ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География Афганистана
Государственный и Политический строй Афганистана
Экономика Афганистана
Общество и Культура Афганистана
История Афганистана

РАЗДЕЛЫ
Безопасность
Общество
Политика
Терроризм
Экономика

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Кухня
Традиции и обычаи

Перейти на новую версию сайта

Афганистан Средний Восток

Государственный и Политический строй Афганистана
Перейти на новую версию сайта
Государственный и Политический строй Афганистана

Афганистан представляет собой сообщество племен, над которым за последнее столетие были выстроены государственные политические институты. Афганские правители пользовались международным авторитетом и располагали армией, позволявшей им контролировать клановые структуры. При этом они использовали в своих интересах соперничество Российской и Британской империй и их преемников в этом регионе.

До начала 1960-х годов король и его родственники занимали доминирующее положение в стране. Нo монарху приходилось считаться с вождями племен, религиозными лидерами и армией, которая строилась на племенной основе вплоть до 1956, когда началась ее модернизация с помощью СССР. В период после Второй мировой войны король испытывал давление со стороны малочисленной, но постепенно расширявшейся группы городской интеллигенции, которая требовала либерализации режима. В 1963 премьер-министром впервые было назначено лицо, не принадлежавшее к королевской семье. Принятая в 1964 конституция обеспечила разделение власти между правительством и всенародно избраемым парламентом.

Властные полномочия. Талибы управляли Афганистаном, руководствуясь мусульманскими правовыми нормами – законами шариата. В октябре 1997 страна была объявлена эмиратом во главе с эмиром Муллой Омаром. При министерстве юстиции был создан департамент содействия добру и воздержания от зла, который призван осуществлять жесткий социальный курс талибов. Женщинам запрещалось учиться и работать вне дома, на людях они должны носить чадру. Мужчины были обязаны отращивать бороду. Конституция 1987 была отменена, право в стране базировалось на законах шариата и указах Муллы Омара.

Политические партии. С апреля 1978 по апрель 1992 в стране правила Народно-демократическая партия Афганистана. Созданная в 1965, она придерживалась марксистско-ленинской идеологии, а в 1967 разделилась на соперничавшие фракции «Хальк» («Народ») и «Парчам» («Знамя»). В 1976 они вновь формально объединились, однако раскол на более радикально настроенных халькистов и относительно умеренных, просоветски ориентированных парчистов так и не был преодолен. Сказались этническая и социальная неоднородность: «Хальк» имела прочные позиции в пуштуязычных горных районах восточного Афганистана, а «Парчам» – среди фарсиязычной городской интеллигенции.

После того как НДПА узурпировала власть, Тараки и Амин, оба халькисты, начали чистку в руководстве партийной оппозиции. С убийством Амина в декабре 1979 и вводом советских войск в Афганистан положение изменилось принципиальным образом: Кармаль и Наджибулла принадлежали к парчистам.

В 1988 НДПА насчитывала 205 тыс. членов и опиралась на более массовую организацию Национальный фронт (НФ). Входившие в него национальные и племенные объединения поддерживали правительство, а доминирующей силой была НДПА. В 1987 было разрешено формировать другие политические партии, но при условии их вступления в НФ. В рядах последнего в 1987 числилось ок. 800 тыс. человек. В настоящее время деятельность НФ прекращена.

В 1978–1992 активную борьбу с кабульской властью вели десятки вооруженных партизанских формирований. В их раздробленности отразились глубокая региональная и этническая дифференциация страны, расхождения между суннитами и шиитами, идейные противоречия между умеренными и экстремистски настроенными исламистами. В мае 1985 три традиционные и четыре фундаменталистские группировки, резиденции которых находились в Пешаваре, создали объединенный фронт под названием Исламское единство афганских моджахедов и в феврале 1989 объявили об образовании временного правительства в изгнании. Однако общность взглядов проявилась лишь в негативном отношении к НДПА и СССР. Попытки оппозиционных сил, вступавших в разные коалиции, достигнуть прочного согласия рухнули с падением режима Наджибуллы в апреле 1992.

Опорой движения талибов («Талибан») стали учащиеся духовных школ-медресе из сельских районов Афганистана и Пакистана. Оно зародилось в юго-восточной части Афганистана летом 1994 в среде пуштунов-дуррани, но затем приняло массовый характер. В 1998 насчитывалось ок. 110 тыс. талибов, включая выходцев из гильзаи и других восточнопуштунских племен, бывших членов фракции «Хальк» НДПА, пакистанскую молодежь и примкнувших к талибам полевых командиров. Для движения в целом характерно преобладание пуштунов.

Несколько партий, оппозиционных талибам, образовали непрочный Северный альянс. Наиболее авторитетны среди них таджикская организация Джамиати-Ислами (Исламское общество Афганистана) Бурхануддина Раббани и Ахмада шах Масуда, узбекское ополчение Джумбеши Мелли (Национальное исламское движение), возглавляемое Рашидом Дустумом, и две фракции Хезбе вахдат (Партии исламского единства Афганистана), которыми руководят Абдул Карим Халили и Мохаммед Акбар Акбари. Джамиати-Ислами возникла на основе одной из семи партий моджахедов, имевшей в 1980-х годах резиденцию в пакистанском городе Пешаваре. Хезбе вахдат, призванная защищать интересы хазарейцев, образована в 1989 путем слияния шиитских политических группировок, базировавшихся в 1980-х годах в иранской столице Тегеране. Сейчас политических партий в общепринятом смысле слова в стране не существует, есть лишь этнические, племенные и клановые группы.

Судебная система Афганистана функционировала на принципах, изложенных в конституции 1987, но при талибах подверглась модификации. Рассматриваемые судьями-талибами дела решались на основе местной интерпретации исламских законов с применением традиционных мусульманских наказаний (например, отсечения пальцев или кисти руки у воров, публичной порки и т.д.). После краха талибов судебная система создается заново.

Вооруженные силы. 110-тысячной армии талибов противостояли силы Северного альянса: таджикские отряды под водительством Ахмада шах Масуда включали 60 тыс., узбекские под командованием генерала Дустума – 65 тыс. и фракции партии Хезбе вахдат, возглавляемой Абдулом Каримом Халили, – 50 тыс. человек. Сейчас регулярная армия начинает воссоздаваться.

Внешняя политика. До Второй мировой войны преобладало британское влияние, но незадолго до ее начала Германия, Италия и Япония завязали торговые переговоры с Афганистаном и предложили ряд программ развития. Проникновение в страну Германии и Италии было остановлено в 1941 совместными действиями Великобритании и СССР.

Во время Второй мировой войны Афганистан придерживался политики нейтралитета. В те годы были установлены дипломатические отношения с США и Китаем, а в 1946 заметно улучшились отношения с СССР. Граница между странами была установлена по центральной линии русла Амударьи, и Афганистан получил право забора воды из этой реки на нужды орошения. В 1946 Афганистан вступил в ООН.

В июле 1947, когда Великобритания готовилась к уходу из Индии, правительство Афганистана внесло предложение, чтобы населению Северо-Западной пограничной провинции (территория которой в свое время контролировалась афганскими властями) была предоставлена возможность самостоятельно решать, войти ли в состав Афганистана или Пакистана или же образовать независимое государство. Афганская сторона констатировала, что восточные рубежи Афганистана, установленные в 1893 (т.н. «линия Дюранда»), никогда не были подлинно государственной границей. Некоторые племена на северо-западе Пакистана продолжали добиваться независимости или автономии, на этой почве возникали пограничные инциденты, омрачавшие афгано-пакистанские отношения, и в 1955 ситуация чуть было не дошла до войны. В тот год правительство Афганистана высказалось в пользу образования независимого государства Пуштунистан, куда должна была войти значительная часть территории тогдашнего Западного Пакистана. Это предложение поддержал СССР.

После Второй мировой войны Афганистан не примкнул ни к одному из военно-политических блоков. Однако, когда в 1978 в стране произошли революционные события, был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве с СССР. Вначале Советский Союз только поставлял оружие руководству Афганистана для борьбы с мятежниками-исламистами, затем прислал советников, однако в декабре 1979 в страну были введены советские войска. Правительство в Кабуле попало в зависимость от СССР, который в период с 1978 по начало 1990-х годов предоставил ему военную помощь в размере ок. 40 млрд. долл. Тем временем повстанцы завязали контакты с Пакистаном и США, а также получили широкую поддержку со стороны Саудовской Аравии, Китая и ряда других государств, которые в совокупности выделили моджахедам оружия и прочего военного снаряжения на сумму ок. 10 млрд. долл. Таким образом, в 1980-е годы гражданская война превратила Афганистан в арену соперничества сверхдержав.

Дипломатическое признание талибов в 1997 последовало лишь от Пакистана, Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии.


Средний Восток / Афганистан / Государственный и Политический строй Афганистана

 
АНАЛИТИКА Афганистан

01.11.2011
Возможные сценарии для Северного Афганистана и безопасность Центральной Азии
Осенью этого года исполнится 10 лет с момента начала операции США и НАТО в Афганистане. За этот период в стране, несомненно, достигнуто многое в плане восстановления государственности и централизации власти, но в главном вопросе обеспечения мира и стабильности, и минимизации угроз для соседей по региону нет особых достижений.

18.10.2011
Влияние «линии Дюранда» на ситуацию в Афганистане. Часть вторая
В 1921 г. в Кабуле начались новые переговоры между двумя странами. Возможности пересмотра мирного договора Равалпинди предусматривала статья 4 этого договора. Делегация Великобритании во главе с Генри Доббсом (Sir Henri R.C. Dobbs) и Махмуд Тарзи

13.10.2011
Влияние «линии Дюранда» на ситуацию в Афганистане. Часть первая
Проблема «линии Дюранда» весьма сложная и вместе с тем чувствительная тема. Но, с другой стороны, если не обсуждать ее и не пытаться найти пути ее решения, еще долго она будет оказывать негативное влияние на афгано-пакистанские отношения и, в целом, на ситуацию в Афганистане.

11.10.2011
Возможные сценарии развития ситуации в Афганистане и вызовы для Центральной Азии
Афганистан продолжает входить в число ключевых угроз для стабильности Центральной Азии. Как показывают имеющиеся данные, в последние годы ситуация в этой стране продолжала довольно быстрыми темпами деградировать, поскольку не были решены фундаментальные проблемы в социально-экономической, идеологической и военной сферах.

29.07.2011
Необходимость усиления ОДКБ в свете ситуации в Афганистане
Войска ISAF под общим руководством НАТО ведут в настоящий момент активные боевые действия в южных и восточных провинциях Афганистана.

25.07.2011
Насколько обоснован вывод американских войск из Афганистана?
Президент США Барак Обама неоднократно заявлял, что вывод американских войск из Афганистана начнётся в 2011 г. и закончится в 2014 г. Но, возможно, ли это сделать в нынешних условиях, когда движение Талибан ещё слишком сильно, чтобы сдаваться.

20.06.2011
Останутся ли США в Афганистане, и не только там?
28 марта 2011 года информагентство "Интерфакс" со ссылкой на спецпредставителя президента РФ по Афганистану З.Кабулова сообщило, что США обещали России не основывать в Афганистане постоянные военные базы после вывода из этой страны войск союзников.

© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100