четверг, 30 марта 2017

Роль неправительственных организаций в Кыргызской Республике: состояние, этапы развития

Версия для печатиОтправить другу
Эрлан Нурланов

На сегодняшний день во всем мире неправительственные организации являются основными субъектами политики и элементами политической системы. НПО играют активную роль во внутренней и внешней политике государств. Во внутренней политике они выступают в качестве дополнительного механизма общественных отношений и играют активную роль в формировании гражданского общества, а во внешней политике – как инструмент публичной дипломатии и «мягкой силы».

Неправительственные организации имеют давнюю историю развития. По мнению Э. Эггинса, первой организацией было основанное в 1863 г. канадское общество в Монреале. Также он утверждает, что первыми светскими добровольными организациями, занимающимися вопросами социально-экономического развития, были американские медицинские организации (1847 г.), и Лондонская ассоциация «Спаси детей», организованная в 1919 г. и известная сейчас как Safe Children Fund /United Kingdom (SCF/UK) [7, с. 33–34]. Таким образом, первые организации были созданы в европейских странах в виде благотворительных, после чего они стали трансформироваться в политическую плоскость и выступать в качестве субъектов политики. С течением времени и под влиянием внешних процессов подобные благотворительные организации трансформировались в современные неправительственные организации.

В системе ООН существует двойной механизм определения термина «неправительственная организация». В своих публикациях Департамент общественной информации секретариата ООН определяет НПО следующим образом: «Неправительственной организацией является любой добровольный некоммерческий союз граждан, организованный на местном, государственном или международном уровне» [10]. Таким образом, можно сказать, что определение ООН исключает возможность членства в неправительственной организации юридических лиц.

ЭКОСОС, в свою очередь, в 1940–50 гг. принял несколько резолюций, касающихся неправительственных организаций. Однако принятые резолюции не дают единого определения понятия «неправительственная организация». В соответствии с резолюцией ЭКОСОС № 288В(X), принятой в 1950 г., термин «неправительственная» подразумевает «любую международную организацию, не учрежденную на основании межправительственного соглашения» [1, с. 21]. То есть неправительственные организации могут вести свою деятельность только в определенном государстве.

В резолюции 1996/31 от 1996 г. в п. 12 разъясняется, что под термином «НПО» для целей ЭКОСОС понимается организация, которая не учреждена каким-либо государственным органом или на основе межправительственного соглашения и удовлетворяет следующим условиям:

– имеет «представительную структуру»;

– располагает «соответствующими механизмами отчетности перед своими членами»;

– ее члены «осуществляют эффективный контроль над ее политикой и деятельностью путем использования права голоса и через другие соответствующие демократические и транспарентные процессы принятия решений».

Резолюция 1996/31 в п. 13 обращает пристальное внимание на любую поддержку, прямую или косвенную, финансовую или иную, которую НПО получает от любого правительства, требуя строгой отчетности об этом, а также расходования на цели, соответствующие целям ООН [12]. Зависимость от правительства рассматривается как определяющий фактор при решении вопроса о возможности сотрудничества.

Межправительственной организацией «Совет Европы», учредившей консультативный статус для неправительственных организаций, 24 апреля 1986 г. была разработана «Европейская конвенция о признании юридическими лицами международных неправительственных организаций» [11]. Согласно конвенции все неправительственные организации должны отвечать следующим требованиям:

во-первых, не ставить своей целью получение прибыли;

во-вторых, учреждаться документом, подпадающим под действие внутреннего законодательства государства-участника; осуществлять свою основную деятельность, по крайней мере, в двух государствах-участниках;

в-третьих, иметь свои уставные органы на территории государства-участника, а управленческие и контрольные органы – в этом же или в другом государстве-участнике.

Конвенция устанавливает, какие документы должны быть представлены властям государства-участника, где международная НПО хочет быть зарегистрированной. Она также определяет исключительные случаи, когда государство-участник может отказать в признании международной неправительственной организации (например, если ее деятельность угрожает национальной безопасности, общественному спокойствию или препятствует борьбе с беспорядками и т. п.).

Как уже говорилось выше, в международной нормативно-правовой системе отсутствует единое понятие неправительственной организации. В Кыргызской Республике в нормативно-правовой системе вместо термина «неправительственная организация» используется «некоммерческая организация». Некоммерческая организация – добровольная самоуправляемая организация, созданная физическими и/или юридическими лицами на основе общности их интересов для реализации духовных или иных нематериальных потребностей в интересах своих членов и/или всего общества, для которых извлечение прибыли не является основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между членами, учредителями и должностными лицами [6].

Мы разделили процесс становления и развития неправительственных организаций условно на три этапа. Первый этап – 1985–1994 гг., второй этап – 1995–2004 гг., третий этап – с 2005 г. по настоящее время.

Первый этап (1985–1994). В этот период в Кыргызской Республике общественные организации не обладали независимым статусом, они были результатом стратегии государства. После развала Советского Союза социально-политическое пространство изменилось; в частности, в Кыргызстане стали образовываться первые НПО.

Кыргызстан после обретения независимости обозначил своей целью демократический путь развития, который предполагает развитие гражданского общества, создание демократических институтов и НПО. Как отмечает Б. Джусупов, появление НПО не явилось следствием естественного процесса становления и активизации гражданского общества, а было технически привито извне международными неправительственными организациями, иностранными донорами, частными зарубежными фондами и т. д. [5, с. 42].

Подобное развитие НПО негативно сказывалось на обществе. Как отмечают эксперты, возник некий социальный локальный парадокс: НПО не ассоциировали себя с обществом, а общество не воспринимало НПО. Тот факт, что НПО начали политизироваться, почувствовав собственную элитарность, был, в первую очередь, обусловлен тем, что в естественный ход общественного развития были внесены искусственные изменения на социально-инженерном уровне [15].

Первым нормативно-правовым актом, регулирующим сектор некоммерческих организаций, стал Закон «Об общественных объединениях», принятый 1 февраля 1991 г, который предусматривал право граждан объединяться в организации на основе общности интересов и регулировал деятельность не только общественных объединений, но и политических партий, профессиональных союзов и потребительских кооперативов [16, с. 19]. Этот закон действовал в течение девяти лет. За это время в него были внесены изменения всего дважды. В первый раз – в части регистрации общественных объединений, что было вызвано повсеместным переходом на новую систему регистрации юридических лиц через органы юстиции, во второй раз – из сферы регулирования упомянутого закона были исключены политические партии. Основной недостаток этого закона заключается в том, что общественными объединениями признавались любые объединения граждан.

Согласно Конституции КР 1993 г. право на объединение принадлежало только гражданам Кыргызской Республики. Следовательно, иностранные граждане, находящиеся на территории Кыргызской Республики, не обладали правом создавать общественные объединения. Но вскоре в Конституции КР 2010 г. данные ограничения были устранены, после чего иностранные граждане могли вести деятельность в НПО на территории республики.

Итак, в Кыргызстане до конца 90-х гг. отношение власти к возникновению и деятельности сектора НПО можно назвать пассивно-наблюдательным. А. Третьяков, анализируя развитие сектора НПО в этот период, отмечал следующие проблемы отношений власти и государства в стране:

во-первых, отсутствие доверия с обеих сторон;

во-вторых, потенциальные партнеры не понимают «языков деятельности и предъявлений друг друга»;

в-третьих, невозможность управления общественными и деловыми активностями административными методами;

в-четвертых, склонность выступать от имени народа и той и другой стороной;

в-пятых, преимущественно претенциозный характер отношений.

Эти проблемы в свою очередь формируют ситуацию, когда «становление сектора НПО происходит в основном на средства доноров и, что самое главное, в парадигме противостояния госорганам, а не сотрудничества. Отсюда – претензии НПО на тотальный контроль и обличительная риторика. Ни одна из сторон не выстраивает ни образов будущего, ни коллективного будущего. Индивидуальные и групповые ценности преобладают над системой общественных целей и ценностей. Стратегия выживания, актуальная для большинства членов общества, затрудняет применение партнерских схем [13, с. 38].

Таким образом, первый этап функционирования НПО в Кыргызстане можно охарактеризовать следующим образом:

1) на начальном этапе наблюдалось недоверие со стороны государства и общества по отношению к НПО;

2) развитие НПО было неестественным и хаотичным;

3) на первом этапе активно стали развиваться правозащитные организации, что связано с переходным периодом в обществе.

Второй этап (1995–2004) развития НПО в Кыргызстане можно охарактеризовать как становление НПО-сектора и его институциализация.

После 1999 г. уменьшение реальной численности неправительственного сектора явилось определяющим фактором, подтолкнувшим «выжившие» НПО к активности в совершенно других областях общественной жизни. Так, с 1995 по 1997 гг. сформировались наиболее крупные и стабильные на сегодня НПО, которые, в основном, и представляют собой самую политизированную часть «третьего сектора»: Бюро по правам человека, центр «Интербилим», Каунтерпарт Консорциум (ныне Каунтерпарт Интернешнл, Каунтерпарт Шериктеш и Ассоциация центров поддержки гражданского общества, коалиция «За демократию и гражданское общество» и др.). Остальные организации, созданные позже, были учреждены бывшими сотрудниками первых НПО либо перерегистрированы их первоначальными хозяевами-основателями [5, с. 43]. Таким образом, можно сказать, что на данном отрезке времени создавались наиболее стабильные НПО, которые в дальнейшем становилисьи наиболее политизированными.

В 1996–1999 гг. грантовая помощь НПО в Кыргызстане со стороны международных организаций и проектов достигла максимального объема. Однако этот период также охарактеризовался той поворотной точкой во времени, когда впервые наметился устойчивый спад доверия к НПО не только со стороны власти и населения, но и со стороны самих доноров [5, с. 43]. Но, несмотря на данный факт, аналитики не могут четко определить причины спада доверия со стороны государства.

В более поздний период, примерно с 1999 по 2005 гг., в секторе неправительственных организаций доминировали и задавали тон одни и те же НПО, которые были упомянуты выше. Также можно отметить, что до начала 2005 г. НПО не были настолько заметны в большой политике, однако мартовские события стимулировали их стремительное развитие [5, с. 44].

В 2004 г. Президент КР одобрил концепцию сотрудничества между правительством и НПО. Однако механизмы воплощения этой концепции в действие не были разработаны, в результате чего она не финансировалась государством. Основными формами сотрудничества стали консультации, обмен информацией, решение социальных вопросов. Для более эффективного учета мнения гражданского общества представители НПО были включены в состав общественных национальных советов при Президенте КР по реформе здравоохранения, развитию науки и образования, делам инвалидов, а также в состав межведомственных советов при правительстве по реализации национальных программ развития.

Третий этап начинается с 2005 г. и длится по настоящее время. На сегодняшний день в Кыргызстане насчитывается более 16 тыс. НПО [8]. Несмотря на большое количество зарегистрированных, реально действующих НПО по всей республике не более 600–700. Эти данные подтверждаются исследованиями Палаты налоговых консультантов, проводимыми совместно с Государственной налоговой инспекцией (ГНИ). По данным ГНИ, по всему Кыргызстану в органах ГНИ зарегистрировано и ежемесячно отчитываются около 600 НПО, из них примерно 400 НПО действуют в Бишкеке [2, с. 7].

Многие эксперты утверждают, что отдельные чиновники либо государство поддерживают только те НПО, которым они симпотизируют. Так, например, правительство Кыргызстана успешно использовало политику создания и поддержки «карманных» НПО, которые безапелляционно поддерживали все его решения, докладывали на международных форумах о позитивных переменах, происходящих в республике и выступали противниками любой критики со стороны своих коллег по сектору. В какой-то степени в данном случае прослеживаются элементы специфической «мягкой силы». «Карманные» НПО служили хорошей имитацией вовлечения гражданского сектора в процесс принятия решений [2, с. 28]. Попытки подмять под себя сектор НПО и запретить им участвовать в политической жизни страны предпринимал и бывший президент Кыргызстана К. Бакиев.

21 июля 2008 г. был принят Закон КР «О государственном социальном заказе», в соответствии с которым некоммерческие организации получили возможность принимать участие в предоставлении государственных услуг населению путем исполнения социальных проектов за счет государственных грантов. В 2009 и 2010 гг. на социальные проекты в Кыргызстане было выделено примерно по 5 млн сомов, в 2011 г. –около 12 млн сомов.

В 2009 г. командой президента К. Бакиева были разработаны дополнения в Закон «О некоммерческих организациях», суть которых сводилась к запрету отечественным НПО участвовать в политической деятельности, а также был предусмотрен ряд мер для контроля деятельности НПО. Несмотря на все нападки со стороны власти, сектор НПО приобретал всё больший политический вес, наблюдалось тесное сотрудничество НПО и оппозиционного движения против методов правления президента Бакиева. По данным исследования «Настроение страны», проведенного в октябре 2006 г. по заказу Международного республиканского института, 65% населения относились к деятельности НПО положительно. Особенно усилилось влияние НПО после апрельских и июньских событий 2010 г. – вспышек межнациональных конфликтов в с. Маевка, в Оше, Джалал-Абаде, массовых поджогов домов мирных граждан, появлением на улицах городов боевиков [2, с. 43].

В феврале 2011 г. были внесены изменения и дополнения в Указ Президента КР от 29 сентября 2010 г.«О совершенствовании взаимодействия органов государственного управления с гражданским обществом». Обновленный Указ предусматривает создание общественных наблюдательных советов (ОНС) при каждом министерстве, в которые активно вовлекаются представители НПО. Целями создания ОНС являются: 1) обеспечение участия граждан в управлении государственными делами; осуществление общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти; 2) налаживание эффективного взаимодействия указанных органов с общественностью; 3) учет общественного мнения при формировании и реализации государственной политики. Но, несмотря на данный законопроект, не все граждане могут участвовать и проводить консультации в подобных ведомствах. Это связано с тем, что данный законопроект работает не эффективно.

Основную долю НПО в Кыргызстане составляют те, кто занимается социальными, образовательными и благотворительными проектами. Ярким примером такой поддержки может служить международная организация Savethe Children Federation Inc. Эта организация действует в 120 странах мира и опирается в своей работе на Конвенцию по правам ребенка. Основной ее целью является выявление и помощь наиболее уязвимым группам, особенно детям, женщинам, а также помощь в развитии жизнедеятельности и устойчивости общин с низким уровнем дохода [3]. На сегодняшний день в Кыргызстане насчитывается более 10 тыс. НПО, большинство из которых занимаются социальными проектами.

 

Литература:

1. Абашидзе А. Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. – М., 2002.

2. Азиатский Банк развития. Краткий обзор гражданского общества в Кыргызской Республике. – Бишкек, 2010.

3. Алиева А. Западные НПО и их влияние на внутриполитическую обстановку в стране //URL:http://easttime.ru/analytics/kyrgyzstan/zapadnye-npo-i-ikh-vliyanie-na-vnutripoliticheskuyu-obstanovku-v-strane/8213 (дата обращения: 22.11.15).

4. Байболова Ш. С. и др.Неправительственные организации Казахстана: 20-летний путь развития / Хаматдинова А. Н., Спиридонова Н. В., Франц И. В. – Алматы, 2011.

5. Джусупов Б. Д. Проблемы политизации некоммерческих неправительственных организаций в Кыргызстане// Вестник КРСУ. 2008. № 3.

6. Закон КР «О некоммерческих организациях» от 15 октября 1999 г. № 111 (по сост. на 23.04.2016 г.) // URL:http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/274 (дата обращения: 07.09.16).

7. Ивановская И. Общественные организации в Казахстане: проблемы и перспективы // Ученые записки Академии экономики и права. – 2003. – № 3.

8. В Кыргызстане в 2014 году количество неправительственных организаций увеличилось до 16 тысяч // URL: http://www.24kg.org/... (дата обращения: 22.11.15).

9. Кузнецова Е. В. Эволюция консультативного статуса международных неправительственных организаций при Экономическом и социальном совете ООН // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2004. – № 3.

10. Офиц. сайт секции по неправительственным организациям Департамента общественной информации секретариата ООН // URL: http://www.un.org/russian/question/ngo-dpi (дата обращения: 02.01.16).

11. Офиц. сайт Совета Европы // URL: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Summaries/Html/124.htm (дата обращения: 11.11.15).

12. Резолюция ЭКОСОС 1996/31 // Офиц. сайт Департамента общественной информации секретариата ООН // URL:http://www.un.org/russian/question/r199136.pdf (дата обращения: 24.11.15).

13. Третьяков А. Гражданское общество и власть: Культура отношений // Третий сектор. – 2005. – № 1.

14. Шагабиева Е. Н. Международные неправительственные организации: их виды, особенности, категории и характеристика // Власть. – 2010. – № 9.

15. Шишкараева Э. Т. Государство и неправительственные организации в Кыргызстане: история развития взаимоотношений // URL: http://www.elibrary.kz/download/zhurnal_st/st4051.pdf (дата обращения: 11.05.16).

16. Шишкараева Э. Т. Обзор истории становления и развития сектора неправительственных организаций в Кыргызстане. – Бишкек, 2006.

Голосов пока нет

Комментарии

Роль неправительственных организаций в Кыргызской Республике

Несомненно должны существовать общественные организации. Но не надо забывать о роли зарубежных НПО в организации цветных революций.

Роль неправительственных организаций в Кыргызской Республике: с

Да по определению можно любую группу лиц, занимающихся какой либо деятельностью можно назвать общественной организацией, просто нужно их появлению жёстко регламентировать и контролировать деятельность и самое главное смотреть откуда идёт финансирование.

НПО и НКО нельзя

НПО и НКО нельзя недооценивать с разной точки зрения. Некоторые из них, конечно, могут нести положительный заряд, но многие из них являются базой для создания сфер влияния недружественных гос-ву сил внутри него самого. Спецслужбы должна иметь "на карандаше" каждое из них...

НПО и НКО нельзя

Сложно представить такой объём работы и просто может не хватать ресурсов, не говоря уже о таком моменте как внедрение своих людей в органы контроля, это действительно надо делать, однако это колоссальный труд.

Роль НПО

Конечно, с одной стороны, отдельные НПО способствуют поддержке людей и контролю работы исполнительной власти, но с другой стороны, некоторые НПО часто являются спонсорами и организаторами цветных революций. Так что лучше бы их не было.

Сегодня НПО Кыргызстана не

Сегодня НПО Кыргызстана не играют заметной роли в политической жизни, так сложились обстоятельства. Не случайно большинство из них занимаются проектами в социальной сфере, образовании и благотворительностью.

Учитывая сегодняшнюю

Учитывая сегодняшнюю обстановку в мире, деятельность НПО должна контролироваться государством, тем более, что многие из них финансируются из-за границы.

Роль неправительственных организаций в Кыргызской Республике: со

Неправительственные организации - условно говоря бесконтрольные, что является хорошей возможностью для подрыва национальных интересов извне, если проследить их финансирование - большая часть имеет зарубежное происхождение.

 

Новости от Redtram

Loading...