ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География Китая
Государственный и Политический строй Китая
Экономика Китая
Общество и Культура Китая
История Китая
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Улицы красных фонарей. Китайский стиль
«СУЧЖОУ» - РАЙСКИЙ ГОРОД - САД
Как вырастают и умирают жемчужины
История чая
Особенности некоторых терминологий использующих китайцами для «обозначения» иностранцев.
Чудо света: необычно-уникальный волосатый китайский камень

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА КИТАЙ
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Интересы КНР в Африке
15.03.2011
Автор: Азат Д.
Интересы КНР в Африке
Как заявил председатель КНР Ху Цзиньтао (Hu Jintao) в ходе визита в Африку в начале 2004г, - «Китай - самая большая развивающаяся страна в мире, в то время как Африка - континент, на котором больше всего развивающихся стран. Китай работает совместно с африканскими странами, чтобы не упустить исторический шанс, углубить глобальное сотрудничество и способствовать взаимному развитию». Также Ху Цзиньтао сказал, что «в Африке много натуральных и человеческих ресурсов, а Китай владеет технологиями и опытом, не говоря уже об огромных рынках». Т.е. Африка интересует КНР, прежде всего, по внешнеполитическим причинам, а также как взаимодополняемая экономика.
За счет чего Китаю удалось обеспечить столь резкий рост сотрудничества с африканскими странами в 90-е гг.? Причин несколько:
1. возросшая активность китайской дипломатии на континенте, в т.ч. и экономической;
2. практика частых государственных визитов, существующая еще с 60-х гг.;
3. проведение на регулярной основе Форумов по китайско-африканскому сотрудничеству;
4. опора на традиционных партнеров континента, а также резко возросшая эффективность помощи странам Африки в ее различных формах.
Сегодня КНР имеет развитую систему представительств в странах Африки. Кроме посольств, это бюро торговых и экономических советников (торговые представительства - находящиеся в ведении Министерства торговли КНР) и китайские культурные центры, существующие практически во всех странах, с которыми поддерживаются дипломатические отношения. При этом часто сотрудники обладают соответствующим образованием, высокой квалификацией и большим опытом работы, что позволяет без труда вникать в проблемы китайских частных и государственных компаний.
Для укрепления китайско-африканских связей с 60-х гг. стороны регулярно обмениваются государственными визитами. Это позволяет наладить личный контакт между руководителями, что особенно важно для ряда африканских стран, руководство которых не меняется в течение десятилетий (Того, Габон и др.).
По статистике, с начала 60-х гг. более 30 китайских руководителей в ранге вице-премьера и выше осуществили более 180 визитов в 47 африканских стран. Частота поездок особенно активизировалась с начала 90-х гг. Африку посетили 4 председателя КНР (Ли Сяньнянь (Li Xiannian), Ян Шанкунь (Yang Shangkun), Цзянь Цзэминь (Jiang Zemin), Ху Цзиньтао (Hu Jintao). Со своей стороны главы африканских государств также часто бывают в Африке. Первым из них стал президент Гвинеи Секу Туре (Sekou Toure), посетивший КНР в сентябре 1960г. С того момента главы государств и правительств 48 африканских стран осуществили более 200 визитов в КНР, из которых 160 - визиты глав государств. И если в 70-е гг. визитов на высшем уровне было 33, в 80-е - 51, то в 90-е - 57.
На заре китайско-африканских отношений визиты на высоком и высшем уровнях часто носили декларативный характер и они свидетельствовали о поддержке КНР антиколониальной борьбы. В последнее десятилетие визиты становятся более конкретными, в ходе этих визитов КНР объявляет о своих новых инициативах помощи, подписываются многомиллионные контракты. Сегодня КНР имеет достаточно средств для того, чтобы торгово-экономическое сотрудничество «поспевало» за внешнеполитическим взаимодействием.
Новым механизмом развития отношений Китая с африканскими странами является проведение Форума по китайско-африканскому сотрудничеству (министерская конференция) аналогичного, например, саммиту Франция-Африка, Форуму Африка-ЕС, конференции ТИКАД . Впервые он прошел в октябре 2000 г. в Пекине.
В ходе конференции была принята Пекинская декларация и Программа китайско-африканского сотрудничества по вопросам социального и экономического развития, которая предусматривала увеличение помощи КНР странам Африки, сокращение долгового бремени 31 африканской страны на $1,27 млрд. Практически все обязательства китайской стороны, принятые в ходе Форума, были выполнены. За 2000-2003 гг. было подписано 245 соглашений об экономической помощи (44% китайской помощи в этот период). Был создан Фонд развития человеческих ресурсов Африки, по программам которого более 7 тыс. африканцев прошли стажировки в КНР. В 11 африканских странах были созданы «Центры по поощрению инвестиций, роста и торговли».
В июле 2001г. в Замбии была выработана Процедура механизма контроля за исполнением решений Форума по китайско-африканскому сотрудничеству. Данный документ был ратифицирован африканскими странами и в апреле 2002г. вступил в силу. Он предусматривает созыв Форума каждые три года попеременно в КНР и Африке. Соответственно 3-й Форум прошел в 2006 г. в Пекине. Между Форумами с интервалом в 1 год планируется проведение двух встреч на высоком уровне. Для обеспечения решений Форума, китайская сторона создала в декабре 2000 г. соответствующий комитет, в состав которого вошли представители 21 министерства. Аналогичные комитеты были созданы и в ряде африканских стран.
Второй Форум прошел в декабре 2003 г. в г.Аддис-Абеба. Китайскую делегацию возглавлял премьер-министр Вэнь Цзябао (Wen Jiabao), с африканской стороны участвовал ряд глав государств, а также министры иностранных дел и сотрудничества 44 стран континента и председатель Комиссии Африканского союза Умар Конаре (Oumar Konarе). По итогам Форума КНР и 45 африканских стран подписали «План действий Аддис-Абебы», определяющие основные направления сотрудничества, конкретные задачи на период 2004-2006 гг. В частности, было запланировано активизировать сотрудничество в вопросах сохранения мира и безопасности. КНР взяла обязательство активней участвовать в миротворческих операциях в Африке, а также оказывать финансовую, материальную и образовательную поддержку Совету мира и безопасности Африканского Союза.
Поддерживая борьбу с терроризмом, КНР обязалась оказывать помощь создаваемому в Алжире центру исследований по проблемам терроризма. Также Африка заручилась поддержкой КНР в вопросах вступления в ВТО, реализации программы НЕПАД , развития сельского хозяйства континента (разработан Рабочий план по сельскохозяйственному сотрудничеству на 2004-2006 гг.), образования, здравоохранения и культуры.
В ноябре 2009 года в египетском Шарм-эш-Шейхе в рамках 4-го Форума китайско-африканского сотрудничества были подведены итоги сотрудничества за прошедшее десятилетие, а также оглашены дальнейшие планы китайских вливаний в африканскую экономику.
Пекин пообещал выделить $10 млрд. льготных кредитов, создать фонд с уставным капиталом в $1 млрд. для кредитования средних и мелких африканских компаний. Кроме того КНР обещала ввести нулевую пошлину для 95% товаров из беднейших стран Африки, а также списать долги самым безнадежным должникам континента. Гуманитарная программа сотрудничества предполагает предоставление медицинского оборудования на $73 млн. 30 больницам, строительство 50 школ и сооружение 100 проектов по производству «чистой» энергии из возобновляемых источников.
В обмен на эти вложения китайским компаниям были обещаны эксклюзивные права доступа к минеральных ресурсам, а также выгодные контракты на возведение объектов инфраструктуры в ряде африканских стран. В условиях крайне нестабильного положения доллара к концу 2009 года для КНР, держащей значительную часть своих резервов ($2,85 трлн.) в американских ценных бумагах, инвестиции в экономику африканских стран стали крайне удачным антикризисным решением.
Угроза «сырьевого голода» была одной из причин, по которым Пекин ещё в 1999 году провозгласил политику «выхода за рубеж». Итоги кризиса 2008 - 2009 гг. показали, что глобальный финансовый кризис только благоприятствовал реализации этой стратегии: пострадавшие от глобальной рецессии и сильно нуждавшиеся в деньгах западные акционеры продавали китайцам свои доли в добывающих компаниях. Заключив в течение года несколько крупных сделок (только в нефтяной отрасли китайские компании вложили не менее $13 млрд. в зарубежные активы), КНР значительно увеличил свои сырьевые резервы, прежде всего углеводородов и цветных металлов. Если на протяжении нескольких предыдущих десятилетий КНР активно использовала собственные недра, чтобы обеспечить высокий уровень производства, то отныне китайские предприятия могут в возросшей степени работать на импортном сырье. Согласно провозглашённой стратегии, в качестве первого шага Пекину необходимо расширять своё влияние на мировых сырьевых рынках. Богатая разнообразными ресурсами Африка, таким образом, становится первоочередной целью для китайских сырьевых компаний.
Суммарные нефтяные резервы африканских стран - 16,6 млрд. тонн, что составляет 10% общемировых запасов. По этому показателю Африка уступает лишь Ближнему Востоку и Евразии. При этом новые месторождения открываются ежегодно. Лидеры по доказанным запасам нефти - Ливия (5,7 млрд. тонн), Нигерия (4,8 млрд. тонн), Ангола (1,8 млрд. тонн), Алжир (1,5 млрд. тонн), Судан (0,9 млрд. тонн). Около трети китайского импорта нефти приходится на африканские страны. В 2006 году Ангола, обогнав Саудовскую Аравию, стала основным поставщиком нефти в КНР. Газовые ресурсы африканского континента значительны. Они насчитывают 14,65 трлн. м3, что составляет 7,9% запасов мировых запасов. По доказанным запасам природного газа Нигерия и Алжир (5,22 и 4,5 трлн. м3 соответственно) во всем мире уступают лишь России (43,30 трлн. м3), Ирану (29,61 трлн. м3), Катару (25,46 трлн. м3), Туркмении (7,94 трлн. м3), Саудовской Аравии (7,57 трлн. м3), ОАЭ. (6,43 трлн. м3), но значительно опережают такого ведущего экспортёра газа как Норвегия (2,91 трлн. м3). Необходимо отметить, что в сфере энергетики КНР является крупнейшим партнёром таких африканских стран, как Судан, Ангола, Нигерия, Экваториальная Гвинея и Демократическая республика Конго (ДРК).
Впрочем, очевидно, что углеводороды являются не единственным африканским сырьём, в котором нуждается КНР. Интерес также представляют руды и металлы: цинк, кобальт, медь, уран и бокситы, которые импортируются из Замбии, Зимбабве, ЮАР, ДРК, Габона и Марокко. Несмотря на то, что сам КНР располагает значительными запасами цветных металлов, большинство китайских месторождений – это бедные и не приспособленные к искусственному обогащению руды. Разрыв между ростом спроса на цветные металлы в силу бурного промышленного роста КНР и предложением в силу сокращения внутренних запасов может вызвать серьёзную проблему для экономики страны. Древесина, ввезенная из Конго, является основным сырьём для китайской мебельной промышленности. КНР – крупнейший покупатель табака из Зимбабве, ведущей статьи экспорта в стране. Фрукты также являются крупной статьей импорта КНР.
Значение, отведенное Африке в концепции энергобезопасности КНР, на данный момент уступает странам Персидского залива, России и Казахстану. Однако в плане продовольственной безопасности Китая Африканский континент играет ключевую роль. Притом, что в стране проживает 22% мирового населения, на КНР приходится лишь 7% от общей площади пахотных земель планеты. В последнее десятилетие, благодаря успехам социально-экономического развития, жители КНР стали больше и лучше питаться. Так, среднестатистический китаец стал потреблять в два раза больше мяса и на треть больше зерновых. Решение этой проблемы власти Китая видят в аренде земельных угодий для выращивания риса за границей, главным образом в Африке. С 1995 года китайские компании развивают сельскохозяйственную инфраструктуру африканских стран, предлагая гораздо более справедливые и выгодные условия, чем страны Европы или Ближнего Востока. И к началу 2011 года КНР создала в Африке около 150 сельскохозяйственных предприятий на арендованных или купленных участках земли.
Источник: easttime.ru

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://easttime.ru/analitic/3/8/933.html
Вернуться Дальний Восток Китай Интересы КНР в Африке Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Отношение к исламу: Япония может сыграть свою роль в предотвращении «столкновения цивилизаций»
Новая архитектура безопасности в АТР: Япония и Австралия укрепляют сотрудничество
Х.Зарифи: Таджикистан не меняет акцентов во внешней политике
Таджикистан пытается изменить своим традиционным союзническим отношениям в Центральной Азии
Президентские выборы на Тайване: некоторые особенности политической ситуации на острове

 
КИТАЙ АНАЛИТИКА

11.10.2011
Китай как экспортер оружия.
В современных условиях экспорт военной продукции стал важным средством обеспечения национальных интересов, особенно в военно-эко-номической области.

02.09.2011
КНР как импортер оружия.
Сегодня на Западе много пишут не только об экономических успехах КНР, но и о ее растущей активности на рынке вооружений.

24.08.2011
Китайский дракон в центре Евразии и историческая миссия России
Как известно, История способна дать ответы на самые сложные вопросы, стоящие на повестке дня и Современности, и Будущего. Все это справедливо и в случае с историей китайского присутствия в центре Евразии: современной Центральной Азии и смежных пространствах.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100