ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СТРАНЫ
Израиль
Турция
Сирия
Иран
Ирак
Афганистан

АФГАНИСТАН
Безопасность
Общество
Политика
Терроризм
Экономика

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Кухня
Традиции и обычаи

ЭТО ИНТЕРЕСНО АФГАНИСТАН
СРЕДНИЙ ВОСТОК

Традиционная одежда афганца
04.12.2007 Источник: asif-dux.narod.ru

Традиционная одежда афганца

Накидка, делающая мужчин похожими на женщин, - «чадар» является обязательной принадлежностью и афганца-крестьянина, и рядового кочевника, и городского бедняка. Это просто отрез хлопчатобумажной ткани размером с простыню. Применение чадар настолько универсально, что афганец почти никогда с ним не расстается.

В «исходном положении» он обычно переброшен через плечо. Но в холодное время им обматывают голову и шею, утепляют плечи и грудь, а в жару укрываются от палящего солнца. При совершении намаза чадар заменит молитвенный коврик, после омовения - полотенце. Если афганец решит освежиться в реке, то накидка, искусно обвязанная вокруг бедер, превратится в купальный костюм. Прежде чем сесть на землю или на что-то жесткое, подкладывается тот же чадар. Надо вытереть где-нибудь пыль - чадар заменит тряпку. Если афганец разжился на базаре лепешкой или кусочком мяса, он завяжет в накидку и то и другое, поместив каждый предмет в отдельный узелок, и забросит «рюкзак» за спину. Словом, трудно предусмотреть случай, когда бы не выручил чадар.

На ногах у крестьян обычно надета национальная обувь - «чаплй». Она очень похожа на кожаные сандалии без задника. Подошва для самых дешевых чапли делается из резины автомобильных покрышек. Такая подошва более долговечна, чем кожаная, которая быстро изнашивается на каменистой афганской почве. Особенно удобны такие босоножки летом, в них не так жарко ногам. Чапли самая распространенная обувь в Афганистане, особенна среди сельского населения южных районов, где летом не пойдешь босиком по раскаленной каменистой земле.

Из-под длинной рубахи у крестьян выглядывают ниспадающие волнами широкие штаны - «изар». Их ширина намного превышает длину, в поясе они собраны в многочисленные мелкие сборки. В отличие от шаровар их просторные штанины книзу постепенно сужаются. Изар держатся на бедрах с помощью тесемки «изарбанд», продернутой в подшитую складку. Праздничные изар шьют из тонкой шелковой материи преимущественно белого цвета. Белые изар, как и вообще белую одежду, повседневно носят главным образом лица духовного звания.

Поверх изар носится свободная длиннополая рубаха до колен, а иногда и ниже, с разрезами внизу по бокам. Широкие рукава, перехваченные у запястья обшлагом на пуговицах, образуют небольшой напуск. Воротник откидной. Сзади, ниже воротника, пришивается вертикальная штрипка, чтобы вешать рубашку на крючок. Кроме этого, самого распространенного, встречаются и другие фасоны, например без воротника или с разрезом на плечах.

Поверх рубахи почти все афганцы носят жилетку или национальную безрукавку, и то и другое называют «васкат» (английское waistcoat).
Зажиточные афганцы носят безрукавки из плюша или бархата, расшитые золотыми узорами, а бедняки украшают их, обшивая края пестрой и яркой материей.

И наконец, венчает одежду чалма, намотанная на шапочку - «колах», похожую на тюбетейку. Чалма - обязательная принадлежность головного убора и крестьянина, и городского бедняка. Ее носят мужчины с 12 - 15-летнего возраста. Она представляет собой не очень широкий кусок материи длиной до 5 м. В будни носят чалму из простой хлопчатобумажной ткани больше темных тонов. А в праздники, к которым относится и пятница - официальный выходной день во всех учреждениях Афганистана, надевают такой головной убор из тонкой шелковой материи предпочтительно белого цвета.

Афганцы очень искусно наматывают чалму на голову, оставляя свободным конец длиной сантиметров семьдесят, который, словно коса, свисает с левой стороны, иногда его закидывают за плечо. Шапочки носят различных фасонов: матерчатые, иногда украшенные золотым шитьем, плетенные из рисовой соломки, вязанные из верблюжьей шерсти.

Такую одежду в южных районах основная масса населения носит и летом и зимой. Изар и длинная рубаха распространены почти во всех районах страны, хотя узбеки, таджики, туркмены, кыргызы и представители других народностей предпочитают носить свою национальную одежду. Но в холодное время года часто можно увидеть, как на афганские рубаху и изар надевают узбекский или туркменский халат, в городах - пиджак, брюки и пальто. Большинство чиновников и городская интеллигенция предпочитают европейскую одежду, на голове - афганскую каракулевую шапочку.
У мусульман не принято снимать головной убор при входе в помещение. Обычай предписывает в головном уборе принимать пищу, пить воду.

Не стоит удивляться, если вы заметите что ресницы и веки почти у всех окрашены в малиново-фиолетовый цвет. Афганцы называют это вещество «ранг» (краска), и, по их мнению, оно предохраняет глаза от яркого солнца и улучшает зрение. Обращаясь друг к другу, афганцы строго соблюдают cвоеобразный «табель о рангах». Младший по положению, обращаясь к старшему, скажет уважительное «саиб». Простолюдин назовет старшего по возрасту «кака» - дядя, а ровесников - «барадар» - брат или «(х)амшира» - сестра. С междометием «у» обращение звучит как оклик: «Эй; дядя», «Эй, брат». Младшего по возрасту или по положению называют «бача» - парень. К женщине принято обращение «ханом» или «ханом савб», к иностранцу - «местар» (или с названием должности, например «ендженир саиб»).
Таджики и афганцы из числа сельского населения, желая выразить собеседнику согласие или одобрение, с характерным шипением втягивают в себя воздух через нос и рот. Отрицание выражается движением головы снизу вверх при одновременном цокании языком.




Постоянный адрес статьи:
http://www.easttime.ru/countries/int/2/13/104.html
Вернуться Средний Восток Афганистан Традиционная одежда афганца Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Ширин Хури – одна из особенностей национальной афганской свадьбы
Ураза - пост в Священный месяц Рамадан
Рождение ребенка в Афганистане и связанные с этим традиции
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Лимон в домашней аптечке
Как исцеляют апельсины?
Зачем наносили татуировки в древности?
Арабские цифры - как запомнить их легко?
История в лицах. Бачаи Сако - удалец из Хорасана (Часть1)
Кофе – напиток долголетия или ...?
Магия драгоценных камней
Абу – ль – Аля – великий слепец из Маары
Рождение ребенка в Афганистане и связанные с этим традиции
РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА



 
АНАЛИТИКА АФГАНИСТАН

01.11.2011
Возможные сценарии для Северного Афганистана и безопасность Центральной Азии
Осенью этого года исполнится 10 лет с момента начала операции США и НАТО в Афганистане. За этот период в стране, несомненно, достигнуто многое в плане восстановления государственности и централизации власти, но в главном вопросе обеспечения мира и стабильности, и минимизации угроз для соседей по региону нет особых достижений.

18.10.2011
Влияние «линии Дюранда» на ситуацию в Афганистане. Часть вторая
В 1921 г. в Кабуле начались новые переговоры между двумя странами. Возможности пересмотра мирного договора Равалпинди предусматривала статья 4 этого договора. Делегация Великобритании во главе с Генри Доббсом (Sir Henri R.C. Dobbs) и Махмуд Тарзи

13.10.2011
Влияние «линии Дюранда» на ситуацию в Афганистане. Часть первая
Проблема «линии Дюранда» весьма сложная и вместе с тем чувствительная тема. Но, с другой стороны, если не обсуждать ее и не пытаться найти пути ее решения, еще долго она будет оказывать негативное влияние на афгано-пакистанские отношения и, в целом, на ситуацию в Афганистане.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100