ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
История Японии
Государственный и Политический строй Японии
Экономика Японии
Общество и Культура Японии
География Японии
Религия в Японии
Спорт в Японии
Транспорт в Японии

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Кто такие «47 преданных ронинов», или Однажды в Японии. Повесть о долге и мести.
Несколько вводных слов о японской кулинарии
Прекрасное в обыденном
Японский геолог нашел еще одну Атлантиду
Японские палочки: инструкция по эксплуатации
Японские имена и японские фамилии

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА ЯПОНИЯ
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Китайско-японские отношения: интересы Казахстана
30.11.2011
Автор: Изимов Руслан
Китайско-японские отношения: интересы Казахстана

На современном этапе политико-экономические отношения между Китаем и Японией затрагивают широкий спектр вопросов международной политики, в том числе: положение в Северо-Восточной Азии, китайско-американское сотрудничество, нераспространение ОМУ и т.д.

В этом отношении китайско-японское взаимодействие разворачивается в условиях острой конкуренции за доступ к энергоресурсам и рынкам сбыта в различных регионах мира и, несмотря на постигшие Японию природные и техногенные катастрофы, соперничество на мировой арене между этими крупными странами не потеряет своей актуальности.

Вместе с тем, в процессе глобализации торгово-экономического взаимодействия у государств Центральной Азии возникают определенные опасения по поводу усиления экономического влияния со стороны Китая. В этом плане вполне резонным представляется активизация сотрудничества с Японией, что в перспективе может оказать достойную конкуренцию Китаю и другим присутствующим в регионе державам.

На современном этапе взаимоотношения между Китаем и Японией не отличаются стабильностью и сбалансированностью. Несмотря на динамичное двустороннее развитие торгово-экономических отношений, политические связи этих государств часто ограничиваются возникающими дипломатическими разногласиями.

И хотя с момента возобновления полноценных связей после отставки в 2006 г. премьер-министра Д. Коидзуми значительно были улучшены условия для китайско-японского сотрудничества, сегодня КНР и Япония имеют комплекс нерешенных проблем, которые непосредственным образом влияют как на характер двусторонних отношений, так и на позиции этих стран по ряду международных вопросов. В основе данного состояния политического противоборства лежат следующие причины:

ü  исторический фактор. Нежелание правящих кругов Японии признать свою вину за события Второй мировой войны, в том числе периодическое посещение храма Ясукуни японскими руководителями рассматриваются со стороны КНР как оправдание японской оккупации в 1937-1945гг[1];

ü  территориальный спор за острова Сэнкаку (Дяоюйдао), которые в данное время принадлежат Японии, но оспариваются Китаем.  Так, осенью 2010 г. между Пекином и Токио произошла новая эскалация напряженности по поводу этих спорных территорий;

ü  тайваньский вопрос. На официальном уровне Япония придерживает совместное заявление от 1972 г. по признанию Тайваня территорией КНР. Однако на практике японские дипломаты и высшие чиновники нередко высказывают проамериканскую позицию по данному вопросу, идущей вразрез китайским интересам;

ü  глобальная конкуренция Китая и Японии за экономическое влияние в Азии, Африке и Латинской Америке, там, где имеется необходимый ресурсный потенциал для поддержания высоких темпов развития китайской и японской экономик;

ü  фактор США. Демонстрация соперничества двух крупных азиатских держав проявляется в военно-политической сфере, в частности, встревоженные быстрым ростом военного потенциала Китая, японские власти все чаще выражают намерение усилить свою военную мощь.

В связи с этим свою актуальность приобретают периодические предложения США по отмене 9 статьи Конституции Японии, в которой провозглашается отказ государства от войны как способа разрешения международных споров, и, как следствие, от создания собственных сухопутных войск, флота и военно-воздушных сил.

Принимая во внимание значимость налаживания стратегического диалога с Японией, китайское руководство пристально следит за тенденциями развития в политической и экономической сфере соседней страны. Экономическая активность Японии в регионе рассматривается КНР, как возможность играть на противоречиях между ней и США[2]. Поэтому Китай стремится вовлечь Японию в более тесное сотрудничество на двустороннем и региональном уровне, о чем свидетельствует подписанное в ходе официального визита Ху Цзиньтао в Японию в мае 2008 г. совместное заявление о «Всестороннем развитии взаимовыгодных отношений, основанных на общих стратегических интересах».

Таким образом, современное состояние китайско-японских отношений можно охарактеризовать как достаточно сложное. Если в экономическом сотрудничестве Пекин и Токио демонстрируют высокую динамику темпов развития[3], то в политическом взаимодействии между двумя странами часто возникают острые противоречия. Так в результате частых дипломатических споров все отчетливее выявляется тенденция к ослаблению позиции Японии, вследствие чего можно наблюдать следующие моменты:

С одной стороны, японское руководство не может не учитывать то обстоятельство, что Китай является крупнейшим торгово-экономическим партнером Японии, от которого во многом зависит состояние дел в экономике. Это особенно явно отметилось во время мирового финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг., когда основной союзник Японии США начали сближаться с КНР. В этой ситуации, стало очевидно, что многое зависит от состояния и перспектив китайско-американских отношений. По мере их улучшения японскому правительству приходится пересматривать в лучшую сторону свою позицию по отношению к современной роли китайской экономики [4];

С другой стороны, большое опасение Токио вызывает наращивание Китаем своего военного и экономического потенциала. В связи с этим существует мнение, что японские власти, принимая во внимание общественный антикитайский настрой в стране, достаточно серьезно рассматривают перспективу модернизации собственных вооруженных сил, так как в Японии появляются все больше сторонников отмены 9-ой статьи Конституции, в том числе и в ЛДП[5].

Свидетельством того, что между КНР и Японией существуют определенные сложности, может служить существующая между ними скрытая политическая борьба. Так, Китай сразу после природной катастрофы в Японии на официальном уровне изъявил намерение помочь соседнему государству, оказав ему существенную гуманитарную поддержку. Тем самым Пекин продемонстрировал перед мировым сообществом свой возросший экономический потенциал, а также показал свое дружеское отношение к Японии.

Параллельно с этим на неофициальном уровне китайские исследователи выразили свою обеспокоенность последствиями событий в Японии. В частности, на нескольких китайских сайтах появилась новая версия техногенной катастрофы в Японии. На китайском портале «Tianya», китайские эксперты опубликовали статью, в которой утверждали, что землетрясение в Японии было вызвано неудачно проведенным тайным ядерным испытанием японских властей.

В качестве довода китайские аналитики приводят заявление губернатора Токио С. Исихара, который заявил о возможности применения ядерного оружия против Китая. Вместе с тем, вскоре после заявления губернатора 9 марта т.г. в Тихом океане у северо-восточного побережья острова Хонсю был зафиксирован подземный толчок магнитудой 7,4 балла. Китайские эксперты утверждают, что это и было испытание сверхсекретного ядерного оружия. Исследователи также приводят аргументы в пользу своей версии, в частности, 11 марта в океане была образована большая воронка, которая, по их мнению, возникла из-за проседания дна после подземного ядерного взрыва.

В итоге китайские эксперты заявили о своей обеспокоенности по поводу возможности обладания Японией своего ядерного оружия. По мнению авторов, данная теория вполне реализуема, при посреднической позиции американской дипломатии [6]. 

Таким образом, как видно, сегодня во взаимоотношениях Китая и Японии существует целый комплекс нерешенных проблем, которые по большей части имеют политический контекст. Специфика противоречий между ними создает определенные сложности для прогнозирования дальнейшего развития двусторонних связей. Однако вполне ясным представляется то, что при неизбежном увеличении потребности КНР и Японии в энергоресурсах, конкуренция между ними будет обостряться, в том числе и в Центральной Азии.

 

Интересы Китая и Японии в Центральной Азии: проблемы и перспективы сотрудничества

         На современном этапе китайские и японские транснациональные корпорации направляют основные усилия на закрепление своего торгово-экономического присутствия на рынках стран Юго-Восточной Азии. Усиление данного вектора внешнеэкономической деятельности КНР и Японии обуславливается географической близостью региона, а также в силу сложившихся исторических связей.

В то же время важной составляющей внешнеполитического курса Пекина и Токио является взаимодействие со странами Центральной Азии. Японские и китайские ТНК заинтересованы в увеличении своего влияния в данном регионе, что проявляется в готовности предоставить необходимые объемы финансирования на развитие совместных проектов. Однако, несмотря на примерно одинаковый китайский и японский инвестиционный потенциал, КНР гораздо активнее участвует в центральноазиатских процессах, в которых позиции Японии уступают Пекину по всем направлениям экономического взаимодействия. Данное обстоятельство связано со следующими причинами:

Ø  Во-первых, объективно сложились разные уровни вовлеченности КНР и Японии в политико-экономическую жизнь стран региона. Китай рассматривает ЦАР как стратегическую сырьевую зону, а также транзитную территорию к нефтеносным районам Каспийского моря и в перспективе Персидского залива. Для Японии такая возможность не представляется актуальной ввиду наличия у нее налаженных морских коммуникаций;

Ø  Во-вторых, географическая отдаленность и отсутствие прямых транспортных маршрутов в значительной степени ограничивает доступ Японии к центральноазиатскому региону;

Ø  В-третьих, специфика взаимоотношений Японии с Китаем и Россией, в которых сохраняется напряженность, вызванная противоречиями относительно спорных территорий, ограничивает деятельность японских ТНК в ЦАР. Вместе с этим Москва и Пекин не желают усиления в регионе внешних игроков, особенно из числа союзников США.

Многие годы для Японии сотрудничество с государствами ЦА не являлись приоритетным направлением внешней политики, что обуславливает нереализованность имеющегося у Японии потенциала сотрудничества с республиками Центральной Азии.

Тем не менее, на фоне последних событий в странах Ближнего Востока и Северной Африки, поставивших под угрозу стабильность поставок энергетических ресурсов на мировые рынки, Япония начинает рассматривать возможность формирования новых маршрутов доставки стратегического сырья, которые позволили бы ослабить одностороннюю зависимость от ближневосточной нефти. Однако сложная военно-политическая ситуация в Афганистане не позволяет Японии развить полноценное транспортное сообщение со странами ЦА в обход КНР и России, через Индийский океан.

Как уже отмечалось Китай, в отличие от Японии уже закрепился в Центральной Азии в качестве ключевого игрока. Переход китайской дипломатии от пассивной линии поведения к активной внешней политике, призванной превратить Китай в ведущую мировую державу, становится основной причиной обеспокоенности Японии и вынуждает японские власти предпринимать соответствующие меры.

Стремление Пекина и Токио повысить уровень своей энергетической безопасности приводит к пересечению интересов двух государств. Так как Япония входит в десятку стран с наиболее развитой ядерной энергетикой, уступая по количеству установленных мощностей АЭС только США и Франции (Диаграмма 1), то первоочередное значение для Токио приобретает свободный доступ к урановым ресурсам Казахстана. Данный вид топлива имеет стратегическое значение для Японии, где за счет АЭС получается порядка 27-28% электроэнергии, опережая по этому показателю США (20%) и Германию (23%) и уступая только Франции (около 80%).  

 

Серьезным соперником Японии в плане доступа к урановым ресурсам Казахстана является Китай, чей спрос на энергоресурсы растет впечатляющими темпами (Диаграмма 2). Пекин ставит целью увеличить долю атомной энергетики в общем производстве энергии с 2% в настоящее время до 5% к 2020 г.

Источник: по данным Министерства энергетики РК и Государственного статистического управления КНР.

По данным Всемирной ядерной ассоциации, в КНР действуют 13 реакторов, еще 27 находятся в стадии строительства, а к 2030 г. планируется ввести в эксплуатацию еще 50 реакторов. Повышение потребности страны в урановом топливе приводит к активизации политики Пекина по отношению к основным экспортерам урана на внешние рынки. Данное обстоятельство побуждает Японию отстаивать свои позиции на рынке урана, укрепляя энергетическое сотрудничество со странами ЦА.

Таким образом, в обозримом будущем можно ожидать усиление соперничества между КНР и Японией за сырьевые ресурсы Казахстана. В случае углубления данной тенденции Япония не может себе позволить с опозданием реагировать на изменение ситуации на рынке урана. По мнению ряда японских экспертов, несмотря на отсутствие стратегического курса по отношению к Центральноазиатскому региону, Япония сохраняет шансы на расширение взаимодействия с государствами ЦА, так как это совпадает с интересами самих стран региона.

Наряду с указанной тенденцией определенное влияние на энергетическую политику Японии и Китая в Центральной Азии, и в частности в РК, может оказать авария на японской АЭС «Фукусима-1». Техногенная катастрофа в Японии может серьезно сказаться на сфере поставок энергетических ресурсов. По мнению ведущих западных исследователей, в долгосрочной перспективе авария на «Фукусима-1» даст толчок к переоценке надежности атомной энергетики и реакторных технологий по всему миру, что повлечет за собой замораживание проектов по строительству атомных объектов и соответственно снижению спроса на урановое сырье. Уже в ближайшее время можно ожидать сокращение доли атомной энергетики в энергобалансе современных государств и как следствие увеличение доли нефтегазового сектора. С этой точки зрения вполне вероятно, что последствия аварии на японской АЭС подтолкнут многие страны к активизации поиска поставщиков энергетических ресурсов и формированию новых путей транспортировки природного топлива.

При взаимодействии с КНР и Японией помимо экономических интересов также немаловажное значение имеет политический аспект. Политика Пекина и Токио в Центральной Азии в сфере безопасности входит в определенное противоречие. При этом китайские власти стремятся не допустить установления монопольного контроля в Центральной Азии, предотвратить создания в регионе военных союзов, направленных против Китая и дальнейшего распространения военных баз США по периметру своих границ. При этом КНР возлагает большую надежду на свое взаимодействие со странами ЦА в рамках ШОС. Помимо этого, китайское руководство уделяет пристальное внимание углублению центральноазиатско-китайских культурных связей, с этой целью организуют многочисленные культурные программы в русле применения политики мягкой силы.

В свою очередь, вовлеченность Японии в борьбу за влияние в регионе Центральной Азии придает крайне сложный для анализа и прогнозов контекст, особенно учитывая позицию японского руководства по отношению к Китаю. В частности, речь идет о том, что принципиальные для Китая вопросы территориальной целостности не особо признаются японским правительством. Япония не редко оппонирует по таким принципиальным для Пекина вопросам как Тайвань, Тибет и Синьцзян и сохраняет связи с лидерами указанных проблемных районов КНР[7]. Таким образом, по-видимому, японские власти желают оставить у себя в руках определенные рычаги давления на Китай в случае обострения между ними территориальных споров.

         Современные взаимоотношения Китая и Японии можно охарактеризовать как неустойчивые. Помимо политических противоречий между Пекином и Токио существует целый комплекс проблем в экономической сфере. Острая потребность в сырьевых ресурсах, необходимость поиска новых рынков сбыта своей продукции, диверсификация маршрутов поставки энергоресурсов и последующее обеспечение безопасности превращают Японию и Китай в соперников в различных регионах мира, в том числе и в Центральной Азии. В настоящее время позицию Китая в условиях усиливающейся конкуренции с Японией можно охарактеризовать следующим образом:

С одной стороны Китай стремится углублять торговое, финансовое и производственно-кооперационное взаимодействие с японским бизнесом, но с другой – китайские власти пытаются использовать свои преимущества (более быстрые темпы роста) для сдерживания политического возвышения Японии, в первую очередь, блокировав попытки Японии войти в Совет Безопасности ООН. Также Китай открыто выступает против участия Японии в развертывании региональных систем противоракетной обороны, видя в этом угрозу своей политике военного сдерживания независимости Тайваня через угрозу ракетного удара. Также Пекин в жесткой форме выражает озабоченность по поводу военного роста Токио и изменения статуса японских вооруженных сил.

             Казахстанско-китайское сотрудничество во всех сферах развивается стремительными темпами, чего нельзя сказать о взаимоотношениях РК с Японией. С точки зрения интересов Казахстана и других центральноазиатских республик усиление в регионе влияния Японии в противовес китайскому экономическому присутствию представляется выгодным. При этом в процессе взаимодействия с данными крупными региональными державами целесообразно исходить из следующих формул, определяющих их внешнеэкономическую концепцию в Центральной Азии: Китай – кредиты в обмен на ресурсы, а Япония – технологии в обмен на ресурсы.

Принимая во внимание наличие большего потенциала Японии в сфере передовых технологий по сравнению с Китаем, необходимо шире привлекать японский опыт в сфере научных разработок, в том числе нефтехимию, машиностроение и атомную промышленность.

Привлечение инвестиций. Золотовалютные резервы Японии по итогам февраля 2011 г. оцениваются в 1,091 трлн. долл. В этом плане Япония становится одной из перспективных стран с точки зрения инвестиционных возможностей.

Усиление тенденции зависимости казахстанской экономики от китайского экспорта. Для предотвращения доминирования товаров китайского производства на казахстанских рынках важно диверсифицировать торгово-экономические связи с другими странами, в частности с Японией.

Ø    Необходимо учитывать, что по сравнению с китайскими компаниями японские более сильны в сферах информационных технологий, комплектующих для автомобилей, а также в разработке передового компьютерного оборудования и промышленности;

Ø    В плане привлечения японских инвесторов важно уделять первостепенное внимание налаживанию и укреплению связей через дипломатические каналы. Необходимо наладить постоянный диалог с научно-экспертными кругами Японии для взаимного обмена опытом и специалистами;

Ø    Оказывать внимание и оперативно реагировать на все события, происходящие в Японии тем самым показав свою заинтересованность в более тесном сотрудничестве с ним;

Следует предложить японской стороне гуманитарную помощь, к примеру, сельскохозяйственные товары: соль, продукты с содержанием йода и т.д. Проблемы с привлечением внимания Японии и японских ТНК к региону. Принимая во внимание заинтересованность японского политического руководства в участии в работе ШОС, целесообразным было бы вынести на обсуждение с государствами-членами ШОС возможность предоставления Японии статуса «страны-наблюдателя» или «партнера по диалогу». В результате аварии на японской АЭС «Фукусима-1» радиация распространилась на широкую часть территорий. Тем не менее, для Казахстана это не несет прямой опасности.

Однако существует опасность ввоза на территорию РК зараженных товаров и продуктов из Японии и сопредельных с ней государств.

Ø  В связи с опасностью заражения радиоактивными продуктами важно не допустить попадания радиоактивной пищи (рыбы, птицы или сельскохозяйственных культур) на казахстанские рынки. В этом плане если непосредственно с территории Японии РК не импортирует подобные товары, то важно обратить внимание на третьи страны, через которые возможен реэкспорт;

Ø  Стало известно, что на отдельных территориях Китая, на полях зафиксировано радиационное поражение растительных культур. Учитывая то, что Казахстан импортирует у Китая рис, цветную капусту и другие продукты китайского сельскохозяйственного производства, распространение радиации на территорию КНР представляет определенную опасность для РК.

В связи с этим необходимо усилить меры по техническому, карантинному и радиационному контролю над товарами как непосредственно с территории Японии, так и из сопредельных с ним государств, в первую очередь Китая. Помимо этого, следует аналогичные меры принять в отношении ввозимого из Японии автотранспорта.

Ссылки и источники

 

1.       До 1945 г. Храм Ясукуни служил символом воспитания населения в духе национализма и милитаризма. В Китае и Южной Корее, подвергшихся японской оккупации в годы Второй мировой войны, храм считается символом японского милитаризма, а почитание его официальными лицами Японии расценивается как рецидив милитаризма и оскорбление памяти жертв японской агрессии.

2.       В частности, ученый-правовед Ли Шугуан из Китайского университета политических наук и права пишет, что «Китай рад, видеть соперничество между Японией и США, это создает стратегический треугольник, что только на руку Китаю». / По материалам China news

3.       Несмотря на существующие проблемы, двустороннее экономическое сотрудничество развивается быстрыми темпами. Согласно китайской статистике, товарооборот между Китаем и Японией в 2010 г. составил 300 млрд. долл. // По материалам Министерства коммерции КНР.

4.       Указанная тема становится актуальной областью для японских исследователей. К примеру, в 2007 г. в Японии вышла книга известного эксперта Х. Иосида «Америка или Китай?» В нем, в частности, автор рассуждает о роли США и КНР в современном мире и о необходимости более тесного сотрудничества с Китаем, поскольку в ближайшей перспективе КНР действительно превратится в глобального игрока. // Иосида Х. «Бэйкоку-ка, Тюгоку-ка?» ( Америка или Китай?). http://dlib.eastview.com/browse/doc/22664022

5.       [1] Озабоченность этим выражает и китайская сторона. В частности, комментируя намерение японской либерально-демократической партии исправить 9-ю статью «Мирной конституции», представитель МИД КНР Лю Цзяньчао сказал: «Китай, как сосед Японии, искренне надеется, что она со всей серьезностью отнесется к уроку истории и примет во внимание озабоченность азиатских стран, подвергшихся японской агрессии в период второй мировой войны» // Агентство «Синьхуа» и МИД КНР.

6.       [1] 日本大地震的真正原 (Истинные причины землетрясения в Японии) 03.16.2011 г. http://www.tianya.cn/publicforum/content/worldlook/1/327929.shtml

7.        В частности, правительство Японии не раз принимала у себя духовного лидера тибетского правительства в изгнании Далай-ламу. После событий июля 2009 г. В СУАР КНР Япония также приняла лидера ВУК Р. Кадир в Токио, где были обсуждены вопросы нарушения прав человека в Китае.

 

 

Источник: easttime.ru

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://www.easttime.ru/analitic/3/9/1018.html
Вернуться Дальний Восток Япония Китайско-японские отношения: интересы Казахстана Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Вторжение Японии в Центральную Азию
О возможной новой роли Японии в Центральной Азии
«Трансформация Центральной Азии в коридор мира и стабильности» – новая инициатива Японии.
Политика Японии в Центральной Азии – геополитический аспект
Инициативы Японии в Центральной Азии

 
ЯПОНИЯ АНАЛИТИКА

20.04.2011
Перспективы восстановления японской экономики
Япония 11 марта 2011 г. пережила одно из самых сильных за всю историю наблюдения землетрясений в 9 баллов по шкале Рихтера. Сильнее были только землетрясения на Суматре в 2004 г. и в Чили в далёком 1960 г.

06.11.2008
КНР и Япония: от Абэ до Фукуды
2008 год ознаменовал 30-годовщину заключения китайско-японского Договора о мире и дружбе. Текущий 2008 год был полон на события не только в двухсторонних взаимоотношениях двух стран, но и во внутреннем развитии, как и Японии, так и Китая.

05.11.2008
Проблемы и перспективы политического курса Японии в Центральной Азии
На современном этапе, между Японией и странами Центральной Азии не существует каких-либо крупных противоречий и проблем принципиального характера и в целом, ничто не препятствует активному наращиванию взаимного сотрудничества.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100