среда, 13 декабря 2017

Когда нечего сказать: итоги правления А. Ш.Атамбаева

Версия для печатиОтправить другу
Асанбеков Муканмедий Керезович

На пресс-конференциях во время встреч с руководителями других государств президент А. Ш. Атамбаев, в отличие от своих коллег, практически не говорит о реальной содержательной стороне сотрудничества двух стран, целях и итогах встреч с приведением конкретных фактов, не обосновывает свои утверждения цифрами и документами, а ограничивается лишь выражением своего мнения, притом не всегда уместного. Такая же картина наблюдается на его пресс-конференциях и в интервью, которые он дает местным журналистам. Подавляющее большинство его ответов на вопросы журналистов строится на домысливании, сплетнях и голословных утверждениях. Так, на часто задаваемые в последнее время вопросы относительно итогов его работы на должности президента республики он отвечает общими фразами, не подкрепленными конкретными фактами, цифрами (статистическими данными), не приводит даже точного названия реализуемых проектов, подписанных соглашений, договоров, принятых законов и планах на перспективу и т. д. и т. п. Просто становится не по себе, когда видишь, как на таких же пресс-конференциях и В. Путин, и Н. Назарбаев оперируют бесчисленным количеством фактов, цифрами, показывая глубокое знание существующих и обсуждаемых в их странах проблем и то, что они занимаются ими вплотную.

В действительности, практическое отсутствие в ответах президента А. Ш. Атамбаева на пресс-конференциях и интервью зафиксированной и документированной конкретики, отражающей результаты его деятельности и уровень знания проблем, являющихся причиной встреч руководителей глав государств, означает, что ему просто нечего сказать. А нечего сказать, потому что во время его правления республика не только ничего не добилась, а наоборот, быстрыми темпами катится вниз, и ни одной проблемой – будь то вопросы развития страны или межгосударственных отношений – он не занимается должным образом и не знает их глубоко и предметно. Именно этим объясняется то, что ни одна из проблем, возникших в нашей стране как до, так и во время его президентства, не решена, наоборот, они настолько усугубились, и в случае, если не будет российской финансово-экономической и политической поддержки, они могут приобрести катастрофический характер.

Представьте себе, по той информации, которую дал В. Путин на совместной пресс-конференции по итогам своего последнего визита в нашу страну, в 2016 г. на подержу государственного бюджета республики с общим объемом в 1,9 млрд долларов Россией на грантовой основе (безвозмездно) было выделено 200 млн долларов. Также из межгосударственного фонда на реализацию различных проектов (наверняка связанных с бюджетным финансированием) были выделены совершенно льготные кредиты в размере 250 млн долларов и пропущено через границу без пошлины более 1,2 млн тонн бензина. Кроме того, Россия обслуживает всё газовое хозяйство республики, оказывает огромную организационно-финансовую помощь нашей армии и осуществляет защиту воздушного пространства страны. Если ко всему этому добавить то, что в 2015 г. Россия списала Кыргызстану 500 млн долларов долга, а нашими соотечественниками, уехавшими в Россию на заработки, ежегодно переводится в среднем 600 млн долларов, то получается, что нашу республику практически содержит и удерживает от скатывания в пропасть Россия.

Подтверждением этого является и то, что В. Путин вынужден непосредственно сам заниматься созданием в Кыргызстане современной фитосанитарной системы контроля над качеством реализуемых внутри страны и за границей товаров. На последнем заседании руководителей стран ЕАЭС он сказал, что дал поручение своему правительству, а еще попросил Казахстан помочь Кыргызстану создать современную фитосанитарную систему контроля, поскольку это является одной из главных проблем обеспечения доступа товаров из Кыргызстана на рынки ЕАЭС. Он вынужден это делать, так как хозяевами реализующихся на внутренних и внешних рынках товаров являются представители нашей власти, совершенно не заинтересованные в контроле над их качеством. Соответственно, они не хотят и, главное, не способны организовать такое важное государственное дело на современном уровне. Им легче обвинить соседей по ЕАЭС в несправедливом отношении к Кыргызстану и в нарушении рыночной конкуренции, что наносит вред становлению самому нужному для Кыргызстана интеграционному объединению. Ну как после этого не относиться с пониманием к высказываниям людей о том, что лучше передать контроль над нашей властью или управление страной лично В. Путину.

О каких итогах своей работы и о каких достижениях А. Атамбаев может конкретно говорить, когда во время его правления не решена ни одна проблема и не наблюдается положительной динамики ни в одной из сфер общественной жизни страны. К примеру, в экономике, если не исходить из совершенно искажающей действительность информации Национального статистического комитета Кыргызской Республики (доказательства этому представлены в моей статье «Рост экономики или искажение и манипулирование статистикой?i), которую он дает населению, складывается просто катастрофическая ситуация. По расчетам экспертов, за последние 5 лет ВВП упал на 8%. И даже по сведениям Нацстаткома за эти годы данный интегральный показатель экономики при выведении его среднего значения из чередовавшихся друг за другом падений и роста не поднялся выше нулевой отметкиii –выходит, реального роста нет. Государственный долг за время его правления вырос на 1 млрд долларов и достиг критической отметки в 70%ВВП, делающей проблематичным получение кредитов.

Из-за того, что экономика продолжает оставаться паразитирующей, не создаются высокотехнологичные производства и новые рабочие места, не открываются перспективные рынки. Коррупционность чиновников начисто отбивает внутренним и внешним инвесторам желание финансировать производство. Одновременно с ростом коммунальных и других расходов происходит падение доходов населения. По этому показателю Кыргызстан продолжает оставаться на последнем месте среди стран СНГ. По этим же причинам правительство в течение последних четырех лет не может создать парк новых технологий. В результате, в глобальном инновационном индексе Кыргызстан продолжает занимать один из самых низких рейтингов (109-е место)iii.

Еще более плачевная ситуация складывается в социальной сфере. Даже по данным Нацстаткома, за эти годы и без того высокий уровень безработицы вырос с 8,6 до 9,4% от общего количества рабочей силы. В это же время доля бедных в общем количестве населения республики поднялась более чем на 4%, составив 38,2%iv. В реальности, по мнению экспертов, безработные вместе с людьми, находящимися на временной работе, достигают 25% общего количества рабочей силы. А к бедным – исходя из того, что средний размер заработной платы в республике составляет 250 долларов и немалое число работающих граждан являются единственными кормильцамив семье,– можно с уверенностью отнести более 70% населения республикиv. При нынешнем президенте наша республика по этому показателю, также как и по уровню доходов, опустилась на последнее место среди стран СНГvi. По разнице же между доходами бедных и богатых (превысила 25-кратный размер), наоборот, вышла на первое место, что само по себе является ужасающим. При этом мы не говорим о том, что бедным приходится терпеть неравенство везде и всегда, начиная от получения качественного образования до возможности отстоять свои права на законную оплату труда и пособия по безработице и т. д.

Но самыми плохими и тревожными с точки зрения перспективы развития страны являются негативные процессы, происходящие в образовании, науке и в тесно связанной с ними сфере идеологии. «Падение качества образования достигло такого уровня, что выпускники школ приходят поступать в вузы, и многие из них поступают, не научившись бегло читать, а в отдельных университетах из-за отсутствия контроля чуть ли не половина занятий не проводится. Там многие заканчивают учебу формально и уходят с дипломами, практически ни разу не побывав на занятиях»vii. А о науке и говорить не приходится, так как ее голоса в обществе вообще не слышно. Сейчас не наука, а религиозное объяснение жизни становится основой миропонимания людей, сами же религии из-за безответственной политики государства превращаются в идеологии. Так, именно по негласной рекомендации нынешнего руководства страны на руководящие должности ДУМК (Духовного управления мусульман Кыргызстана) избраны лидеры экстремистской религиозной организации «Таблиги Джамаат», и при их попустительстве– в нарушение Конституции страны – создана и участвует в парламентских выборах такая религиозная партия, как «Улуу Кыргызстан».

Тревогу, порождающую сомнение в том, что Кыргызстан может состояться как самостоятельное государство, вызывает и ситуация, сложившаяся во время правления А. Атамбаева в политической сфере страны. То, что в парламент страны и местные советы попали партии, с момента создания которых не прошло и трех месяцев, а также формирование Жогорку Кенеша бизнесменами-олигархами и уголовниками (по признанию самих депутатов), привело практически к полной потере доверия у населения к выборам. А это – вместе с внесением совершенно ненужных изменений в Конституцию – поставило под сомнение возможность закрепления определенной управленческой практики и легитимность самой власти.

В результате, неполное выполнение государством своих функций наблюдается во всех сферах управления, начиная от административно-политической и кончая социокультурной. Государство не может в полной мере обеспечить внешнюю и внутреннюю безопасность страны, так как до сих пор остаются до конца не определенными границы с Узбекистаном и Таджикистаном. Там происходят стычки между сторонами, которые могут перерасти в большой конфликт. Не устранены политические причины повторения межнациональных и иных, связанных с выражением социальных протестов, конфликтов, активизации террористов и проникновения во властные органы организованной преступности. Работа по борьбе с коррупцией, которая должна вестись систематически и бескомпромиссно, превращена в расправу над политическими оппонентами, обязательно сопровождающуюся беспорядками.

Словом, в конце президентства А. Атамбаева страна оказалась в тупике, на грани полного банкротства, лишенная всякой перспективы развития.

 

Литература:

iАсанбеков М. К. Рост экономики или искажение и манипулирование статистикой? (1 июня 2015) // URL: http://mnenie.akipress.org/unews/un_post:4033?

iiСм. сайт Национального статистического комитета КР // URL: http://www.stat.kg/ru/

iiiКудрявцеваТ.Кыргызстан занял 109-е место в Глобальном инновационном индексе (14 октября 2015)// URL: http://www.24kg.org/ekonomika/20814_kyirgyizstan_zanyal_109-e_mesto_v_gl...

ivКыргызская Республика: Полугодовой отчет о текущем состоянии экономики: Устойчивость на фоне турбулентности. Осень 2015 г. / Всемирный банк // URL: http://pubdocs.worldbank.org/en/493571447056122303/Kyrgyz-Economic-Update-Fall-2015-ru.pdf

vКалинина А. Зарплата и налоги в Киргизии // URL: http://visasam.ru/emigration/pereezdsng/zarplata-v-kyrgyzstane.html

viСравнение доходов в России и странах СНГ и Восточной Европы (22.06.2015) // URL: http://yablor.ru/blogs/sravnenie-dohodov-v-rossii-i-strana/5082830

viiАсанбеков М. К. Кыргызстан превращается в страну, не имеющую перспективы (08.12.2015) // URL: http://www.easttime.ru/analytics/kyrgyzstan/kyrgyzstan-prevrashchaetsya-...

 

Голосов пока нет

Комментарии

На таком уровне пора бы уже

На таком уровне пора бы уже заиметь армию психологов, референтов и прочих имиджмейкеров, чтобы морочить головы общественности со знанием дела.

Очень легко всю

Очень легко всю ответственность за тяжелое положение в стране свалить на одного человека - президента. На востоке на самом деле все просто - обогащается клан стоящий у власти.

Этот президент даже вид не

Этот президент даже вид не делает, что его интересует собственная страна? Удивительно, что он все еще у власти, это наверное реакция на бурные прошлые годы "революций".

 

Новости от Redtram

Loading...