среда, 13 декабря 2017

Может ли женский платок стать яблоком раздора в обществе?

Версия для печатиОтправить другу
Барат Молдахметов

Практически для всех республик бывшего Советского Союза, каждая из которых по своему проходит этап становления и обретения истиной государственности, любая проблема, касающаяся религии или верующих, может стать причиной серьезных катаклизмов в обществе при условии, что государство подойдет к их решению формально, а какие-то силы экстремистского толка воспользуются этим обстоятельством в своих интересах.

Сегодня, по крайней в бывших республиках Средней Азии, в конституциях которых прописано, что они являются светскими государствами, ряд вопросов религиозного быта мусульман порождает в обществе излишнюю нервозность, создавая реальную опасность возникновения конфликта между верующими и государством. Недавние события в татарском селе Белозерье Республики Мордовия Российской Федерации, как раз и являются проблемой из этого ряда, посему заслуживают не только внимательного изучения, но и выработки властями продуманных решений для выхода из этой внешне простой, но весьма деликатной ситуации.

Как известно, в этом довольно зажиточном мордовском селе в основном проживают татары, которые, в меру своих возможностей наряду с соблюдением светских законов, стараются следовать требованиям шариата и, естественно, приобщают к этому своих детей. Так, многие школьницы и некоторые женщины-педагоги, считающие себя мусульманками, естественно, ходят в платках, в том числе и в школу. Из недавних теленовостей мы узнали, что директор школы решила уволить преподавателей-мусульманок, которые не согласились снять платки на рабочем месте, а детям приказала ходить в школу без платков. По мнению местных властей, подобные действия директора школы носят профилактический характер и направлены на предупреждение религиозного экстремизма. Кстати, запрет мордовскими чиновниками ношения платка в учебном заведении поддержала министр образования России О.Васильева, которая считает, что хиджабу, как религиозной атрибутике, не место в школе.

Во всей этой ситуации более значимым является не то, что произошло в татарском селе Мордовии, а реакция на эти события главы Чечни, который раскритиковал решение мордовских властей и позицию министра образования России О.Васильевой. Р.Кадыров усмотрел в действиях мордовских чиновников покушение на религиозную обязанность мусульманок укрывать платком голову и шею. А весь сыр бор по данной проблеме он объясняет желанием некоторых отвлечь внимание общества от реальных проблем школы. "Наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей… Вот что должно беспокоить всех, кто воюет с хиджабами", считает Р.Кадыров, и далее в своем блоге он призвал не пытаться "лить воду на мельницу тех, кто заинтересован в расколе российского общества, провоцировании резонансных конфликтных ситуаций".

Касаясь высказываний О.Васильевой и Р.Кадырова, хотел бы акцентировать внимание читателей на словах министра образования о том, что, по ее мнению, платок является всего лишь "религиозной атрибутикой". Также стоит обратить внимание на опасения Р.Кадырова по поводу возможного "раскола российского общества". Полагаю, именно такое замечание министра образования России о роли женского платка в исламе, как раз и показывает уровень понимания чиновниками нюансов религиозной ситуации не только в России, но и в государствах Центральной Азии. Признание платка лишь в качестве религиозной атрибутики дает чиновникам основание считать ее вещью не очень значимой в одеянии мусульманки, от которой, ради соответствия светскому характеру государства, можно и отказаться. Но совершенно иное отношение к платку у мусульман. И эту точку зрения жестко, но достаточно убедительно высказал Р.Кадыров, заявивший, что не будет отправлять своих дочерей в школу, если там им не разрешат накрывать голову платками. Для большинства мусульман и особенно в тех регионах, где их численное большинство, вопрос о платках не дискутируется по определению. Укрывать волосы и шею - это не прихоть, а обязанность мусульманки. В этой связи сразу напрашивается вывод: если проблему с платками оставить без серьезного внимания, то этот "атрибут" реально может привнести в наши ряды определенные элементы раскола.

К сожалению, проблема платков существует не только в России. В Кыргызстане и среди чиновников и среди обычных граждан есть как сторонники, так и противники ношения платков в школах и высших учебных заведениях. В позиции кыргызских чиновников присутствуют те же фобии, что и в Мордовии. Здесь также в ношении платков усматривают "усиливающуюся исламизацию населения" и видят опасность "потери национальной самобытность кыргызов".

При том, что в государственных школах Кыргызстана формально существует запрет на ношение платков учащимися, на деле ситуация везде разная. Сегодня и в столичных школах и в отдаленных районах есть ученицы, которые носят платки. Кто-то из школьниц, чтобы не иметь неприятности с учителями, снимают их во время нахождения в учебном заведении, и укрывают голову после занятий. Если посмотреть на школьниц, которые носят платки, то среди них можно выделить несколько групп. Первая группа - эта те, родители которых считают себя мусульманами и регулярно читают намаз. В таких семьях девочки, как правило, принимают правила поведения родителей и в школу или в вуз уже ходят в платках. Еще одну категорию девочек в платках составляют те, кто уже имеет представление об исламе, требованиях ислама к женщинами и, как говорится, носит платок, согласно своим вероубеждениям. Также можно выделить еще одну группу девочек, которым нравится быть не такими как все и быть похожими на героинь фильма "Сулейман Великолепный". Среди девочек, которые носят платки, также есть те, кто особо твердой верой не отличается, но для себя сделал вывод: платок демонстрирует целомудренность и повышает шанс на устройство личной жизни.

Предварительное изучение проблемы платков в школах Кыргызстана показывает, что девочки, которые их носят, слабо участвуют в классных и школьных мероприятиях. Как правило, уроки физкультуры такие девочки не посещают вовсе. Здесь можно усмотреть одно: ни девочки в платках, ни их родители не располагают достаточными знаниями, которые говорили бы им о том, что платок никак не ограничивает их правильный образ жизни. Достаточно отметить, что иранские школьницы при том, что все они ходят в мусульманском одеянии, тем не менее весьма активно участвуют во всех школьных мероприятиях, в том числе, в обязательном порядке ходят на уроки физкультуры. Известны иранские девушки, которые достигли высоких спортивных результатов, но при этом соблюдали в одеянии все нормы шариата. Проблема пассивности кыргызских школьниц в платках, по всей видимости, заключается в том, что им никто не может доходчиво объяснить, что можно, а что нельзя делать, будучи в платке. Родители попросту сами не имеют достаточного религиозного образования, а грамотные священнослужители, естественно, уроков не ведут. Вот и появляются в нашем обществе ярые сторонники его светскости, категорически не признающие религиозную атрибутику в школах, а также те, кто считает запрет на ношение платков ученицами нарушением конституционных прав человека.

Сегодня проблема платка в школах, вузах и госучреждениях еще не приобрела в Кыргызстане крайне конфликтного характера. Власти страны по этой проблеме уже неоднократно высказывались, но четкой позиции все-таки до сих пор нет. Так, чиновники министерства образования Кыргызстана сегодня пытаются найти в решении этой проблемы золотую середину и, рекомендуя ввести школьную форму для учащихся, в то же время не возражают против "аккуратно повязанного платка", но не хиджаба.

Один из нынешних кандидатов в президенты страны, будучи премьер-министром республики на коллеги МВД в 2015 году заявил: «Кыргызстан должен открыто выступать против того, чтобы наших людей одевали в чалму, дамбалы (подобие шаровар) и хиджаб». Еще в прошлом году глава Духовного управления мусульман Кыргызстана М.Токтомушев обтекаемо высказался за сохранение религиозных ценностей и традиционных особенностей народа. На заседании Совета обороны 3 ноября 2014 года президент Кыргызстана А.Атамбаев отметил, что "звание мусульманина надо подтверждать не одеждой, а своими поступками, чистотой помыслов, высоконравственным поведением". "Если кто-то навяжет нашим людям так называемую исламскую одежду, хиджаб и серый свисающий дамбал, тогда придет время, когда всех, кто носит кыргызскую национальную одежду, или тех, кто носит удобную в повседневной жизни современную одежду станут называть неверующими?! В священном Коране нет понятий о том, какая одежда является мусульманской, а какая нет. Ислам требует чистой и опрятной одежды", - подчеркнул президент Кыргызстана.

Из того, что официально заявлено представителями государства по поводу платков, для многих все-таки остается неясным: какова же на деле позиция государства по этой проблеме. С одной стороны, права верующих граждан Кыргызстана должны соблюдаться в соответствии с Конституцией страны, но в то же время все упирается в вопрос светскости школы, самого государства.

Одним из самых легких путей выхода из этой ситуации является следующий. Учитывая запутанность этой проблемы, можно на нее не обращать внимания. Делать вид, что девочки в платках в школах и вузах - обычное явление для общества, подавляющее большинство которого является мусульманским. Здесь также можно вспомнить и тот факт, что наши депутаты парламента сегодня не только организовали в здании законодательного органа молельную комнату, но пытаются официально увеличить время обеденного перерыва для коллективного совершения пятничного намаза. У этих чиновников почему-то не хватаем ума задуматься о соответствии своих действий с конституционной нормой о светскости Кыргызстана. На фоне высокопоставленных чиновников школьницы, безусловно, более слабая категория наших граждан, которых можно пытаться ставить в какие-то рамки, требуя ходить в школу с непокрытой головой.

Более правильным в сложившейся ситуации видится творческий подход к исламской теме в школах и вузах Кыргызстана. В частности было бы оптимальным дать школьницам обстоятельное представление не только о платке - хиджабе, но и в целом о поведении женщины-мусульманки в обществе, ее внешнем виде, ответственности за близких, правилах поведения в коллективе. Сегодня не только для Кыргызстана очевидным является то, что многие, кто считает себя мусульманином, больше внимания обращают на внешние признаки, свидетельствующие о том, что он верующий. Мужчины стали чаще носить бороду, шапочку, короткие штаны, а то и вообще одеваться на пакистанский манер. Женщины надевают платки. На улицах Бишкека изредка можно увидеть местных дам в никабах - в одеянии полностью укрывающем лицо, оставляющем лишь прорези для глаз. Такая одежда больше характерна для женщин Саудовской Аравии, но не для Кыргызстана. И именно поэтому она вызывает в обществе определенные разнотолки. Учитывая, что в никабах появляются совсем юные дамы, возникают сомнения, что они успели овладеть достаточными знаниями об исламе, чтобы иметь такое вероубеждение, дающее им основание так одеваться. Автор был знаком с двумя молодыми семьями, в которых женщины носили никабы только потому, что это было требование их мужей. А их мужья, к слову бывшие спортсмены, внешне полностью соответствовали образу современного мусульманина: в чапане, шапочке, с бородкой и в коротких штанах. Но почему-то их повседневное поведение не отличалось особой богобоязненностью. Напротив, эти ребята своим поведением, скорее компрометировали образ верующего.

Возвращаясь к теме платков в школах, видимо, есть целесообразность еще раз отметить, что внешние признаки, форма не должны превалировать над внутренним содержанием. Важно не только ученикам прививать высокие нравственные качества, но и взрослым обладать таковыми. Сегодня сторонники радикальных религиозных взглядов, отстаивая свои позиции, навязывая свою точку зрения другим, как раз делают упор на то, что современное светское общество по определению не может быть высоко нравственным. Именно поэтому оно погрязло в коррупции, а главная задача любой светской власти - сохранить себя во что бы то ни стало. Учитывая эти обстоятельства, а также то, что государство уже сформулировало Концепцию своей политики в религиозной сфере, осталось сделать немного: аккуратно, последовательно организовать работу как с преподавателями, так и с учениками в школах и вузах, чтобы избежать религиозной радикализации подрастающего поколения.

Голосов пока нет

Комментарии

Не вижу беды в ношении платка

Не вижу беды в ношении платка по религиозным, медицинским, эстетическим или иным соображениям. В противном случае надо ввести единую школьную форму.

Может ли женский платок стать яблоком раздора в обществе?

Хорошо, что в Кыргызстане пытаются найти компромиссное решение этого вопроса. На мой взгляд, если школьницы и студентки нормально учатся, посещают все занятия, участвуют в общественной жизни учебного заведения, то нет ничего страшного в ношении платка.

Pharmacia Online Usa

Onlinepharmaciescanada Azithromycin Tablets Online Pharmacy Beta Blocker Buying Viagra In Ontario Buy Cheap Generic Kamagra Erexin De Online Generic Cialis Cialis Pro Plus For Sale Order Plavix From Canada Priligy 100mg Costo Viagra Pfizer Buy Overnight Direct Zentel Tab Amex Fedex C.O.D. Viagra Cheap Online 1oomgfemaleandmaleviagra To Buyonline Where To Get Viagra Online Forum viagra online Cialis Generico Mg Costo Priligy Generico Vardenafil 20mg Propecia Cialis

Трудность диалога налицо

Проблемы различия культур исторически всегда решались радикальными методами. Трудность диалога налицо. Перед глазами одних сейчас стоит Беслан. В крови других — века священной войны с харамными действиями империи, идущими вразрез с Шариатом. Обычный женский платок может стать причиной большой потасовки.

Данная проблема актуальна не

Данная проблема актуальна не только в России - её пытаются решить во всём мире.
На мой взгляд, обе стороны (государство и верующие) должны пойти на определённый компромисс: не допускать до окончания школы ношение всяких религиозных принадлежностей. А после школы, каждый волен поступать так, как ему заблагорассудится.
Сейчас же верующие пытаются диктовать свои условия светскому государству - так не должно быть.

Не зря в советской школе

Не зря в советской школе детям запрещалось любую религиозную атрибутику носить. Абсолютно правильно. Незачем нести дремучесть неофитов в светские учебные заведения. А если платок дороже возможности учиться в светской школе - велкам на домашнее обучение или в религиозную школу.

 

Новости от Redtram

Loading...