четверг, 19 октября 2017

Киргизов и узбеков шатает одна сила

Версия для печатиОтправить другу
Дмитрий Давыдов

В начале апреля на сайте международного информационного агентства «Фергана» опубликована интересная статья Улугбека Бабакулова «Если не Атамбаев: Какого президента Кыргызстана хотят видеть главы соседних государств?», в которой приводятся суждения различных политологов о сегодняшней ситуации в Узбекистане и Киргизии, о возможном будущем их взаимоотношений. В роли экспертов выступили представители России ­ – Аркадий Дубнов, Григорий Михайлов; Казахстана – Марат Шибутов, Эдуард Полетаев; Узбекистана – Бахтиер Эргашев, политэмигранты из Узбекистана Алишер Таксанов и Камолиддин Раббимов. Естественно, мнения экспертов различаются по сути и глубине анализа, но их объединяет общая тревога за будущее стран Центрально-Азиатского региона (ЦАР).

В связи с предстоящими осенью выборами нового президента Кыргызстана (выборы назначены на 17 ноября 2017 года), все соседи ждут от Бишкека изменений в геополитическом плане. В статье косвенно затрагиваются вопросы региональных геополитических проектов Кремля, в частности утверждается, что в центральноазиатском регионе только три страны напрямую участвуют или частично поддерживают проекты Кремля – Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Однако уважаемые эксперты никак не затрагивают тему западного влияния на страны ЦАР.

Считаем, что без адекватной оценки этого аспекта, объективный взгляд на складывающуюся ситуацию в регионе не получится.

Бюро НАТО по связям и взаимодействию со странами Центральной Азии, действовавшее в Ташкенте, закрыто с 1 апреля 2017 года якобы в связи с изменением структуры контактов альянса в данном регионе. Контакты со странами Центральной Азии теперь будут осуществляться непосредственно из Брюсселя.

СправочноБюро НАТО по связям и взаимодействию со странами Центральной Азии в Ташкенте было открыто в мае 2014 года, тогда же при университете мировой экономики и дипломатии Узбекистана была создана депозитарная библиотека альянса. Сотрудник НАТО по связям и взаимодействию со странами Центральной Азии выполнял функции дипломатического представителя альянса на местах и содействовал практическому взаимодействию с партнерами в регионе по различным направлениям.

В свою очередь, руководитель отдела стран Центральной Азии Института СНГ Андрей Грозин полагает, что одной из главных причин закрытия центра, к созданию которого в своё время руководством альянса было приложено немало усилий, является уменьшение контингента западной коалиции в Афганистане, из-за чего активность Запада и в частности США в Центрально-Азиатском регионе из года в год снижается. Кроме того, сворачиваются многие программы содействия безопасности и развития гражданского общества. По мнению политолога, в руководстве НАТО нарастает разочарование по-прежнему низким уровнем развития гражданского общества в странах Центрально-Азиатского региона и слабыми возможностями влиять на эти страны со стороны Вашингтона, несмотря на значительные привлекаемые к этому бюджеты.

Понятно, что деятельность бюро по замыслу американцев должна была создать условия для возвращения в регион баз НАТО, однако правительства центральноазиатских стран за прошедшее с момента открытия бюро время достаточно определённо обозначили своё нежелание реализации этого сценария.

Западные эксперты отмечают, что Центрально-Азиатский регион не входит в число ключевых направлений влияния НАТО, поэтому и альянс решил перераспределить финансы в другое русло. Можно ли доверять таким оценкам?

Исходя из текущих приоритетов и ввиду своего географического расположения такая сложная зона, как Центральная Азия всегда будет привлекать внимание и США, и Евросоюза, в первую очередь – Германии. Не зря же в прошлом году канцлер ФРГ А. Меркель посетила Кыргызстан с визитом. Только подумать: где Берлин и где Бишкек?

Поэтому, если не через НАТО, то через инструменты Госдепартамента США «коллективный Запад» и структуры ОБСЕ англосаксы всегда будут стремиться присутствовать в странах ЦАР и активно влиять на них. Мы не должны забывать о механизмах такого влияния. Среди них важное место занимает концепция «мягкой силы» (Джозеф Най), разработанная в недрах Трехсторонней комиссии ещё в 1990 году, которая предполагает самые различные способы лоббирования своих интересов, помимо прямого присутствия.

Эту концепцию «мягкой силы» в различных формах и направлениях, с различной степенью успешности в последние годы реализуют все основные геополитические игроки в регионе – США, Евросоюз, Китай и Россия. Внерегиональные участники используют разные стратегии и оказывают влияние на разные группы населения. Так, США в значительной мере уделяют внимание интернет-технологиям в работе, прежде всего, с молодёжной аудиторией; Евросоюз ориентируется на разнообразие программ, включая экологические и охрану здоровья; Китай стремится оказывать влияние через официальные каналы, делая акцент на языке и культуре, а также старается реализовать свои экономические интересы через политику кредитования; Россия ставит задачу работы с русскоязычной аудиторией. В свою очередь, Казахстан, как региональный лидер, также предпринимает меры, которые выглядят привлекательными для многих.

При помощи «мягкой силы» реализуются долгосрочные и краткосрочные цели. Например, высшее образование ориентировано на достижение долгосрочных целей, в то время как деятельность СМИ – краткосрочных. По этому поводу можно привести убедительный факт. Румыния – небогатая страна, но её руководство всегда понимало, что для усиления своего влияния в Молдавии нужны кадры. И Румыния многие годы бесплатно обучала молдавскую молодежь (ежегодно бесплатное обучение проходят свыше 5 000 представителей молдавской молодежи), которая сейчас занимает ведущие позиции во всех сферах, активно обеспечивая прорумынское влияние. Запад занимается воспитанием элиты уже не одно столетие. Собственно, их политика «разделяй и властвуй» заключается именно в том, чтобы не только разделить страны, но и отделить элиту этих стран от народа (либо уничтожить несговорчивых), чтобы руками национальных элит править государствами (сирийский президент именно тем и неугоден Западу, что несговорчив.

Для реализации своих интересов все западные «центры силы» в ЦАР используют свои официальные структуры, а также неправительственные организации, например структуры ОБСЕ. С лета 2016 года новым координатором проектов ОБСЕ в Узбекистане назначен Джон Макгрегор, который до этого работал заместителем главы Офиса ОБСЕ в Бишкеке.

Справочно: Узбекистан является членом ОБСЕ с 1992 года. В 1995 году по инициативе узбекской стороны в Ташкенте было открыто Бюро ОБСЕ по связям с Центральной Азией, которое осуществляло деятельность по налаживанию контактов на различных уровнях и взаимодействию в сферах, представляющих взаимный интерес. В 1999 году бюро было переименовано в Центр ОБСЕ в Ташкенте. В июне 2006 года по инициативе узбекской стороны постоянным советом ОБСЕ было принято решение об учреждении офиса координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане.

В настоящее время в республике реализуется ряд проектов ОБСЕ. Узбекистан сотрудничает с ОБСЕ в таких сферах, как укрепление региональной безопасности и стабильности, развитие институтов гражданского общества, расширение международного экономического и гуманитарного партнерства, экология.

Мы не должны забывать тот факт, что американцы и НАТО полностью дестабилизировали Ближний Восток, кровавые уроки Ирака и Сирии ярко говорят об этом. Но мало кто замечает, что следующим объектом для дестабилизации, для оранжевых революций и убийства государств, совершения всяких переворотов и революций будет Центральная Азия. По планам «мировой закулисы» здесь уже зреет большой геополитический конфликт, в который вполне вероятно, что будут втянуты миллионы людей. Понятно, что нормальным и здравым людям в ЦАР, а также в России и Пекине этого не хотелось бы, но в этом регионе накопилось столько противоречий, что он стал похож на пороховую бочку. Если Запад захочет взорвать её – он легко это сможет сделать.

Голосов пока нет

Комментарии

Поживем - увидим

Хочется верить, что стороны найдут точки соприкосновения и наладят отношения для взаимной выгоды. Главное в этой ситуации не допустить вмешательства сторонних сил.

«Если не Атамбаев: Какого

«Если не Атамбаев: Какого президента Кыргызстана хотят видеть главы соседних государств?»
Основополагающим должно являться "какого президента хотят видеть граждане Кыргызстана?" - от этого должна отталкиваться вся система построения суверенного демократического государства.

Вы же понимаете, что

Вы же понимаете, что обыватели хотят видеть того президента, который больше обещает. Сколько их там сменилось уже досрочно? А ведь каждого выбирали именно граждане.

Выборы - всегда очень

Выборы - всегда очень волнительный момент потому что многие сторонние силы пытаются на них повлиять и помочь выгодному им кандидату. Уж сколько таких прецедентов было, и все равно. Главное не забывать, что нужно жить в мире и согласии с соседями, а там будет все в порядке. Мне кажется, что уход НАТО - хороший знак. Мира всем!

Причины кроются в деталях

А где гарантия, что выход НАТО - это не бегство из страны, где вот-вот полыхнет? Крысы бегут с тонущего корабля. Вот и они накануне какого-то инцидента могут заметать следы. Мол, мы там ни при чем, нас там даже не было. Надеюсь, службы безопасности не дремлют и все обойдется.

Киргизов и узбеков шатает одна сила

Думаю, что если Трамп окончательно укрепится у власти, то Европе будет не до азиатов, и киргизы, и узбеки смогут потихоньку разобраться в приоритетах и заняться своей экономикой.

А где гарантия?

А где гарантия, что он отказался от своих интересов в этом регионе? От него все ждали спокойствия, но политика Штатов не изменилась. Обострение ситуации в Корее лишнее тому подтверждение и тоже не сулит ничего хорошего.

 

Новости от Redtram

Loading...