относительными, в то время как их соперничество всеобъемлюще, постоянно и абсолютно. В конечном счете, так называемое «сбалансированное сокращение сил» и «ограничение стратегического оружия» не более чем пустые разговоры, поскольку на самом деле нет никакого «баланса», не может быть и никаких «ограничений». Они могут достичь определенных соглашений, однако их соглашения являются только фасадом и обманом. Это соперничество между двумя сверхдержавами распространено по всему земному шару.
…Китай – социалистическая страна, а также и развивающаяся страна. Китай принадлежит третьему миру… Китай не является сверхдержавой, и никогда он не захочет стать таковой. Что такое сверхдержава? Сверхдержава – это империалистическая страна, которая повсюду в отношении любой страны стремится к агрессии, вмешательству, контролю, подчинению или грабежу и мечтает о мировой гегемонии. Если капитализм восстановится в большой социалистической стране, она неизбежно становится сверхдержавой. … Если однажды Китай изменит свой цвет и превратится в сверхдержаву, и если он также будет играть роль титана в мире, и повсюду начнет запугивать, проводить агрессию и осуществлять эксплуатацию в отношении других стран, народы мира будут обязаны обозначить его как социал-империализм, разоблачать его, противодействовать ему и вместе с китайским народом сообща свергнуть его».   
Данный внешнеполитический принцип сохранялся неизменно в 70-80-х годах XX столетия. Безусловно, теория «трех миров» подразумевала дискредитацию СССР в странах «третьего мира», получение экономических дивидендов, от стран Запада используя противоречия с Советским Союзом и привлекая внимание к проблемам на советско-китайской границе.
 Данный курс позволил Китаю сблизится с СССР, однако в начале 80-х годов XX в. стали проглядываться негативные моменты внешнеполитического принципа «трех миров», что указывало на просчеты китайских политиков. Принимается решение об изменении курса, выражавшегося началом вступления в борьбу против гегемонии сверхдержав путем активизации деятельности в экономической сфере с учетом целей национального развития. 
 В 1980-е годы «теория трех миров» как-то незаметно исчезла из политического лексикона китайских руководителей. Ее место заняла «координатная теория»: «Восток-Запад», «Север-Юг». Хотя она была обнародована Чжао Цзыяном на Шестом конгрессе ВСНП (июнь 1983 г.), ясно, что сформулирована она была Дэн Сяопином. Сама по себе «теория» не нова, однако китайский вариант придал ей особую специфику. В соответствии с этой теорией между Востоком и Западом начался процесс мира, а между Севером и Югом – процесс развития, причем второй процесс является ключевым. В отношениях между Востоком и Западом Китай избегает связей наподобие альянса, а также выступает против «гегемонии». В рамках же отношений «Север-Юг» Китай поддерживает диалог и сотрудничество по линии «Юг-Юг». 
 Необходимо также учитывать пять основных принципы мирного сосуществования Китая, которые, безусловно, также определяют аспекты внешнеполитического развития страны.
 Еще в декабре 1953 г. Премьер Госсовета Китая Чжоу Эньлай в беседе с делегацией Индии впервые выдвинул пять принципов мирного сосуществования: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование.
 В июне 1954 г. во время визита в Индию и Бирму Премьер Чжоу Эньлай вместе с Премьер-министрами Индии и Бирмы опубликовали совместные коммюнике, в которых торжественно провозглашались, пять принципов мирного сосуществования. На конференции стран Азии и Африки, проходившей в Бандунге в апреле 1955 г., Премьер Чжоу Эньлай вновь выступил с изложением пяти принципов. В результате совместной работы участников Бандунгской конференции основные положения этих принципов были включены в принятую ею декларацию.
 Пять принципов мирного сосуществования вошли в Конституцию КНР 1982 г. и они стали основополагающими установками, которыми руководствуется Китай, устанавливая и развивая дружественные отношения со всеми странами мира. 
 90-е годы, ознаменовавшиеся распадом СССР и появлением новых независимых государств, подталкивает окрепший Китай к установлению дипломатических отношений с ними. Созданная к этому времени экономическая мощь позволяет Китаю вновь говорить об идеологических аспектах своей внешней политики, а также проводить внешнюю политику в конечном итоге приведшей к напряженным отношениям с США. 
 Курс однополярного мира, проводимый США, встретил негативную реакцию в Китае, ярых приверженцев принципа многополярности мира. Исходя из чего можно сказать, что развитие страны приводит к трансформации внешнеполитических взглядов. Тем не менее, огромное внимание к решению экономических проблем в трансформированной внешней политике КНР не отразилось в большой степени на первоочередных задачах защиты своих национальных интересов.
 События последних лет, происходящие в мире, характеризуют позицию Китая на международной арене. КНР может долгое время хранить молчание, в ожидании развития ситуации, если это напрямую не затрагивает интересы страны. Поднебесная погружается в себя, внутри которой происходят развитие, которое намного интереснее того, что происходит за ее пределами. Сохраняя нейтралитет к процессам, происходящим в мире, в рамках скрытной масштабной деятельности, выражающейся в проведении тихой дипломатии и умеренного давления, Поднебесная стремится занять главенствующее местно на международной арене, если не в открытую, то подобно пауку накрыть как можно больше пространства, паутиной своего влияния.
Источник: easttime.ru

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://easttime.ru/analitic/3/8/902.html
Вернуться Дальний Восток Китай Принципы внешней политики Китая Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Узбекистан: кризис власти неизбежен
Запад и "андижанское дело"
Состав афганского парламента
Талибан переходит в наступление
СМИ Узбекистана «не заметили» очередную киргизскую «революцию»

 
КИТАЙ АНАЛИТИКА

11.10.2011
Китай как экспортер оружия.
В современных условиях экспорт военной продукции стал важным средством обеспечения национальных интересов, особенно в военно-эко-номической области.

02.09.2011
КНР как импортер оружия.
Сегодня на Западе много пишут не только об экономических успехах КНР, но и о ее растущей активности на рынке вооружений.

24.08.2011
Китайский дракон в центре Евразии и историческая миссия России
Как известно, История способна дать ответы на самые сложные вопросы, стоящие на повестке дня и Современности, и Будущего. Все это справедливо и в случае с историей китайского присутствия в центре Евразии: современной Центральной Азии и смежных пространствах.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100