ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
История Японии
Государственный и Политический строй Японии
Экономика Японии
Общество и Культура Японии
География Японии
Религия в Японии
Спорт в Японии
Транспорт в Японии

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Популярные Японские компьютерные игры
Японские имена и японские фамилии
Популярные японские игры и развлечения
В чем прелесть женского кимоно?
Информация для туристов
Двадцать мифов о Японии

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА ЯПОНИЯ
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

КНР и Япония: от Абэ до Фукуды
06.11.2008
Автор: Ерлан Мадиев
КНР и Япония: от Абэ до Фукуды
2008 год ознаменовал 30-годовщину заключения китайско-японского Договора о мире и дружбе. Текущий 2008 год был полон на события не только в двухсторонних взаимоотношениях двух стран, но и во внутреннем развитии, как и Японии, так и Китая. Состоявшиеся летние Олимпийские игры в Пекине, землетрясение в Сычуане и волнение в Тибете, предшествующие олимпийским играм, инцидент с отравленными китайскими пельменями - вот неполный список тех событий, который в течение всего года определял ход развития отношений между двумя странами. Вдобавок ко всему отставка кабинета Фукуды также подвела некую черту во взаимоотношениях Китая и Японии.
Главным же событием в отношениях двух стран можно считать майский визит Ху Цзиньтао в Японию. Впервые за десять лет в Токио состоялись китайско-японские переговоры на таком высшем уровне. После визита Ху, и предшествовавшего ему визита Фукуды в Китай в декабре этого года, многие зарубежные эксперты стали говорить о наступлении «весны» в отношениях Пекина и Токио.
Однако, несмотря на позитивную динамику развития китайско-японских отношений на современном этапе, отношения Пекина и Токио отягощены многими проблемами. Стремительный рост экономического и политического потенциала Китая и укрепление общих позиций Японии на базе уже накопленного экономического потенциала реанимируют многие старые проблемы, а также обостряют конкуренцию между ними на региональном и глобальном уровне. Параллелизм в процессах укрепления глобальных позиций Японии и Китая на современном этапе приобретает некую уникальность с учетом того факта, что вся история взаимоотношений двух стран начиная с Циньской династии (221-206 д. н. э.) состоит из периодов чередовавшегося превосходства одной стороны над другой. Сегодня и Китай и Япония по праву считаются глобальными игроками, которые имеют свои глобальные интересы.
С приходом к власти Синдзо Абэ в сентябре 2006 г. наметилась тенденция на улучшение двухсторонних отношений. Первую зарубежную поездку в качестве премьер-министра Синдзо Абэ совершил в КНР. Приход Абэ ознаменовал отход от конфронтационной политики в отношении Китая времен Коидзуми, и стремление на улучшения связей с КНР. Был отодвинут на задний план вопрос о посещений премьер-министром храма Ясукуни. Во времена правления Коидзуми многие японские компании инвестировавшие в китайскую экономику «страдали» от холодных политических отношений двух стран. В качестве примера можно привести потерю контрактов для японских компаний в Китае по таким крупным инфраструктурным проектам как плотина «Три гиганта», скоростная железная дорога между Пекином и Шанхаем, а также возведение атомных электростанций. В результате многие крупные японские бизнесмены и торговые ассоциации требовали от Коидзуми улучшения отношений с Пекином
В период премьерства Абэ обе стороны стремились найти точки соприкосновения по наиболее актуальным вопросам. В данном направлении были намечены наиболее приоритетные сферы кооперации двух стран. Так оба государства решили углублять кооперацию в сфере защиты окружающей среды и эффективного использования электроэнергии. В июле 2006 г. министр коммерции КНР Бо Синьлай встретился с министром торговли и индустрии Японии Никай Тошихиро на китайско-японском форуме по эффективному использованию энергии и охраны окружающей среды, в рамках которого стороны договорились продолжать сотрудничать в данных сферах. Позже директор агентства энергетики и природных ресурсов Японии подписал меморандум о сотрудничестве с КНР в сфере эффективного использования энергии.
Также в качестве положительного момента в отношениях КНР с Японией можно отметить интенсификацию контактов между двумя странами на высоком уровне. После визита Синдзо Абэ в КНР ответную поездку в Японию совершил премьер госсовета КНР Вень Цзябао. Параллельно китайские и японские высокие должностные лица встречались на саммитах таких структур как АСЕАН, АСЕАН+3, АТЭС, Азиатской экономической конференции.
Тенденция улучшения отношений между двумя странами продолжилась с приходом кабинета Фукуды. Фукуда стремился сделать все возможное для улучшения отношения с Китаем, который уже стал крупнейшим торговым партнером Японии. Во внутренней политике кабинет Фукуды не мог похвастаться какими-либо существенными успехами, и победа на дипломатическом фронте была крайне необходима. Данное обстоятельство совпало с обострением отношений Китая с Западом, страны которого остро критиковали КНР за репрессии в Тибете, и намеревались бойкотировать церемонию открытия олимпийских игр в Пекине. При таком раскладе Пекину также было необходимо сохранить позитивную тенденцию в развитии отношении с Токио.
Именно во время премьерства Фукуды Китай потрясли два события – волнение в Тибете и катастрофическое землетрясение в провинции Сычуань. Кроме этого ранее во взаимоотношениях двух стран вспыхнул скандал с отравленными пельменями, который отложил приезд Ху Цзиньтао с апреля на май.
Мартовские волнения в Тибете стали истинным испытанием для Фукуды. Премьер Фукуда подвергся жесткому давлению внутри страны со стороны демократической партии Японии, а также своей либерально-демократической партии за свою относительно мягкую позицию по данному вопросу. Несмотря на нападки со стороны внутренней оппозиции и других западных стран Фукуда продолжал занимать компромиссную позицию по данному вопросу, отклоняя призывы бойкотировать олимпийские игры, утверждая, что к данному вопросу нужно подходить трезво, так данный год является крайне важным во взаимоотношениях двух стран. Понятно, что Фукуда не хотел портить отношения с Пекином в преддверии визита Ху Цзиньтао, а также саммита Большой 8, который должен был пройти на Хоккайдо. Сразу после событий в Тибете на пресс-конференции вице-министр иностранных дел Японии Ябунака заявил, что события в Тибете не повлияют на будущий визит Ху Цзиньтао. Во время визита Ху Цзиньтао в Японию тема о правах человека в Тибете, а также дело об отравленных пельменях не были включены в повестку дня. В совместном коммюнике было лишь отмечено, что стороны будут сотрудничать для дальнейшего взаимного понимания (в вопросах о правах человека). Касательно темы недоброкачественной продукции было отмечено, что стороны продолжат двухсторонний обмен представителями компетентных служб безопасности. Кроме этого не был, затронут и другой острый вопрос -  спор о принадлежности островов Дяоюйдао (Сэнкаку) и материкового шельфа в Восточно-Китайском море.
Что касается землетрясения в провинции Сычуань, то еще утром 13 мая министр иностранных дел Японии Комура заявил, что Япония готова оказать необходимую помощь КНР, если Пекин запросит ее. 15 мая Пекин заявил что примет помощь Японии, сумма которой на конец мая достигла 1 миллиарда йен.
Также необходимо отметить, что на развитие отношений двух стран позитивно влияло внутреннее развитие на Тайване. После январских и майский выборов бразды правления в свои руки взяла Гоминьдан во главе с Ма Инг ё, который является этническим китайцем. Его предшественники Ли Тенг-хуи и Чень Шуибянь были этническими тайваньцами, и их правление отличалось прояпонским внешнеполитическим курсом. Оба президента денонсировали притязания Японии на острова Дяотай, однако не доводили дело до обострения. Крепли не только политические, но и экономические связи. При правлении Чень Шуйбяня в 2007 г. двухсторонний товарооборот Тайваня и Японии достиг 64.6 млрд. долл. США. На президентских выборах Тайваня для Японии был более удобен кандидат от Демократическо-Прогрессивной Партии Франк Хсей, который как и Ли свободно говорил на японском и обучался в Киотском университете. Ма, который открыто выступал против притязания Японии на острова Дяаотай, и не имел никаких связей с Японией рассматривался в Токио как неудобный вариант, особенно после того как в своей иннаугурационной речи он даже не упомянул о Японии. Первым тревожным сигналом стал инцидент с тайваньским рыболовным судном, которое было утоплено на спорной территории при столкновении с японским патрульным судном 11 июня. Хотя и столкновение обошлось без человеческих жертв, данный инцидент вызвал бурную реакцию на Тайване. Старания японской стороны уладить инцидент, не нашли отклика на Тайване, где даже пригрозили при необходимости использовать военную силу. Бесспорно, что любые обострения в отношениях Тайваня с его ближайшими союзниками выгодны для Пекина в его политике изоляции острова.
И все же нарастание глобальной и региональной конкуренции Пекина и Токио создает новые проблемы и обостряет старые проблемы в их отношениях.
Первый раздражитель в отношениях двух стран – возможные изменения в конституции Японии, или же процесс «нормализации Японии». Парламент Японии в мае 2007 г. утвердил закон о проведении общенационального референдума для пересмотра пацифистской конституции страны, в частности отмены 9-статьи.
Одновременно Синдзо Абэ начал процесс развития Сил Обороны Японии, целью которого являлась повышения их статуса от агентства до министерства. Япония активизировала стратегическое и военное сотрудничество с США в АТР. Географическое расположение Японии в сочетании с технологическими возможностями страны и оснащением ее вооруженных сил предопределило активное участие этой страны в развертываемой США глобальной системе противоракетной обороны. Создаваемая система ПРО в Японии представляет собой комплекс наземных пусковых установок ЗРК Patriot PAC-3 и ракет SM-3 морского базирования, которыми предполагается вооружать эсминцы японских военно-морских сил, оснащенные системой AEGIS. 18 декабря 2007 года японский эсминец "Конго" первым в военно-морских силах страны произвел успешный пуск ракеты-перехватчика SM-3.
Кроме этого Япония участвует в формировании «союза демократий», включающего Индию и Австралию. В августе 2007 г. корабли военно-морских сил Японии, США и Индии впервые в истории провели совместные учения в Тихом океане. Также во время своей поездки в Европу в январе 2007 г. Синдзо Абэ активно лоббировал сохранение эмбарго на поставку европейского оружия в КНР. Весь этот комплекс действий рассматривается в КНР как попытка сдерживания роста ее влияния в АТР и изменения баланса сил в АТР, что негативно влияет на ход развития китайско-японских отношений.
Япония же упрекает Китай за недостаточную транспарентность в области военного строительства. Так, на мюнхенской конференции по безопасности текущего года министр иностранных дел Японии Комура призвал мировое сообщество обратить внимание на растущий военный бюджет Китая, а также области военного строительства, где нет достаточной прозрачности, что, по его мнению, порождает напряженность в регионе.
Также усиливается конкуренция двух стран за экономическое и политическое преобладание в ЮВА. При этом нужно отметить, что КНР достигла определенных успехов, выступив на исходе 2001 г. с предложением о создании зоны свободной торговли между Китаем и странами АСЕАН. В результате на сегодняшний день аналогичные предложения со стороны Японии остались без поддержки, а созданный Японией механизм «АСЕАН+3» не стал для Токио инструментом усиления своего влияния в регионе.
В январе 2008 г. на министерской встрече Япония - страны Меконга, собравшая представителей Таиланда, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, а также Бирмы Япония объявила о предоставления странам Меконга безвозмездной помощи в размере 40 млн. долл. США для инфраструктурных проектов. Также Япония пообещала увеличить официальную помощь для развития и принять 10 тыс. студентов для обучения в японских университетах. 22 января вице министр обороны Японии Масуда Кохей соершил визит в Малайзию, целью которого было интенсификация обменов военной области со странами АСЕАН. Все это можно рассматривать как ответные действия Японии на растущее влияние КНР в регионе.
Неразрешенным остается спор о принадлежности островов Дяоюйдао (Сэнкаку) и материкового шельфа в Восточно-Китайском море. Главным препятствием для достижения компромисса являются выдвигаемые сторонами различные варианты прохождения разграничительной линии между эксклюзивными экономическими зонами двух стран. Китай, тем временем, уже ведет разработку газа в этих водах и не признает существование этой линии, заявляя, что сфера его контроля распространяется до границы континентального шельфа, которая находится рядом с южной японской префектурой Окинава.
Однако же главным фактором, определяющим отношения Японии и Китая, является экономическая взаимозависимость двух стран. Объем двусторонней торговли в 2007 г. достиг 236,6 млрд. долл. США, превысив показатели 2007 г. на 12 %. Еще в 2006 г. Китай вытеснил США и стал крупнейшим торговым партнером Японии, являясь одним из наиболее быстро растущих экспортных рынков для японских производителей. В свою очередь, Япония - третий крупнейший торговый партнер Китая и второй по величине источник прямых иностранных инвестиций. Китай является крупным рынком для японских товаров и значительным источником импорта, КНР также служит базой для офшорного производства, большое число компаний из Японии переместили свое производство в Китай по причине его дешевой рабочей силы. Кроме этого на фоне глобального финансового кризиса и замедления экономического роста США, важного экспортного рынка, как Китая, так и Японии, для обеих стран необходимо дальнейшее развитие экономических связей.
Таким образом, на данный момент обе страны не заинтересованы в ухудшении отношений. Главная причина – тесные экономические связи двух стран. Кроме этого нельзя и исключать и политические факторы. Маловероятным кажется, то, что Таро Асо будет повторять ошибки Коидзуми, отягощая свое правление проблемами на внешнеполитическом фронте. В своей первой программной речи в парламенте Асо заявил, что будет прилагать все усилия для построения стабильных и процветающих отношений с Китаем, а также с другими странами АТР. Китай также в полной мере осознает, что любое обострение отношений с Японией еще больше сблизит Токио с Вашингтоном.
Источник: easttime.ru

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://easttime.ru/analitic/3/9/521.html
Вернуться Дальний Восток Япония КНР и Япония: от Абэ до Фукуды Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Отношение к исламу: Япония может сыграть свою роль в предотвращении «столкновения цивилизаций»
Новая архитектура безопасности в АТР: Япония и Австралия укрепляют сотрудничество
Х.Зарифи: Таджикистан не меняет акцентов во внешней политике
Таджикистан пытается изменить своим традиционным союзническим отношениям в Центральной Азии
Президентские выборы на Тайване: некоторые особенности политической ситуации на острове

 
ЯПОНИЯ АНАЛИТИКА

30.11.2011
Китайско-японские отношения: интересы Казахстана
На современном этапе политико-экономические отношения между Китаем и Японией затрагивают широкий спектр вопросов международной политики, в том числе: положение в Северо-Восточной Азии, китайско-американское сотрудничество, нераспространение ОМУ и т.д.

20.04.2011
Перспективы восстановления японской экономики
Япония 11 марта 2011 г. пережила одно из самых сильных за всю историю наблюдения землетрясений в 9 баллов по шкале Рихтера. Сильнее были только землетрясения на Суматре в 2004 г. и в Чили в далёком 1960 г.

05.11.2008
Проблемы и перспективы политического курса Японии в Центральной Азии
На современном этапе, между Японией и странами Центральной Азии не существует каких-либо крупных противоречий и проблем принципиального характера и в целом, ничто не препятствует активному наращиванию взаимного сотрудничества.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100