ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СТРАНЫ
Узбекистан
Туркменистан
Казахстан
Кыргызстан
Таджикистан

ТАДЖИКИСТАН
Безопасность
Криминал
Общество
Политика
Происшествия
СМИ
Сотрудничество
Экология
Экономика

ЭТО ИНТЕРЕСНО
История
Культура
Кухня

ЭТО ИНТЕРЕСНО ТАДЖИКИСТАН
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Религиозные культы и верования у таджиков.
16.07.2007 Источник: ИСАП

Религиозные культы и верования у таджиков.

Зарождение религиозных верований таджикского народа относится еще к эпохе каменного века. Как свидетельствует ритуальное погребение мальчика-неандертальца, найденное в одном из гротов южных отрогов Гиссарского хребта, первые представления о потустороннем мире и зачатки фантастического объяснения реально существующего мира, которые легли в основу возникновения религии, появились еще в эпоху мустьерских общин, населявших территорию Таджикистана 50—40 тыс. лет тому назад. Памятником древних магических обрядов являются рисунки мезолитической эпохи (около 10 тыс. лет тому назад), открытые в гроте Шахты на Памире. Минеральной краской на стенку грота здесь нанесены изображения животных, пронзенных стрелами, и человека, замаскированного под птицу. Рисунки, обнаруженные на Памире, донесли до наших дней образец магических охотничьих обрядов, связанных с первобытной религией.

В эпоху неолита, завершающую каменный век, первобытные племена переходят к скотоводству и земледелию. Изменения в экономике и социальной организации приводят к новому этапу развития религиозных представлений. Возникает и получает широкое распространение культ Богини-Матери, который отражает ежегодное обновление производящих сил природы, умирающих осенью и вновь воскресающих весной. Появляются сложные обряды, связанные с этим культом, а также племенные культы. Раскопки поселений гиссарской культуры и, прежде всего Туткавула и Саёда в Южном Таджикистане вскрыли самые ранние стадии перехода к производящему хозяйству. Религиозные представления племен эпохи бронзы и раннего железа — саков (2—1-е тысячелетия до н. э.) восстанавливаются лишь предположительно. Археологические раскопки в Кайраккумах, между Ленинабадом и Канибадамом, в низовьях Вахша и на Восточном Памире дали сведения, которые свидетельствуют о политеистических культах кочевых племен, обожествлявших в первую очередь силы природы.

С культом предков и страхом перед покойником связаны кольца памирских курганов и ритуальное посыпание трупа красной краской. В индоиранских литературных памятниках зафиксировано представление о Матери-Земле, прародительнице всего сущего, в т. ч. и человека. Широко развиты были тотемистические представления. Об этом говорят фигурки животных из сакских могильников Памира, которые нашивались на одежду, и многочисленные рисунки горных козлов, выбитые на скалах в различных местах Таджикистана.

Сведения о религиозных верованиях эпохи разложения первобытнообщинного строя и возникновения классового общества имеются в «Авесте» — собрании религиозных текстов зороастрийцев, древнейшие части которой относятся к 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. В этот период было развито поклонение многочисленным божествам, олицетворявшим различные силы природы. Эти божества делились на две группы: дайва (див) и асура (ахура). У некоторых иранских племен почитались исключительно ахуры, тогда как дивы играли роль злых сил—демонов. На этой почве возникло, а затем получило развитие среди ираноязычных народов учение Заратуштры — зороастризм. Хотя роль южных районов Таджикистана в возникновении зороастризма остается еще неясной, в «Авесте» Бактрия упоминается в числе «правоверных» зороастрийских областей. Социальное содержание раннего зороастризма заключалось в проповеди необходимости сильной власти, способной защитить оседлые роды от набегов кочевых племен. Отсюда — появление проповеди единобожия, отрицание племенных культов, идея борьбы добра со злом составляет основу последовательного дуализма, что характерно для зороастрийского мировоззрения в целом. Зороастризм окончательно складывается в начале 6 в. до н. э. в одну из крупнейших религий древнего мира, которая в мусульманской традиции носит название религии огнепоклонников (оташпарастон), поскольку огонь играл исключительно важную роль в зороастрийских обрядах. Культ огня, несомненно, занимал определенное место и среди других среднеазиатских верований. Об этом говорят раскопки согдийского города в Пенджикенте, свидетельство о храмах огня в Самарканде и Бухаре, среднеазиатская нумизматика.

Начиная с первых веков нашей эры Средняя Азия являлась ареной столкновения нескольких форм религий: зороастризма, буддизма, христианства и манихейства. Каждая из них имела свою организацию и свои культовые сооружения, которые в отдельные промежутки времени мирно сосуществовали между собой, но иногда религиозная принадлежность была причиной политических столкновений. Одновременно с указанными религиями существовали, особенно в отдельных районах, и местные, еще языческие культы. Многие источники, в т. ч. «Шахна-ме» Фирдоуси, упоминают о борьбе между местными «идолопоклонниками» и иранскими владетелями-зоро-астрийцами. Культ идолов у таджикского народа удерживается вплоть до 9 в. Деревянные идолы, встречавшиеся на улицах и площадях Бухары, изображались в виде человеческих фигур, иногда они вырезались на деревянных дверях домов и являлись олицетворением духа-хранителя дома. Большая часть дошедших сведений о религиозных воззрениях раннего средневековья — манихействе — относится к начальному этапу проникновения его в Среднюю Азию (конец 3 — начало 4 вв. н. э.). Значительно меньше известно о дальнейшей судьбе манихейства.

После арабского завоевания таджикского народа в начале VII века н.э. все существовавшие в то время религиозные культы исповедуемыми их предками - зороастризм, манихейство, буддизм, индуизм, иудаизм, а также христианство несторианского толка были вытеснены исламом. К середине XI века процессы исламизации населения были практически завершены.

Уже в VII веке н.э., вскоре после смерти пророка Мухаммада, в исламе возникло несколько направлений, главными из которых, существующими и в настоящее время, являются суннизм и шиизм. В Таджикистане подавляющая часть таджиков исповедует ислам суннитского толка (80%). Последователи шиизма (5%) - шииты (от арабского «шиат Али» - «партия Али») - признают законным преемником пророка Мухаммада только четвертого халифа Али ибн Абу Талиба (656-661 гг.; двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада) и его потомков. Уже в VIII веке шииты раскололись на несколько сект. Из них на территории Таджикистана, преимущественно в Горном Бадахшане, наиболее распространена секта исмаилитов («исмаилийа»). Свое название она получила от имени Исмаила (умер в 762 году), сына шестого имама - главы шиитской общины, Джафара ас-Садика. Главой - имамом общины исмаилитов в настоящее время является принц Карим Ага-хан IV (родился в 1936 году в Женеве, в Швейцарии; постоянно проживает во Франции).

Важную роль в распространении ислама среди таджикского населения сыграла деятельность проповедников-суфиев, принадлежащих к различным мистико-аскетическим направлениям ислама («тасаввуф» или суфизм). Уже в ХI-ХП веках возникают суфийские братства или ордена, во главе которых стояли пиры и ишаны. Некоторые из этих орденов существуют и действуют и в настоящее время. Из них наибольший след в истории ислама в Таджикистане и других государств Центральной Азии составили ордена: накшбандия, кубравия, кадирия, ясавийа. 

Проживающие в Таджикистане русские исповедуют православие - одно из главных направлений в христианстве, окончательно оформившееся еще в 1054 году.

Таджикистан – сегодня единственная страна в СНГ, где властями официально признана и зарегистрирована исламская партия. Отмечается активизация мусульманского образования в Таджикистане, и развития в обществе альтернативных духовных ценностей, в частности принципов интернационализма и национальной культуры. В средних школах страны вводится обязательный предмет по истории ислама, который будет введен в 2006-2007 гг. объясняющий сущность религии, ее положительные стороны и уважение к гражданскому обществу, формируя тем самым новое толерантное поколение. В стране планируется введение специальных программ по укреплению основ модернизированного Ислама, приемлющего иные ценности и светский характер государства.

Однако это вовсе не значит, что светская власть допускает процесс активной исламизации населения. Президент страны неоднократно требовал, чтобы религиозные деятели прекратили завлекать в молельные дома молодежь и не вмешивались в государственную политику.

Несмотря на это, за последние десятилетия число больших и малых мечетей в стране с каждым годом растет, и их число достигло нескольких тысяч. В стране наблюдается очищение веры от чужеродных примесей. Если раньше многие мусульмане просто соблюдали основные каноны религии, ведя светский образ жизни, то теперь значительная часть начинает вести исламский образ жизни — делают пятикратный намаз и обязательную пятничную молитву в мечети, заставляют своих родных и близких жить по нормам Шариата. Большая часть бывших коммунистов-партработников, представители интеллигенции замечены в посещении мечетей и религиозных мероприятий.

Официально действующая Партия исламского возрождения, выступает за усиление роли ислама в обществе. Уже сейчас она стала второй по численности (30 тысяч человек) партией страны, обойдя коммунистов.

На этом фоне особняком стоит часть населения страны, проживающая в Горно-бадахшанской автономной области (восточный Таджикистан), которая почти не признает ни консервативных исламистов юга, ни западных миссионеров. Они считают себя «памирцами» (не таджиками) и являются приверженцами особого течения в исламе — исмаилизма (одна из ветвей шиизма), считая своим пророком Али, дядю пророка Мухаммада. Исмаилиты отличаются тем, что придерживаются модернизма в Исламе, адаптируя его каноны к «изменениям в мире».




Постоянный адрес статьи:
http://www.easttime.ru/countries/int/1/10/64.html
Вернуться Центральная Азия Таджикистан Религиозные культы и верования у таджиков. Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Религия в Турции, религиозные праздники мусульман в Турции
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Интервью с режиссером Альбертом Мередовичем Атахановым.
Шабан
Талантливая Алима
Стиль работы Гаджи
В шаге от мечты
Богатство бабушки Зайнаб
Афганистан в судьбе сержанта Бакиева
Счастливая Майнур
Свой ЛЕГО-ЗАЛ
Время собирать камни



 
АНАЛИТИКА ТАДЖИКИСТАН

08.12.2011
Отношения Республики Таджикистан с США
После распада СССР в регионе Центральной Азии наблюдался очевидный вакуум, который был использован крупными державами мира для усиления своего присутствия в регионе. США, претендующие на роль единственной сверхдержавы в мире, стремились укрепить здесь свои позиции.

08.12.2011
Основные принципы внешней политики Республики Таджикистан
Внешняя политика является проявлением внутренней политики и отражает в определенной мере существующую в этом государстве экономическую, социальную и культурную систему. Обычно во внутренней политике используются методы, направленные на достижение долгосрочных результатов, а что касается внешней политики, то в условиях меняющегося внешнего мира использование таких методов неприемлемо.

30.11.2011
Глобализация экономики и ее влияние на внешнюю политику Республики Таджикистан
Распад СССР и последующее достижение национальной независимости странами Центральной Азии способствовали переходу от плановой экономики к рыночной, от господства тоталитарных режимов к новой демократической системе.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100