среда, 20 сентября 2017

Умеренный ислам как религиозная организация, исповедующая ислам ханафитского толка

Версия для печатиОтправить другу
Асанбеков Муканмедий Керезович

Когда говорим о мусульманских религиозных организациях, исповедующих ислам ханафитского толка, как об одном из основных компонентов объекта научного анализа, обозначаемого понятием «умеренный ислам», мы, прежде всего, имеем в виду стороны этого компонента, способствующие тому, чтобы данные религиозные организации выступали как особая часть вообще всей мусульманской религиозной организации. Вернее, те стороны мусульманских религиозных организаций, исповедующих ислам ханафитского толка, которые обусловливают специфику их политического поведения. А к ним относится, во-первых, то, что приверженцы ислама ханафитского толка представляют собой мусульманские религиозные организации, отличающиеся наибольшим количеством своих членов и широтой территориального распространенияi. Во-вторых, в стране с каким бы государственным устройством или режимом ханафиты не находились, они осуществляют свою деятельность как религиозные организации, официально признанные государством. В-третьих, так как ханафиты не строят свою деятельность на навязывании ислама людям, количество практикующих верующих среди них меньше, чем в других мусульманских религиозных организациях. В-четвертых, взаимоотношения верующих и их связь с самой религиозной организацией жестко не регламентируются – носят свободный характер. В-пятых, хотя организационная структура ханафитов как религиозной организации носит иерархическую форму, у них не практикуется создание структур – групп, специально предназначенных для выполнения конкретных задач, будь то связано с распространением ислама или активизацией религиозной организации в политической жизни страны.

Ханафиты являются самой многочисленной и распространенной мусульманской религиозной организацией, поскольку в мире, как мы показали ранее, их насчитывается более 750 млн. и действуют они и проживают в 197 странах. Больше всего ханафитов в таких странах, как Индонезия (221 млн), Пакистан (176 млн), Египет (79 млн), Турция (74 млн), Китай (30 млн), Афганистан (28 млн), Узбекистан (24 млн), Россия (20 млн), Казахстан (12 млн). В этих странах, а также в Таджикистане, Кыргызстане, Туркменистане и ряде восточноафриканских государств подавляющее большинство составляют мусульмане, исповедующие ислам ханафитского толкаii. При этом в связи с высокой рождаемостью среди мусульманских народов динамика роста мусульман на порядок превышает динамику роста верующих в других религиях. Так, если в других религиях динамика составляет в среднем 1,5%, то среди мусульман, в том числе среди ханафитов, этот показатель превышает 4%. При таком темпе роста, по различным прогнозам, во многих европейских странах уже к 2050 г. мусульман станет больше, чем христианiii.

Количество мусульман-ханафитов и размер территории их распространения (что является своеобразным подтверждением правильности их выбора) не только влияет на политическое поведение этой религиозной организации, но и оказывает сильное воздействие на состояние стабильности общества, на ситуацию в целом в мусульманских странах и удерживает ислам от полного превращения его в простую идеологию. Другими словами, ханафиты, не вовлекаясь в политические процессы, даже в странах, в которых они преобладают, тем самым способствуют сохранению в них стабильностиiv. А те защитные механизмы от вовлечения их в политические процессы и от превращения ислама в идеологию, заложенные в доктринальных установках, о которых мы говорили выше, поддерживают имидж ислама и, главное, позволяют действовать ему только как религии. Соответственно, многочисленность и распространенность выступают одним из важных факторов их политического поведения и косвенным выражением умеренного ислама – части ислама.

Еще одним отличительным свойством мусульманских религиозных организаций, исповедующих ислам ханафитского толка, является то, что они во всех странах, в которых действуют, представлены как официально признанные государством религиозные организации. Более того, в таких странах, как Индонезия, Пакистан, Египет, Турция, Афганистан, ханафиты выступают как государствообразующие религиозные организации, так как в них ислам принят в качестве государственной религии, а в последних четырех странах законодательство основывается на учении ханафитского мазхаба. Хотя в центральноазиатских странах, а также в Китае и России религия отделена от государства, мусульманские религиозные организации, исповедующие ислам ханафитского толка, занимают статус традиционной религиозной организации, т. е. как религиозные организации, состоящие из представителей автохтонных народов или как действующие на территории этих стран достаточно долго. Вот по этим перечисленным особенностям и нужно оценивать роль мусульманских религиозных организаций, исповедующих ислам ханафитского толка, в политической жизни стран, в которых они действуют.

Разумеется, мусульманские религиозные организации, исповедующие ислам ханафитского толка, в разных странах имеют свои особенностиv, но одним общим для них свойством является то, что доля практикующих верующих в них меньше, чем в других мусульманских религиозных организациях. Как мы уже отмечали, в таких странах, как Индонезия, Пакистан, Египет, Турция, доля практикующих верующих среди людей, исповедующих ислам ханафитского толка, достигает 70–90%, а в странах, в которых религия отделена от государства, – 10–30%. В странах Центральной Азии и в регионах Кавказа и Поволжья России, а также в Синьцзян Уйгурской автономной области Китая низкий процент практикующих верующих обусловлен тем, что в этих странах религия отделена от государства. Кроме того, в прежние годы религия там подвергалась гонению. Нужно иметь в виду и то, что казахи и кыргызы до 30-х гг. XIX в. вели кочевой образ жизни и у них не было условий для практикования ислама (не было мечетей). Нельзя забывать и то, что в ханафизме не приветствуется навязывание людям своей религии.

Свободные взаимоотношения верующих и отсутствие жесткой регламентации по поддержанию связей верующего с самой религиозной организацииvi – это еще одно важнейшее свойство мусульманской религиозной организации, исповедующей ислам ханафитского толка. Дело в том, что у ханафитов не обязательно принимать активное участие в деятельности своей религиозной организации, не осуществляется контроль над исполнением ими религиозных обрядов, а содействие людей к осуществлению пропаганды ислама как вероучения носит свободный характер. Членов религиозной организации не принуждают к ведению ими богобоязненной и праведной жизни и выполнению религиозно-нравственных предписаний ислама, как это принято в радикальном исламе, а призывают. В мечетях не проводят собраний по вопросам, касающимся компетенции государственных органов власти, и не отправляют правосудие. Мечети выполняют строго религиозные функции, не допускается превращение их в своеобразные культурно-просветительские центры, где бы собирались люди разных убеждений и вероисповеданий и с разными намерениями.

К важнейшим свойствам ханафитов как мусульманской религиозной организации относится и то, что у них не практикуется создание в рамках мечети специальных структур, предназначенных для выполнения конкретных задач, будь это связано с распространением ислама, разрешением различного рода конфликтов или активизацией религиозной организации в политической жизни страны. Не формируются группы даже для проведения даавата, разрешения межэтнических и межконфессиональных конфликтов и разъяснения населению позиции религиозной организации по каким-то актуальным вопросам общественной жизни. Кроме того, хотя организационная структура данной религиозной организации носит иерархическую форму – есть глава религиозной общины и территориальные правления, регулирующие деятельность организации, постановления ими не издаются и решения, единые для всех верующих, не выносятсяvii. Следовательно, деятельность религиозной организации ханафитов ограничена выполнением только духовных функций – удовлетворением религиозных потребностей верующих и максимально дистанцирована от политических процессов. Вот почему, когда говорят об умеренном исламе, имеют в виду, прежде всего данную мусульманскую религиозную организацию.

Следует сказать и об изменениях, произошедших в религиозной сфере в странах Центральной Азии и в регионах Северного Кавказа и Поволжья России за последние двадцать пять лет, которые позволили религиозным организациям, исповедующим ислам ханафитского толка, восстановиться как полноценной религиозной организации и существенно увеличить количество своих верующих. Здесь имеется в виду предоставление религиозным организациям полной свободы, прекращение прямого вмешательства государства в их деятельность, а в Казахстане и Кыргызстане – появление условий для практикования ислама: прохождение курсов обучения в мектебах и медресе, а также регулярное посещение мечетей. Ведь до распада Советского Союза в этих республиках практически не было мечетей и религиозных учебных заведений.

Таким образом, взяв в качестве основания цели исследования, при проведении структурного анализа первого компонента объекта научного анализа, обозначаемого понятием «умеренный ислам», нам удалось выйти к тем его свойствам, в которых в определенной мере заложена специфика политического поведения мусульманских религиозных организаций, исповедующих ислам ханафитского толка. Это свойства, исходящие из их многочисленности и распространенности, признанности государствами, в которых они действуют, относительной малочисленности практикующих верующих, характеризующиеся свободными взаимоотношениями среди верующих и отсутствием жестких требований по поддержанию верующими связей со своей религиозной организацией. У ханафитов не допускается организованное участие членов религиозной организации в происходящих в обществе открытых конфликтах и в политике, руководящие органы не издают постановления и не выносят решения, обязательные для всех верующих. Именно эти свойства ханафитов как религиозной организации влияют на сохранение стабильности в странах, в которых они действуютviii, и поддерживают имидж ислама как религии. Они, также ограничивая деятельность религиозной организации в рамках выполнения ею духовных функций, позволяют действовать исламу только как религии – ставят заслон к использованию его как идеологии.

 

Литература:

i Ханафиты // URL: http://islamist.ru/%D1

ii Мусаев А., Мусаев Д. Сколько мусульман в мире // URL: http://www.ansar.ru/analytics/skolko-musulman-v-mire

iii Исламские новости // URL: http://www.islam-portal.ru/novosti/105/3268/

iv Мухетдинов Д., Хайретдинов Д. Абу-Ханифа – аль-Имам аль-Азам (21.09.2011) // URL: http://www.islamsng.com/sng/faces/2823

v Сложившийся в Казахстане суннизм ханафитского мазхаба соответствует принципам светского государства и нашим культурным традициям // URL: http://www.altyn-orda.kz/slozhivshijsya-v-kazaxstane-sunnizm-xanafitskog...

vi Лазько Н. Ханафитский мазхаб: основатель, вероубеждение, источники права (June 12, 2016) // URL: http://fb.ru/article/251775/hanafitskiy-mazhab-osnovatel-veroubejdenie-i...

vii Особенности религиозной организации: Основные течения в исламе // URL: http://studbooks.net/19643/religiovedenie/osobennosti_religioznoy_organi...

viii Нафиков Д. Х. Ханафитский мазхаб – лучший путь искоренения экстремизма в Сибири (04 апреля 2017) // URL: http://islam-today.ru/islam_v_rossii/hanafitskij-mazhab-lucsij-put-iskor...

 

Голосов пока нет