ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
История Японии
Государственный и Политический строй Японии
Экономика Японии
Общество и Культура Японии
География Японии
Религия в Японии
Спорт в Японии
Транспорт в Японии

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Древние народные верования Японии
Японский геолог нашел еще одну Атлантиду
Жанры аниме
Информация для туристов
Прекрасное в обыденном
Японский геолог нашел еще одну Атлантиду

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА ЯПОНИЯ
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Проблемы и перспективы политического курса Японии в Центральной Азии
05.11.2008
Автор: Усубалиев Э.Е.
Проблемы и перспективы политического курса Японии в Центральной Азии
На современном этапе, между Японией и странами Центральной Азии не существует каких-либо крупных противоречий и проблем принципиального характера и в целом, ничто не препятствует активному наращиванию взаимного сотрудничества. По признанию ряда исследователей, авторитет Японии в сравнении с другими странами, среди политического истеблишмента и простого населения государств Центральной Азии довольно высок. Политика Японии по созданию позитивного образа страны и нации дала положительные результаты в Центральной Азии. Деятельность Японии, освещаемая в средствах массовой информации, также находит благосклонный отклик среди населения и формирует представление о Японии как о «добром, дружеском государстве, которое искренне стремиться помочь нуждающимся странам» . Тем самым, Центральная Азия широко раскрыта для Японии, как ни для какой другой страны мира.
По истечении более чем 17 лет политики Японии в регионе назревает объективная необходимость осмысления ее итогов и результатов, проблем и перспектив в  столетии. В первую очередь, это касается официальной помощи развитию и экономической политики Японии в регионе, основным результатам которых посвящалась большая часть исследования.
Нет необходимости вновь возвращаться к особенностям и принципам распределения ОПР, а также говорить о ее роли во внешнеполитическом инструментарии Японии, как одного из основных рычагов влияния в международных отношениях. И все же, ряд аспектов этой многоплановой деятельности Японии были оставлены без должного внимания, (например, ее эффективность в Центральной Азии, осведомленность о ее назначении в самой Японии и т.д.) в первую очередь из-за того, что они не вписывались в общую идею структурного построения исследования, выявляя хронологическое несоответствие изучаемому периоду. Более того, их рассмотрение было невозможно на ранних этапах работы, поскольку только к концу 2002 г. можно с определенной долей уверенности судить об итогах, успехах и неудачах центральноазиатской деятельности Японии.
Несмотря на более чем 50 летний опыт предоставления ОПР, Япония вновь сталкивается с теми же трудностями и проблемами, что и много лет назад. Например, на начало 1990-х гг., чуть более 2/3 ОПР предоставлялась странам Азии (Китай, Индонезия, Филиппины и Таиланд) , однако эта деятельность не получала достаточного освещения в СМИ Японии и большая часть населения имела весьма слабое представление о правительственной политике оказания помощи, что и вызывало многочисленные нарекания, как внутри страны так и за рубежом . В основном это было связанно с не целевым использованием средств странами-реципиентами Латинской Америке, где она расходовалась на личные нужды главами государств, а в Африке на средства ОПР покупалось оружие. И правительство Японии не хотело, чтобы эти сведения были преданы огласке. Скандал разразился как раз тогда, когда об этом узнала пресса и опубликовала эти факты.
До настоящего времени, ситуация в отношении традиционных стран-реципиентов ОПР постепенно менялась к лучшему, благодаря инициативам Японии по приданию ее политики большей доступности и открытости как для граждан страны, так и для мировой общественности. Публичный характер политики в ушедшем столетии и в наше время является одной из характерных черт нового «лица» Японии, открытой для всего мира. Однако сейчас, вновь растет волна критики внутри страны, по поводу необходимости сокращения бюджета ОПР и придании ему прозрачности, а также пересмотра приоритетов и эффективности ОПР в целом .
В то время как деятельность в Азии, на которую приходится более 54.8%  , а также в Африке, Латинской Америке и других регионах, широко освещается в СМИ, фактические результаты по Центральной Азии выглядят значительно скуднее. Это одна из, если можно так сказать, неясных сторон осуществляемой Японией политики в Центральной Азии. Сложившаяся ситуация выявляет одну из основных проблем предоставляемой ОПР в Центральной Азии – низкая информированность японского общества.
В первую очередь, необходимо признать, что ОПР в Центральной Азии согласно официальным источникам, не является приоритетным направлением в общей политике по оказанию помощи развивающимся странам. К такому выводу можно прийти при детальном анализе основного источника по внешней политики Японии – Голубой Книге по дипломатии и Белой Книги по ОПР.
Если же до 1997 г. масштаб взаимоотношений между Японией и Центральной Азией в действительности не позволял говорить о значительном месте этого региона во внешнеполитическом курсе Японии, то даже после объявления «Евразийской дипломатии» Р. Хасимото и «Программы действий по дипломатии Шелкового пути» К. Обути в 1997-98 гг. ситуация не изменилась. В «Голубой книге дипломатии» за 1998 г. (Раздел E. «Российская Федерация и новые независимые государства») содержалась такая формулировка: «Признавая важность региона Шелкового пути в Евразийской дипломатии, Япония продолжает развивать отношения со странами в рамках двусторонних отношений» .
Безусловно, характер этого источника не предполагает подробного рассмотрения всего комплекса взаимоотношений, а лишь указывает основные события и направления внешней политики за истекший год. Однако в разделах посвященных ОПР с 1999-2003 гг. также выделяется одно из незначительных мест из общего содержания, несмотря на то, что уже к 2002 г. объем предоставленной помощи Центральной Азии по линии ОПР и другим каналам финансирования в совокупности составил более 2.5 млрд. долларов. Такая же ситуация складывается при обращении к Белой Книге по ОПР, где Центральной Азии уделяется одно из незначительных мест.
Единственное исключение составляет упоминание гуманитарной помощи на нужды беженцев в Таджикистане и Узбекистане, в связи с начавшейся антитеррористической операцией в Афганистане 2001 году. В последующие годы проблема восстановления Афганистана занимает одно из ключевых мест во внешней политике Японии. Но этот вопрос будет рассмотрен позднее.
Обзор японской прессы с 1993 по 2003 гг.  показывает, что основная тема статей посвящена культурным обменам, туризму и гуманитарной помощи, а также истории стран, находящихся на Шелковом пути, либо официальной хронике визитов в двустороннем формате и усилиям в рамках между-народных организаций. Финансовое участие в различных проектах, а также другие виды внешнеэкономической деятельности практически не затрагиваются. Информация публикуется в специализированных изданиях и не рассчитана на широкий круг читателей, что, безусловно, не способствует открытости проводимой политики Японии в регионе. Сведения об участии крупного японского капитала в нефтегазовой сфере Центральной Азии также является редкостью в японских СМИ.
Более того, создается впечатление, что либо эти данные сознательно замалчиваются, либо у японских СМИ вообще отсутствует интерес к такого рода информации. На основе изученного материала можно предположить, что в Японии «Евразийская дипломатия» и «Дипломатия Шелкового пути» воспринимается как «поспешная и неудавшаяся попытка Японии внести персональный вклад в формирование стабильного мирового порядка» . В подтверждение этого тезиса, некоторые японские исследователи ссылаются на разочарование в перспективах этих инициатив после убийства члена миссии наблюдателей ООН Ю.Акино в 1998 г. в Таджикистане, а также захвата в заложники четырех японских геологов в 1999 г. в Кыргызстане.
Но можно ли утверждать, руководствуясь официальными источниками и публикациями в прессе, о потере интереса и отсутствии стратегической заинтересованности Японии в этом регионе? Скорее всего, заявления о бесперспективности политики Японии в Центральной Азии несколько далеки от реальности. Поскольку пропадает смысл проводить разведку полезных ископаемых и месторождений нефти и газа, реконструкция коммуникационных и транспортных путей, участие японского капитала в проектах по добычи газа и нефти в Казахстане и Туркменистане?
Довольно бессмысленно, на наш взгляд, расходовать средства, формирующиеся из налогов граждан Японии на идею восстановления Шелкового пути, для того, что бы потом объявить ее бесперспективной.
Эти и другие вопросы неоднократно обсуждались в беседах с представителями посольства Японии в Кыргызской Республике, однако официальная позиция МИД Японии, распространяемая в странах Центральной Азии сводится к тому, что у Японии нет стратегически важных интересов в регионе и в своих инициативах она руководствуется альтруистическими идеями содействия всеобщего развития региона, демократизации и перехода к рыночной экономике .
Таким образом, политика Японии в регионе и ее критическое осмысление выявляет другую немаловажную проблему – несоответствие заявленных целей с их реальным воплощением.
Из трех перечисленных составляющих внешнеполитического курса Японии, по крайней мере, неоспорим факт содействия развитию региона. Справедливости ради стоит признать, что помощь Японии, как это уже отмечалось в исследовании, сыграла значительную роль в становлении государств Центральной Азии. Отдельный комплекс проблем составляет адекватность декларируемых задач по стимулированию демократических процессов и перехода к рыночной экономике в странах региона, реальной действительности.
Установление демократических основ управления, является одной из наиболее актуальных проблем не только для Центральной Азии, но и для всего постсоветского пространства. Особенность стран региона заключается в том, что все режимы этих государств в той или иной степени недемократичны (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) и даже тоталитарны (Туркменистан, Узбекистан) . Региональная политика Японии содействия демократизации, если дать ей краткое определение, является сугубо декларативной.
Инициативы Японии в этой области включают в себя усилия в рамках международных организаций и на двусторонней основе. Так, на прошедшем 11 июня 2002 г. в Германии симпозиуме «Вклад Германии и Японии в устойчивой развитие Центральной Азии», основной темой которой являлось обсуждение экономических, политических проблем, стоящих перед молодыми государствами региона, а также вопросы построения гражданского общества . Участники симпозиума, выработавшие рекомендации для своих правительств, были едины в том, что центральноазиатские республики нуждаются не в революционных, а в эволюционных способах развития и решения своих проблем.
Еще один общий вывод: у новых государств Центральной Азии на фоне традиционного партнерства с Россией есть еще один путь построения здоровой рыночной экономики и развития демократии. Это сотрудничество с Западом, а точнее с США, Японией, объединенной Европой и, в частности, с Германией.
Отвлекаясь от сухой официальной риторики о необходимости скорейшего внедрения демократических принципов управления государством, которыми изобиловали итоги этой конференции, стоит обозначить ее основную направленность – выделение главенствующей роли Запада в глобальных процессах демократизации. При этом подчеркивалось, что у Японии и Германии уже есть опыт перехода от тоталитаризма к рыночной экономике и демократии, и этот опыт может быть передан через конкретные проекты странам Центральной Азии .
Участие Японии в подобных конференциях, посвященных общим проблемам региона, имеет показательный характер и решает целенаправленные задачи внешнеполитического ведомства страны по увеличению политического веса Японии в международных делах. И за это Япония не может подвергаться осуждению, по той простой причине, что это ее право, как суверенного государства. С другой стороны, подвергается сомнению эффективность этой деятельности в рамках двусторонних отношений.
Япония выделяет две группы стран, в которых проблема демократии привязывается к финансовой помощи и является основным условием ее предоставления – Кыргызстан и Таджикистан и страны, для которых постановка этих вопросов не оказывает заметного влияния на двусторонние экономические и политические отношения – Казахстан, Туркменистан и Узбекистан.
Именно благодаря заявлениям президента Кыргызстана А. Акаева о приверженности демократическому и западному пути развития, западные страны (и Япония в их числе), из всех стран Центральной Азии в первую очередь оказали финансовую помощь Кыргызстану . Дальнейшее оказание финансового содействия связывалась с уровнем либерализации экономики и ходом демократических реформ в стране. В результате реформы в Кыргызстане были признаны наиболее смелыми из всех стран Центральной Азии и у Японии не было оснований отказывать в помощи. В то же время Таджикистан, не развивавший отношений с Японией до окончания гражданской войны, получает намного меньшую помощь по сравнению с другими странами региона и исключительно на демократизацию государственного управления, борьбу с бедностью и выплату внешних долгов . Гуманитарная помощь и безвозмездные гранты также не столь велики.
Декларативность заявлений Японии о содействии процессу демократизации Центральной Азии в полной мере проявляется в отношениях с другой группой стран – Казахстан, Туркменистан и Узбекистан. Для этих стран, проблема демократизации и либерализации экономики никогда не становилась препятствием для оказания финансового содействия, инвестиций и участия в совместных проектах. Большая значимость энергоресурсов этих стран в будущем Центральноазиатского региона позволяет «закрывать глаза» на тоталитарный режим Туркменистана, выражающийся в реальном отсутствие демократии, нарушении прав человека и откровенные притеснения русскоязычного населения . Впрочем, и России это не помешало заключить соглашения о поставках туркменского газа. Масштабные нарушения прав человека и гонения мусульман в Узбекистане, не препятствуют стратегическому партнерству Японии и США, закрепленного соответствующими соглашениями. Авторитарный характер правления президента Казахстана Н. Назарбаева, также не мешает развитию партнерских отношений с Японией и работе в совместных проектах.
Все без исключения страны Центральной Азии страдают отсутствием демократии. И во всех странах реальное воплощение демократии для Японии не имеет принципиального значения. Проблемам демократии в Кыргызстане и Таджикистане не уделяется должного внимания, но вменяется обязательным условием получения финансовой помощи, из-за их бедности и незначительной роли, отводимой им в Центральной Азии. Так же сказывается отсутствие контроля над расходуемыми средствами со стороны Японии, которая, в принципе, и не старается это делать.
В случае же с остальными богатыми природными ресурсами государствами региона, Япония явно не собирается иметь осложнения на этой почве. Вопросы демократии и прав человека меркнут перед возможными перспективами экономической выгоды.
Необходимость Японии уделять внимание проблемам демократии, несмотря на показательный и декларативный характер, по всей видимости, имеет историческое объяснение. Известные события расстрела студентов выступавших под демократическими лозунгами на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. в КНР показали, что Япония, не присоединившись к санкциям, введенным против Китая международным сообществом, продолжала полноформатные экономические и политические отношения. За что и была подвергнута жесткой критике. Япония учла уроки прошлого, бравируя теперь на международной арене демократическими лозунгами, однако истинное отношение к этой проблеме остается прежним.
Таким образом, можно предположить, что основные проблемы политического курса Японии в Центральной Азии заключаются в следующем:
• низкое информационное обеспечение осуществляемой деятельности;
• несоответствие объявляемых целей и задач с их практической реализацией;
• декларативный характер выдвигаемых инициатив;
При этом следует объективно признать существование ряда проблем внутрирегионального характера, негативно влияющих и наносящих серьезный урон двусторонним отношениям.
В первую очередь, среди остро стоящих проблем в странах Центральной Азии выделяется коррумпированность власти на всех ее уровнях. Зачастую, реализация проектов инициируемых Японией становится невозможным, по причине коррумпированности чиновников. Подавляющее большинство проектов в инвестиционной сфере зависят от неофициальных денежных «взносов», даров и подарков государственным чиновникам .
Подобная ситуация складывается в большей или меньшей степени в каждой стране региона, что в свою очередь порождает недоверие и разочарование Японии в Центральной Азии. А в некоторых случаях это вызывает негодование, поскольку всевозможные неофициальные «взносы» оплачиваются из средств налогоплательщиков.
Следующее препятствие на пути плодотворного сотрудничества со странами региона тесно связано с проблемой коррупции и отчасти является ее порождением. Это выработанное за годы предоставления финансовой и иной помощи потребительское отношение и иждивенческие настроения среди стран-реципиентов ОПР в Центральной Азии. Япония, нередко, представляется как богатый меценат, который готов выделить деньги под любые проекты, при правильном оформлении соответствующей заявки. Правда это не распространяется на проекты стратегической важности. Но из-за этого страдает эффективность ОПР и теряется, по мнению японских дипломатов, ее основной смысл – стимулирование развития, а не его постоянное субсидирование.
Для решения этих проблем Япония проводит семинары, конференции и бизнес-трениниги в странах региона, на которых активно внедряются идеи и опыт Японии в области организации собственного бизнеса, налаживания производства на уровне среднего и мелкого предпринимательства. Особенную роль в этом играют открывшиеся центры по изучению языка и культуры Японии, а также Японское Агентство Международного Сотрудничества, которое ежегодно отправляет специалистов на стажировки в Японию в рамках различных образовательных программам. Пока что эта деятельность не приносит реальных плодов, так как процент работников в государственных структурах, прошедших стажировки или получивших образование в Японии, сравнительно невелик. Но Япония связывает большие надежды с этой программой, так как полагает, что в будущем это может дать положительный результат.
Надежды Японии на центральноазиатскую интеграцию, в которой она видела необходимое условие успешного развития региона, и желание выстраивать отношения в формате Япония – Центральная Азия как целостное региональное объединение себя не оправдали. Даже образованный в 1994 г. ОЦАС (Организация Центральноазиатского Сотрудничества) не создал эффективный механизма взаимодействия. Практически все интеграционные процессы обречены на провал из-за острого соперничества за региональное лидерство между Казахстаном и Узбекистаном, нерешенных пограничных проблем и торгово-экономических противоречий . В 2004 г. появилась возможность придать новый импульс этим намерениям во время официального визита министра иностранных дел Кыргызской Республики А. Айтматова в Японию. В частности, Япония предложила Кыргызстану оказать содействие в установлении сотрудничества с ОЦАС в целях более активного взаимодействия со странами Центральной Азии .
Все вышеперечисленные проблемы, так или иначе, являются предметом озабоченности, как для Японии, так и для стран Центральной Азии, и требуют совместных усилий и сотрудничества для устранения их негативных последствий.
Что же касается перспектив политики Японии в Центральной Азии, то скорее всего рассмотренные проблемы не будут служить основанием для сворачивания активности в регионе. Еще семь лет назад, советник посольства Японии в Узбекистане И. Накадзима сказал: «Мы работали и работаем здесь с убытками, но мы не намерены уходить из этого региона. Мы богаты, можем себе это позволить, и все равно дождемся лучшего будущего» .
И наступление этого лучшего будущего в меньшей степени зависит от Японии. Поскольку лучшее будущее в понимании многих исследователей, означает установление в регионе прочной и надежной системы безопасности, а это Япония не в состоянии самостоятельно гарантировать. Но от гарантий безопасности в регионе зависят дальнейшие перспективы внешнеполитического курса Японии и успешное осуществление намеченных целей, главные из которых в долгосрочной перспективе заключаются в создании политических и экономических условий для проникновения частного капитала в Центральную Азию. Только при выполнении задачи по обеспечению безопасности в регионе Центральная Азия обретет устойчивый и постоянно возрастающий интерес для развитой экономики Японии.
Источник: ИСАП КРСУ

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://easttime.ru/analitic/3/9/512.html
Вернуться Дальний Восток Япония Проблемы и перспективы политического курса Японии в Центральной Азии Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Вторжение Японии в Центральную Азию
О возможной новой роли Японии в Центральной Азии
«Трансформация Центральной Азии в коридор мира и стабильности» – новая инициатива Японии.
Политика Японии в Центральной Азии – геополитический аспект
Инициативы Японии в Центральной Азии

 
ЯПОНИЯ АНАЛИТИКА

30.11.2011
Китайско-японские отношения: интересы Казахстана
На современном этапе политико-экономические отношения между Китаем и Японией затрагивают широкий спектр вопросов международной политики, в том числе: положение в Северо-Восточной Азии, китайско-американское сотрудничество, нераспространение ОМУ и т.д.

20.04.2011
Перспективы восстановления японской экономики
Япония 11 марта 2011 г. пережила одно из самых сильных за всю историю наблюдения землетрясений в 9 баллов по шкале Рихтера. Сильнее были только землетрясения на Суматре в 2004 г. и в Чили в далёком 1960 г.

06.11.2008
КНР и Япония: от Абэ до Фукуды
2008 год ознаменовал 30-годовщину заключения китайско-японского Договора о мире и дружбе. Текущий 2008 год был полон на события не только в двухсторонних взаимоотношениях двух стран, но и во внутреннем развитии, как и Японии, так и Китая.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100