среда, 26 апреля 2017

Майский саммит СВМДА в Шанхае и новая китайская инициатива

Версия для печатиОтправить другу
Салиев Акылбек Ленбаевич

В связи с предстоящей в мае 2014 года шанхайской встречей глав государств, являющихся членами Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), в адрес руководства Института стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском Славянском университете обратился корреспондент Международного радио Китая г-н Ван Дэлу. Китайский коллега, ссылаясь на высокую оценку министра иностранных дел КНР Ван И, которую он дал СВМДА, полагает, что китайская сторона на предстоящем саммите этой организации "будет выдвигать концепцию о коллективной безопасности на азиатском континенте". По словам корреспондента радио, китайские эксперты по вопросам СНГ считают, что "Пекин намерен превратить этот форум в полноценную организацию, которая будет способна обеспечить безопасность в Азии".

Второй вопрос г-на Ван Дэлу также связан с новой китайской инициативой, выдвинутой председателем КНР Си Цзиньпином в Астане в Назарбаев Университете и называется Концепция «Экономическая зона шелкового пути». Китайских коллег интересует реакция на эту концепцию со стороны Бишкека, а также они задаются вопросом: можно ли считать, что «Экономическая зона шелкового пути» является альтернативой Единому экономическому пространству и ШОС? Есть ли точки соприкосновения Стратегия государственного развития Киргизии и «Экономической зоны шелкового пути»?

Ниже прилагается полный текст интервью директора ИСАП при КРСУ А.Салиева корреспонденту Международного радио Китая.

Уважаемый г-н Ван Дэлу, мне очень приятно то, что руководитель внешнеполитического ведомства КНР г-н Ван И дает такую высокую оценку роли СВМДА в вопросах межгосударственного сотрудничества в сфере безопасности. Вы хорошо знаете, что инициатором создания СВМДА является президент Казахстана Н.Назарбаев и мы в Кыргызстане не меньше, чем наши соседи казахи, горды тем, этот интересный международный проект успешно работает.

Намерение Китайской Народной Республики выдвинуть на предстоящем саммите СВМДА новую Концепцию о коллективной безопасности на азиатском континенте считаю весьма актуальным и своевременным. Однако, как известно, "хороши ложки к обеду" и здесь, как мне представляется следует не торопясь подумать о "месте, времени и условиях" объявления о новой Концепции коллективной безопасности в азиатском регионе, не говоря уже о возможности ее реализации в жизнь. Я еще раз хочу отметить, что потребность в Концепции о коллективной безопасности азиатского континента назрела давно. Как только с карты мира исчез Советский Союз, надо было думать о создании механизмов противодействия внешним угрозам и разработке собственных (региональных) инструментов решения конфликтов внутри континента. На сегодня под надуманными предлогами проблемы безопасности континента решаются совершенно чуждыми для этого региона странами.

Теперь о нюансах реализации Вашего, я бы сказал, мэга-проекта - Концепции о коллективной безопасности на азиатском континенте. Саммит СВМДА, безусловно, можно использовать для "объявления" или "презентации" ИДЕИ новой китайской инициативы, но не более. На форум соберется достаточный круг первых лиц государств региона, для которых будет интересно услышать про Концепцию или про т.н. "вторую шанхайскую инициативу". Не уверен, что все лидеры воспримут ее одинаково, хотя внешне, скорее всего, будет полная поддержка. Хотел бы обратить Ваше внимание на нынешний состав участников СВМДА, чтобы понять, насколько маловероятно то, что вопросы, которые касаются безопасности и будущего мироустройства региона, могут быть решены положительно. Полагаю, что Израиль и Иран немного по разному видят практические механизмы обеспечения безопасности континента. Точно также Пакистан и Индия, Пакистан и Афганистан слегка расходятся во мнениях о том, как установить мир в регионе. В целом, можно однозначно утверждать, что подходы ряда государств-участников СВМДА по проблемам коллективной безопасности на азиатском континенте будут разными, что, самым естественным образом приведет к тому, что на деле эти проблемы решаться не будут. Принцип консенсуса, принятый в СВМДА, успешно работает только тогда, когда голосование идет по вопросам, которые не ущемляют интересы стран-участниц организации, не имеют принципиального значения для собственных интересов той или иной страны. Именно по этой причине возможность превращения этого форума в полноценную организацию, которая могла бы как-то решать проблемы обеспечения безопасность в Азии, сведена к минимуму. В этой связи, говорить, что у СВМДА есть потенциал для "прорывного роста" весьма сложно. Надежды на то, что СВМДА может стать азиатским вариантом ОБСЕ также не реальны, поскольку уставные цели и задачи указанных организаций разные. ОБСЕ является единственной (практически в Евразии) структурой в области безопасности, которая согласно своему предназначению занимается "ранним предупреждением, урегулированием конфликтных ситуаций, а также послекризисным восстановлением в нестабильных регионах". Кроме того, ОБСЕ практикует превентивную дипломатию, наблюдения за выборами, мониторит экологическую безопасность на европейском континенте. Поскольку СВМДА таким мандатом не располагает, то и решать задачи, прямо касающиеся проблем безопасности, не может.

Что касается Организации Договора о коллективной безопасности. Вы правы в том, что ОДКБ "работает" в евразийском регионе. Но ее задачи четко обозначены и направлены на обеспечения безопасности государств-членов Организации. Хочу напомнить, что в мае 1992 года шесть государств бывшего СССР приняли решение создать механизм военно-политического сотрудничества в интересах сохранения единого оборонного пространства, обеспечения безопасности от агрессии извне. Сегодня это уже полноценная международная Организация, которая в достаточной мере адаптирована для адекватного реагирования на изменения в мире и достойное противодействие международному терроризму и экстремизму, для обеспечения коллективной и национальной безопасности государств-членов.

Если говорить простым языком, то задача ОДКБ - обеспечить безопасность государств-членов Организации от всяческих угроз извне. Уставом ОДКБ не предусмотрены функции, которые могли бы отвечать задачам обеспечения коллективной безопасности в Азии, как того предполагает Ваша будущая Концепция.

Именно потому, что форматы ОДКБ и СМВДА/ОБСЕ разные они никак не могут конкурировать. А вот у Астаны может появиться некоторое чувство ревности, поскольку возникает угроза того, что изначальная идея президента Н.Назарбаева после ее трансформации китайской стороной в новый проект, со временем может привести имя автора СВМДА к забвению.

Вопрос о возможности соперничества в СВМДА между Россией, Казахстаном и Китаем считаю не совсем правильным и не имеющим основания. Лидерство в СВМДА принадлежит президенту Казахстана Н.Назарбаеву. Это его детище и мы все должны быть ему благодарны за то, что он добровольно, по своей инициативе взял на себя такую тяжелую общественную нагрузку, создав для многих руководителей региона возможность регулярно общаться, в неформальной обстановке обсуждать и решать сложные двусторонние и многосторонние проблемы.

Несмотря на то, что в нашем регионе действуют такие организации как СВМДА, ШОС, ОДКБ, для Китая, как мне представляется, оптимальна та линия поведения, которая исключает любое политическое соперничество с Россией. В настоящее время всякая конкуренция между КНР и РФ - это чрезмерная роскошь. На фоне общемировой тенденции ухудшения военно-политической ситуации, нарастания напряженности по линии Восток-Запад, серьезных изменений в мировой финансовой системы любые переформатирования региональных институтов взаимодействия могут стать дестабилизирующим фактором и вбить клин между КНР и РФ, предоставив таким образом Западу дополнительные рычаги давления на Вашу страну и Россию. Это в свою очередь негативно отразится не только на двусторонних отношениях между РФ и КНР, но и на общей ситуации в Центральной Азии. Исходя из этого, можно утверждать, что оптимальным вариантом для всех стран региона и в первую очередь для КНР и РФ в настоящее время является адекватная оценка складывающейся обстановки и тщательное изучение партнеров. В дальнейшем при снижении эскалации можно будет вернуться к обсуждаемому вопросу и попытаться более обстоятельно рассмотреть все нюансы практической реализации Концепции коллективной безопасности на азиатском регионе. Для государств Центральной Азии практическое значение СВМДА с точки зрения обеспечения их безопасности минимальное, так как нет практических механизмов этого самого процесса обеспечения.

Теперь относительно концепции «Экономической зоны Шелкового пути», выдвинутой Председателем КНР Си Цзиньпином в Астане в прошлом году.

К сожалению, идея "Экономической зоны Шелкового пути" в Кыргызстане широко не известна. В Бишкеке кроме узкого круга экспертов мало кто знает и тем более понимает содержание и цель этой инициативы. Официальная позиция государства на инициативу Председателя КНР положительная. Надо полагать, что на очередном саммите ШОС представители нашего государства скажут одобрительные слова по поводу этой идеи.

Говоря о содержательной стороне кыргызско-китайских отношений, я всегда подчеркивал, что они должны иметь особый статус. Еще в начале 90-х годов в беседах с первыми китайскими послами в Кыргызстане, я подчеркивал необходимость поддержания китайской стороной с Кыргызстаном "особых отношений", основанных на реально действующих принципах добрососедства и взаимной выгоды. У наших стран позитивный потенциал двусторонних отношений велик, но нам надо грамотно им распорядиться. К сожалению опыт двустороннего взаимодействия в течение последних 20-ти лет не всегда оказывался положительным. Приведу лишь один пример: в августе прошлого года в Академии государственного управления при президенте Кыргызстана с лекцией "Внешняя политика Китая" выступил вице-президент Китайского института международных проблем Жуань Цзунцзэ. Как пишет наша газета "Дело №" от 29 января 2014 года, "Лектор сделал заявление, изумившее многих наблюдателей, - он предложил Кыргызстану, не ориентируясь больше на вступление в Таможенный Союз, присоединиться к проектируемому Китаем экономическому поясу "шелковый путь". По словам  лектора, этот проект должен объединить Китай и Центральную Азию в единый экономический регион. Газета приводит такие слова лектора: "Таможенный союз - это всего-навсего три страны и неизвестно, кто еще решиться стать его членом". Многие эксперты оценили это заявление китайского лектора, в качестве того, что Китай будет препятствовать вступлению Кыргызстана в Таможенный союз. Подобные выступления китайских экспертов, политиков однозначно дискредитируют не только идею «Экономической зоны Шелкового пути», но в целом китайскую внешнюю политику в отношении Кыргызстана. Местное население усматривает в этом определенную угрозу безопасности Кыргызстана. А если к подобным высказываниям добавить популярную в любом государстве "угрозу китайской демографической экспансии", то ситуация может оказаться не очень то и простой.

В любом случае, Китай является нашим соседом. Нашим странам следует беречь и умножать имеющийся позитивный потенциал. Участие Кыргызстана в тех или иных интеграционных структурах, в которых присутствует Россия, некоторые из республик бывшего СССР, напротив должно быть использовано во благо кыргызско-китайских отношений. Уверен, именно политики России и Китая должны заложить новые принципы взаимоотношений в регионе, которые, надеюсь, найдут отражение в Концепции о коллективной безопасности азиатского континента. Определяющими условиями жизнеспособности новой организации как раз и будут российско-китайские отношения.

Голосов пока нет

Комментарии

Майский саммит СВМДА в Шанхае и новая китайская инициатива

Что бы любое региональное воздействие имело силу, необходимо иметь постоянное финансирование проектов, поэтому Китай будет иметь больший вес и поэтому занял лидирующую позицию в руководстве безопасности, но так же вес имеет дипломатическое сотрудничество, а в этой сфере Казахстан имеет большее влияние, особенно в странах Ц. Азии.

Китайская иницитива

О какой конкуренции может идти речь? Китаю нужно сотрудничать с Россией, и особенно это актуально в последнее время в связи со сложившейся в Украине ситуацией.

Майский саммит СВМДА в Шанхае и новая китайская инициатива

Да - сотрудничество необходимо, но нельзя забывать - что каждая страна представляет интересы прежде всего свои собственные, поэтому конкуренция будет, в разумных рамках - это даже хорошо, способствует прогрессу.

В свете нынешней ситуации в

В свете нынешней ситуации в Средней Азии, надо бы нашим китайским друзьям с другой стороны заходить. С экономической позиции, а то все много говорят про безопасность и мало, про реальное сотрудничество. Ведь Кыргызстану сейчас больше необходима помощь в технологическом развитии. Перевод того же животноводства на современные рельсы, и как раз в этом у Китая есть реальная возможность помочь. Дело за желанием. Пока больше возникает ощущение попытки разыграть свои карты в борьбе влияния.

Майский саммит СВМДА в Шанхае и новая китайская инициатива

Так было всегда и из любых событий следует искать выгоду, без подтверждения дружеский обязательств между странами - реального сотрудничества не будет - будут только разговоры, но сейчас уже предпринимаются меры для развития стран Ц.Азиатского региона.

В свете нынешней ситуации в

Политика очень сдержана, от этого пассивные действия, Китай поможет только тогда, когда он увидит реальный возможный результат от их помощи, пока скептическое отношение к Кыргызстану. Возможно, другие соседи помогут в разрешении нынешней ситуации.

Майский саммит СВМДА в Шанхае и новая китайская инициатива

Именно Кыргызстану поможет ещё РФ и Казахстан, с Китаем есть некоторая конкуренция, поэтому шаги очень осторожные - что бы не задеть сферы влияния других стран и не создать этим конфликт.

 
 

Новости от Redtram

Loading...