ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География Китая
Государственный и Политический строй Китая
Экономика Китая
Общество и Культура Китая
История Китая
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

РАЗДЕЛЫ
Армия
Безопасность
Космос
Наука
Образование
Общество
Олимпиада 2008
Политика
СМИ
Технологии
Экология
Экономика
Энергетика

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Ваши рассказы
Культура
Кухня
Праздники
Спорт
Традиции
Туризм

Перейти на новую версию сайта

Китай Дальний Восток

Государственный и Политический строй Китая
Перейти на новую версию сайта
Государственный и Политический строй Китая

Образование Китайской Народной Республики. С провозглашением в 1949 Китайской Народной Республики Коммунистическая партия Китая (КПК) установила новую систему государственной власти. «Демократическая диктатура народа» воплощала в себе особенности «единого фронта» – всех классов и партий, консолидированных в антияпонской борьбе в период с 1937 по 1945.

На вершине властной структуры находилась КПК, члены которой составляли примерно 2–4% общей численности населения страны. В рамках этой элитарной структуры, прежде всего в Центральном Комитете партии, принимались все важнейшие решения, определявшие социальную, экономическую, военную и внешнюю политику страны.

Основной функцией партийной организации было руководство четырьмя социально-экономическими классами, составлявшими «народ»: рабочим классом, крестьянством, мелкой буржуазией (включая лавочников, лоточников, чиновников и интеллигенцию) и национальной буржуазией. Возглавляя этот «единый фронт», партия осуществляла надзор и контроль за «врагами народа»: помещиками, крупной буржуазией, преступниками, пособниками Гоминьдана и шпионами и вообще всеми «контрреволюционными элементами».

Конституция. В 1954 после достижения основных целей консолидации всех сил и нейтрализации «врагов народа» аморфная структура единого фронта «новой демократии» была заменена официальной Конституцией. Принятая 20 сентября 1954 и исправленная в 1975, 1978, 1982 и 1992, эта Конституция провозгласила Китай страной народной демократии и единым многонациональным государством. Подчеркивалось, что в обязанности правительства входит ликвидация эксплуатации трудящихся и построение социалистического общества под руководством КПК.


Центральные органы власти. Главными государственными органами власти КНР являются Всекитайское собрание народных представителей во главе с председателем, Государственный совет, Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура.

Законодательная власть. Высшим законодательным органом является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Депутаты ВСНП избираются на пятилетний срок депутатами СНП провинций.

ВСНП на своей сессии избирает главу государства – председателя КНР, утверждает премьера и состав Госсовета, вносит поправки в Конституцию и контролирует исполнение конституционных положений, принимает и изменяет законы, назначает и освобождает от должности высших чиновников Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры, решает вопросы о войне и мире, а также обсуждает и утверждает государственный бюджет. ВСНП (в 1998 – 2978 депутатов) избирает Постоянный комитет (более 150 членов), которому предоставлено право разъяснения конституционных положений и законов, контроль за деятельностью Госсовета и выполнение функций ВСНП между сессиями.

Глава государства. В период с 1954 по 1958 функции главы государства выполнял Мао Цзэдун. С 1959 по 1968 этот пост занимал Лю Шаоци. После низложения Лю в ходе «культурной революции» пост главы государства до 1975 оставался вакантным, а затем был аннулирован. В 1982 эта должность была восстановлена под названием «председатель республики», а время пребывания главы государства в должности продлено с 4 до 5 лет. В июне 1983 ВСНП избрало на этот пост ветерана экономического планирования и заместителя премьера Госсовета Ли Сяньняня. В апреле 1988 председателем КНР был избран ветеран армии и член политбюро ЦК КПК Ян Шанкунь, а в 1993 – генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь.

Исполнительная власть. Высшим исполнительным органом является Государственный совет. Госсовет вводит в действие различные административные правила и постановления, выступает с законодательными инициативами в ВСНП, контролирует деятельность различных министерств и ведомств, разрабатывает и осуществляет планы развития национальной экономики и контролирует исполнение бюджета страны, ведает внешнеполитическими связями и вопросами обороны. Всей деятельностью Госсовета руководит премьер-министр (с 1954 по 1976 – Чжоу Эньлай, с 1976 по 1980 – Хуа Гофэн, с 1980 по 1987 – Чжао Цзыян, с 1988 по 1997 – Ли Пэн, с 1997 – Чжу Жуанцзи), которому помогают несколько его заместителей и члены Государственного совета. По Конституции 1982, полномочия всех этих лиц ограничены двумя последовательными пятилетними сроками.

В соответствии с планом реорганизации, нацеленным на более рациональное функционирование бюрократического аппарата, в начале 1984 число заместителей премьера было сокращено с 18 до 4 человек, а к 1992 из 98 министерств и ведомств было оставлено 39. Заседания Государственного совета проводятся в составе премьера, его заместителей, государственных советников и секретаря этого органа власти.

Судебная власть. Структура судебных органов КНР была скопирована с соответствующей структуры СССР. На вершине этой пирамиды стоят Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура. Верховный народный суд осуществляет надзор за соблюдением и применением законов нижестоящими судебными инстанциями всех уровней, а Верховная народная прокуратура направляет работу по раскрытию уголовных преступлений и исполнению приговоров. Председатель Верховного народного суда и генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры избираются на сессиях ВСНП.

В первые 30 лет коммунистического правления в Китае не было всеобъемлющего гражданского или уголовного кодекса. Поэтому КПК присваивала себе право вынесения судебных решений и определения меры наказаний как по гражданским, так и по уголовным делам. Подобная практика приводила к злоупотреблениям властью, особенно в период «культурной революции» (1966–1969), когда в результате острой фракционной борьбы имело место множество произвольных и незаконных арестов, вынужденных самооговоров, несправедливых тюремных заключений и даже казней.

В целях восстановления доверия общества к правовой системе КНР и предотвращения новой вспышки беззакония ВСНП в 1979 приняло уголовный и уголовно-процессуальный кодексы. В них, помимо прочего, подчеркивалось, что никто не может подвергаться преследованию только за то, что является носителем «реакционных идей». Концепция «должного соблюдения законности» была усилена введением законоположений, запрещающих бессрочное задержание подозреваемых и гарантирующих право обвиняемых на быстрое и открытое судебное разбирательство, а также запрещающих вынесение обвинительного заключения лишь на основе признания обвиняемым своей вины.

Исправленная и переработанная Конституция 1982 содержала обширный перечень неотъемлемых прав граждан, в том числе свободы печати, собраний и объединений, религиозных верований, неприкосновенности жилища и личности (включая запрет на незаконный обыск, задержание или арест), свободы и тайны переписки и, наконец, права критиковать любой орган государственной власти или любого чиновника без страха подвергнуться преследованиям. Принцип «равенства всех перед законом», содержавшийся в Конституции 1954, но изъятый в ходе последующих пересмотров конституционных норм, был вновь внесен в текст Конституции 1982.


Военная администрация. В качестве составной части наметившейся в 1979 общей тенденции к разделению партийных и государственных функций, в соответствии с положениями Конституции 1982 был создан новый Центральный военный совет, на который возлагались обязанности общего руководства вооруженными силами страны. Председатель (с 1993 – Цзян Цзэминь) и заместитель председателя этого совета избираются ВСНП и подотчетны ВСНП и его Постоянному комитету, однако главенство партии над армией подчеркивается совмещением членства в Военном комитете ЦК КПК и в Центральном военном совете.

Народный политический консультативный совет Китая. Важным элементом структуры управления страной является Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). В 1983 НПКСК насчитывал более 100 тыс. членов, которые представляли 1600 различных политических, профессиональных и общественных организаций. Сессия НПКСК избирает Всекитайский комитет, его председателя (с 1993 – Ли Жуйхуань) и нескольких заместителей. После периода бездействия с конца 1950-х годов НПКСК после смерти Мао Цзэдуна вновь появился на политической арене. В соответствии с уставом НПКСК в своей деятельности исходит из принципа «долговременного сосуществования и взаимного контроля» между КПК, демократическими партиями и беспартийными деятелями. НПКСК обсуждает основные направления государственной политики и осуществляет «демократический надзор за деятельностью КПК, народных правительств и других государственных органов» путем внесения своих предложений и критических замечаний. Однако по закону, высказываемые НПКСК мнения и рекомендации не являются обязательными к исполнению.

Местные органы власти. В административном отношении Китай разделен на 31 единицу первого уровня: 22 провинции, 5 автономных районов и 4 муниципалитета (города центрального подчинения – Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин). С 1 июля 1997 в состав КНР вошел особый административный район Сянган (бывший Гонконг). Кроме того, имеется 159 административных единиц второго уровня (120 округов, 31 автономный округ и 8 аймаков). 2017 административных единиц третьего уровня включают 1856 уездов, 101 автономный уезд, 51 хошун, 3 автономных хошуна и 6 иных административных единиц.

До «культурной революции» функциональная структура провинциальных и других местных правительств соответствовала той, на основе которой строились общенациональные органы власти. В каждой провинции и территориальной единице (населенном пункте) имелись свои собрания народных представителей (СНП), народный совет, народный суд и прокуратура, напрямую подчиненные вышестоящему по рангу соответствующему органу управления, что создавало вертикаль единой иерархии власти. Прямым голосованием местного населения избирались только члены народных собраний самого низкого уровня (сельской коммуны, населенного пункта городского типа или городского района). Во все органы власти вышестоящих уровней (муниципалитеты крупных городов, сельские районы, уезды, округа и провинции) делегаты избирались непрямым голосованием на сессиях нижестоящих по уровню СНП. На каждом уровне СНП избирал свой народный совет, являвшийся руководящим органом местной администрации.

В период «культурной революции» эти институты были заменены революционными комитетами, в руках которых сосредоточивались все функции власти. Каждый революционный комитет, в состав которого входили административные кадры, представители армии и местного населения («народных масс»), осуществлял надзор за деятельностью всей администрации соответствующего уровня, руководствуясь указаниями партийного комитета этого уровня. Подобная система, введенная в действие в феврале 1967, просуществовала до июня 1979, пока ВСНП не аннулировало революционные комитеты и формально не восстановило в правах собрания народных представителей и народные советы, переименованные с того времени в народные правительства.

В целях усиления демократического характера управления и политической ответственности местных кадров в 1980 было принято решение осуществлять выборы представителей в СНП уездного уровня путем тайного и прямого народного голосования.


Коммунистическая партия. Руководящая роль Коммунистической партии в деятельности всех правительственных и общественных институтов зафиксирована в Конституции 1954 и подтверждена конституционными реформами 1975, 1978 и 1982. Объединявшая в 1997 в своем составе более 60 млн. членов, КПК в программных документах называет себя «авангардом китайского рабочего класса, надежным защитником интересов всего многонационального народа страны и ядром сил, ведущих Китай по пути строительства социализма». КПК является центром сосредоточения политической власти и политического влияния в Китае.

Структура КПК и ее деятельность. КПК организационно построена точно так же, как ВСНП и Госсовет, которые имеют нижестоящие по уровню однотипные структуры по всей управленческой вертикали. Высшими партийными органами являются общенациональный съезд партии и избираемый им Центральный Комитет КПК, штаб-квартира которого находится в Пекине.

Делегаты на Всекитайский съезд избираются непрямым голосованием на партийных съездах провинциального уровня. Точно так же избираются и все другие делегаты далее вниз по вертикали – на окружных, муниципальных, городских партийных конференциях, вплоть до собраний партийных ячеек фабрик, сельских коммун, шахт, школ и армейских подразделений. На каждом уровне партийный съезд (конференция, собрание партийной организации) избирает свой исполнительный комитет и выдвигает делегатов на более высокий по уровню партийный съезд. Главными обязанностями партийных органов низшего звена являются ведение агитационно-пропагандистской работы, привлечение в партию новых членов, укрепление внутрипартийной и трудовой дисциплины и обеспечение успешного выполнения планов правительства.

В соответствии с формулировками основных партийных документов Всекитайский съезд КПК (в 1997 число делегатов XV съезда КПК составило 2050 человек) является «высшим руководящим органом партии». Съезды созываются каждые пять лет, хотя в «чрезвычайных условиях» могут состояться досрочно либо быть отложены на более позднее время. На Всекитайский съезд КПК возложено осуществление следующих функций: обсуждение и принятие решений по важнейшим партийным проблемам, избрание Центрального Комитета партии, Центральной комиссии советников, Военного совета ЦК партии, а также Центральной Комиссии по проверке дисциплины, заслушивание и обсуждение отчетов указанных выше четырех партийных органов.

Центральный Комитет партии (в 1996 насчитывал 181 члена и 124 кандидата в члены) избирается сроком на 5 лет. ЦК проводит в жизнь решения Всекитайского съезда КПК и руководит всей деятельностью партии в периоды между съездами. ЦК избирает Политбюро, Постоянный Комитет Политбюро, Секретариат и Генерального секретаря (с 1989 генеральным секретарем является Цзян Цзэминь). Пост Председателя ЦК КПК, который начиная с 1943 и по 1976 занимал Мао Цзэдун , с 1976 по 1981 – Хуа Гофэн, а с 1981 по 1982 – Ху Яобан, был упразднен в 1982. В связи с ликвидацией поста Председателя ЦК КПК высшим должностным лицом в КПК стал Генеральный секретарь. Секретариат ЦК КПК, прекративший свое функционирование в период «культурной революции» и восстановленный в правах в 1979, организует повседневную работу ЦК под руководством Политбюро и Постоянного Комитета Политбюро. Генеральный секретарь отвечает за созыв заседаний Политбюро и Постоянного Комитета Политбюро и руководит работой Секретариата ЦК.

Центральная Комиссия советников была образована в 1982 для оказания консультативной помощи Центральному Комитету. Ее состав (172 человека) формировался из числа высших партийных кадров, возраст которых превышал 70 лет, а партийный стаж – 40 лет. Создание комиссии ускорило освобождение высоких постов стареющими партийными лидерами без ущерба для их чувства собственного достоинства. До этого многие высшие партийные кадры сохраняли свои посты пожизненно либо до тех пор, пока не подвергались «чистке» по политическим причинам. Как показала практика, институт советников превратился в опорный пункт консервативно настроенных оппонентов Дэн Сяопина. В 1992 комиссия была упразднена.

Даже после образования в 1982 Центрального Военного совета общее руководство национальной обороной осуществлялось партийным советом по военным делам. В начале 1990-х годов какие-либо противоречия во взаимоотношениях между этими двумя органами были невозможны по причине полной идентичности их состава.

В декабре 1978 на смену Центральной Комиссии партийного контроля, деятельность которой была прекращена в период «культурной революции», пришла Центральная комиссия ЦК КПК по проверке дисциплины.


Коммунистический союз молодежи. КПК в масштабах всей страны располагает вспомогательной организацией, носящей название Коммунистического союза молодежи Китая (КСМК). Состоящий из политически активной молодежи в возрасте от 14 до 28 лет, КСМК официально считается «школой, где широкие массы юношей и девушек изучают коммунизм на практике; это помощник партии и ее резерв». В период «культурной революции» КСМК был оттеснен на второй план новой массовой организацией молодежи – хунвэйбинами («красными охранниками»), а лидер союза Ху Яобан был репрессирован. В 1970-е годы, после роспуска организации хунвэйбинов, деятельность КСМК возобновилась и его ведущая роль была восстановлена.

Внешняя политика. В начальный период своего существования КНР проводила курс на поддержку «социалистического лагеря» во главе с СССР и противостояние «империалистическому лагерю» во главе с США. Все некоммунистические государства, проводившие политику нейтралитета, считались «пособниками американского империализма» и рассматривались в качестве удобных плацдармов для развертывания революционной «национально-освободительной борьбы». В середине 1950-х годов в эту концепцию разделения мира на два лагеря были внесены коррективы, по которым за всеми неприсоединившимися странами признавалось законное право представлять «третий мир». Были достигнуты и определенные дипломатические успехи, когда Китай активно содействовал созданию «широкого антиимпериалистического фронта» в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

В конце 1960-х годов разногласия между Китаем и СССР послужили основой для выдвижения новой теории существования «трех миров». Советский Союз заклеймили как государство «социал-империализма», причем не менее опасное, чем Соединенные Штаты, и обе эти страны – СССР и США – были отнесены к разряду сверхдержав. Самого себя Китай причислил к группе государств третьего мира. Группа стран «второго мира» была расширена путем включения в нее государств Восточной Европы, которые, подобно странам Западной Европы, следовало подталкивать к достижению большей автономии и независимости от своих покровителей. Эта концепция доминировала в 1970-х – начале 1980-х годов.

Китайско-советские отношения. С начала 1960-х годов вплоть до 1991 главной заботой Китая в сфере внешней политики было растущее соперничество с Советским Союзом. Некогда тесные союзники, две страны постепенно отошли друг от друга в конце 1950-х годов, когда Мао Цзэдун объявил Н.С.Хрущева «великодержавным шовинистом», озабоченным лишь проблемами укрепления мощи и влияния собственной страны. Мао Цзэдун пришел к заключению, что Хрущев был больше заинтересован в мирном сосуществовании с Западом, чем в поддержке «национально-освободительных» движений.

Раскол между двумя коммунистическими гигантами обострился после 1960, когда СССР прекратил оказание Китаю экономической помощи и отозвал технических специалистов. К 1966 китайские лидеры осуждали СССР за «псевдокоммунизм», «современный ревизионизм» и «реставрацию капитализма». В ответ советские лидеры обвинили Китай в «догматизме» и «авантюризме». В 1968 противостояние еще более осложнилось в связи с резким осуждением Китаем вторжения стран Варшавского договора в Чехословакию. Весной 1969 враждебные отношения вылились в прямой военный конфликт на участке границы, проходящем по р.Уссури в северо-восточной Маньчжурии.

В конце 1970-х годов новое китайское руководство, сплотившееся вокруг Дэн Сяопина, выразило пожелание улучшения отношений между двумя странами. Однако в 1970–1980-е годы взаимный антагонизм вновь обострился сначала из-за поддержки Советским Союзом вьетнамской оккупации Кампучии (Камбоджи), а затем из-за военного вторжения в Афганистан. Китайское руководство, рассматривая подобные действия в геополитическом плане, оценивало их как «окружение» Китая. В ответ Китай начал оказывать военную помощь камбоджийской армии и афганским моджахедам. На протяжении 1980-х годов китайские лидеры подчеркивали, что китайско-советский пограничный спор и конфликты в Афганистане и Камбодже являются основными факторами, препятствовующими нормализации китайско-советских отношений. К началу 1990-х годов все три вышеупомянутые проблемы были в значительной степени разрешены.


Китайско-американские отношения. По мере ухудшения китайско-советских отношений китайские лидеры активизировали поиск путей к налаживанию связей с США. Полагая, что США представляют для Китая меньшую угрозу, чем «гегемонистский» Советский Союз, Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай пришли к выводу, что определенное сближение с США может сыграть роль противовеса для глобальной советской экспансии.

«Нормализация» оказалась, однако, не таким простым делом. Еще до образования Китайской Народной Республики недоверие между США и китайскими коммунистами росло из-за действий США по оказанию помощи возглавляемой Чан Кайши партии Гоминьдан. Затем, в начале 1950-х годов, США и Китай оказали военную поддержку соответственно Республике Корея и Корейской Народно-Демократической Республике (КНДР) во время войны на Корейском п-ове. Следствием этой войны стал отказ правительства США от дипломатического признания КНДР, блокирование попыток КНР вступить в ООН и подписание в 1954 договора с гоминьдановским правительством на Тайване о взаимной совместной обороне. Существование американских военных баз и союзов, кольцом охватывающих Китай – от Японии, Южной Кореи, Окинавы, островов Гуам и Тайвань на востоке до Филиппин и Таиланда на юге, – подкрепляло взгляд Китая на США как на главного врага КНР. Эта точка зрения еще более укрепилась после начала военных действий США во Вьетнаме.

После вооруженных пограничных конфликтов между Китаем и СССР в 1969 американские и китайские лидеры предприняли первые осторожные шаги навстречу друг другу. Патрулирование Тайваньского пролива кораблями военно-морских сил США в 1969 было снято, а еще через два года США прекратили противодействие вступлению КНР в ООН. В 1971 на соревнования в Китай была приглашена американская команда по настольному теннису. С тех пор наступила эра т.н. «пинг-понговой дипломатии», а в дальнейшем – нормализации китайско-американских отношений.

Самым серьезным препятствием на этом пути стала проблема Тайваня. США были связаны обязательствами по поддержке гоминьдановского правительства на Тайване. Когда в феврале 1972 президент Р.Никсон нанес визит в Китай, он подписал т.н. Шанхайское коммюнике, в котором отмечалось, что Тайвань является частью Китая и что проблема Тайваня должна решаться самими китайцами мирным путем. Хотя нормальные дипломатические отношения еще не были установлены, США и КНР в 1973 обменялись дипломатическими миссиями высокого ранга («миссии связи»). Стремительно увеличился объем китайско-американской торговли, активизировался взаимный культурный обмен. Наконец, в 1979 президент США Дж.Картер объявил о формальном дипломатическом признании КНР, прекратил дипломатические отношения с гоминьдановским правительством и заявил о намерении приостановить действие американо-тайваньского (гоминьдановского) договора о взаимной обороне. В ответ китайское правительство в Пекине согласилось не препятствовать развитию неформальных торговых и культурных связей между США и Тайванем, а также ограниченной продаже вооружений Тайваню.

В 1980-е годы американо-китайские отношения были весьма тесными, поскольку Китай одобрял политику США в Афганистане. Широкие протесты общественности против жестокого подавления восстания в Тибете и кровавой расправы над студенческой демонстрацией на площади Тяньаньмэнь в Пекине (1989) послужили причиной дискуссий, развернувшихся в начале 1990-х годов в США, по вопросам отношений с Китаем, однако, это не привело к ослаблению экономических и культурных связей двух стран.

Китайско-японские отношения. В 1950–1960-е годы отношения между Китаем и Японией оставались напряженными. Как и Соединенные Штаты, Япония признавала гоминьдановское правительство на Тайване и не признавала коммунистический режим в Пекине. Тем не менее Пекин был готов торговать с Японией. В результате к середине 1960-х годов Япония превратилась в главного торгового партнера КНР. После визита в Китай в 1972 Р.Никсона заметно улучшились и китайско-японские отношения. В сентябре 1972 японский премьер-министр Танака в ходе визита в Китай принес официальные извинения за агрессию Японии, согласился на разрыв отношений с Тайванем и признание Китайской Народной Республики. В феврале 1978 между Китаем и Японией был подписан торговый договор на 8 лет с объемом товарооборота в 20 млрд. долл. В августе 1978 между двумя странами был заключен договор о мире и дружбе, содержащий пункт о борьбе с «гегемонизмом», направленный против возможной экспансии Советского Союза в Азиатско-Тихоокеанском регионе.


Китайско-индийские отношения. В период с 1954 по 1959, в соответствии с политическим курсом на мирное сосуществование с неприсоединившимися странами «третьего мира», Китай в целом поддерживал дружественные отношения с Индией. Однако после подавления войсками Народно-освободительной армии Китая восстания в Тибете, поднятого в 1959 буддистами, и поддержки индийским правительством далай-ламы отношения между двумя странами резко ухудшились. В 1962 на отдельных участках тибетско-индийской границы неоднократно происходили вооруженные столкновения. В связи с осложнением двусторонних отношений Китай отозвал из Индии своих дипломатических представителей. Ситуация усугублялась развитием экономических и военных связей Индии с СССР и поддержкой Китаем Пакистана во время индо-пакистанского конфликта 1971. После смерти Мао Цзэдуна были сделаны первые шаги к сближению двух стран, в 1977 Китай и Индия обменялись дипломатическими представителями. Дипломатические отношения двух стран на уровне посольств были установлены лишь в начале 1980-х годов. В ноябре 1996 Цзян Цзэминь совершил официальный визит в Индию, во время которого были подписаны соглашения, направленные на снижение напряженности на китайско-индийской границе.

Китай и Европа. Отношения Китая с союзниками США в Западной Европе (в т.н. «втором мире») заметно улучшились в 1970-е годы, когда Китай настойчиво искал дополнительные гарантии безопасности перед лицом советского «гегемонизма». Китайско-европейские торговые отношения также стремительно расширялись, особенно в связи с выдвинутой Китаем широкой программой закупок современных технологий на Западе.

В 1984 Китай и Великобритания заключили соглашение, предусматривавшее восстановление суверенитета Китая над Гонконгом. Гонконг, вошедший 1 июля 1997 в состав КНР как Особый экономический район Сянган, сохранил высокую степень государственно-экономической автономии, в т.ч. собственные Конституцию, исполнительную, законодательную и судебную власть, политические партии, финансово-экономическую систему, валюту (привязанную к доллару США), статус открытого порта и визовый режим для иностранных граждан (в том числе граждан КНР). В 1987 китайское правительство заключило аналогичное соглашение с Португалией о возвращении Аомыня (Макао), расположенного на юге в дельте р.Чжуцзян, под суверенитет Китая в конце 1999. После 442-летнего португальского правления 20 декабря 1999 Макао стал особым административным районом Китая.

Китайско-вьетнамские отношения. На ранних этапах вьетнамской войны Китай оказывал Северному Вьетнаму существенную военную и экономическую помощь. В начале 1970-х годов Китай начал оказывать поддержку антивьетнамски настроенным мятежникам – «красным кхмерам» – в соседней Камбодже (Кампучии). После того как в 1975 коммунисты одержали верх в Индокитае, правительство Вьетнама оказалось в полной зависимости от советской помощи и отдалилось от правительств Китая и Камбоджи.

В 1975, буквально накануне победы коммунистов в Южном Вьетнаме, китайские войска оккупировали несколько небольших островков в Южно-Китайском море (Парасельские о-ва). Противоречия между КНР и Вьетнамом особенно обострились в 1978, когда Вьетнам подписал с Советским Союзом договор о взаимной обороне. В том же году Китай выступил с резким протестом против будто бы совершенных Вьетнамом вооруженных нарушений китайской границы. Тем временем сведения о преследованиях китайского этнического меньшинства во Вьетнаме стали появляться во всех китайских средствах массовой информации, что еще больше усилило антивьетнамские настроения в Китае.

В декабре 1978 вооруженные силы Вьетнама вторглись на территорию Камбоджи, правительство Пол Пота было свергнуто, в стране был установлен провьетнамский режим. В ответ части китайской армии в феврале 1979 пересекли вьетнамскую границу и в течение нескольких недель удерживали в своих руках узкую полосу вьетнамской территории. Наглядно продемонстрировав уязвимость Вьетнама, Китай в марте того же года отвел свои войска. В попытке низвержения провьетнамского режима в Камбодже Китай в начале 1980 поддержал создание единого антивьетнамского фронта из различных находившихся в изгнании групп и фракций. Однако в 1992 Китай заставил своих протеже – «красных кхмеров» – согласиться на проведение в Камбодже всеобщих выборов под контролем ООН, что привело в 1993 к созданию широкого коалиционного правительства (без «красных кхмеров») во главе с принцем Нородомом Сиануком.


Вооруженные силы. По данным 1992, численность Народно-освободительной армии Китая (НОАК) составляла 2,3 млн. человек. В НОАК насчитывалось 84 пехотных, 10 бронетанковых, 11 артиллерийских дивизий и 3 воздушно-десантные бригады. Кроме того, в состав НОАК входит значительный контингент производственно-строительных войск. С 1951 по 1960 бóльшая часть военно-технического снаряжения, включая танки, артиллерию, легкое стрелковое вооружение и реактивные самолеты, поступала из СССР. После прекращения советской помощи Китай постепенно перешел на самообеспечение в области вооружений, а к началу 1990-х годов сам стал крупным экспортером сложных систем вооружений в страны «третьего мира», в частности в Иран и Пакистан. Программа «четырех модернизаций», проводимая китайским правительством после смерти Мао Цзэдуна, включала модернизацию армии, в том числе ее сокращение в 1985 на 1 млн. человек, а в 1996–1997 – еще на 500 тыс.

В 1992 в ВВС Китая насчитывалось 470 тыс. человек личного состава и 5 тыс. самолетов, включая 4 тыс. истребителей и 1 тыс. бомбардировщиков и истребителей-бомбардировщиков. Кроме того, Китай располагал 100 ракетными установками класса «земля – воздух».

Китайские ВМС по состоянию на 1992 имели численный состав 260 тыс. человек, 54 боевых корабля, 850 патрульных катеров, морских охотников и минных тральщиков. Кроме того, флот располагал 41 дизельной и 5 атомными подводными лодками, причем как минимум одна из них была способна осуществлять запуск ракет из-под воды.

Взрыв первой атомной бомбы был проведен в Китае в 1964, а уже в 1967 прошло успешное испытание водородной бомбы. По имеющимся сведениям, в 1980 в Китае был произведен успешный запуск трехступенчатых твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет (МБР) (дальность полета 10–12 тыс. км), а в 1982 – одной МБР с борта подводной лодки (дальность полета 2400–2900 км). По разным оценкам, в 1997 ядерный арсенал Китая составлял от 300 до 450 ядерных боеголовок. Средства доставки ядерных боезарядов включали МБР с радиусом действия 10–12,8 тыс. км, бомбардировщики дальнего радиуса действия (3100 км), бомбардировщики ближнего радиуса действия (400 км), а также подводные лодки класса «Ся», способные нести на борту 12 баллистических ракет с радиусом действия 2400–2900 км.

Полагают, что каждая МБР китайского производства может доставлять к цели одну ядерную боеголовку с мощностью заряда от 5 до 10 Мт, а баллистические ракеты, стартующие с подводных лодок (IRBM – баллистическая ракета промежуточного радиуса действия), – ядерные заряды мощностью 1–3 Мт. За период с 1964 по 1996 было проведено 44 ядерных испытания (последнее – 27 июля 1996), после чего Китай объявил о введении с 30 июля 1996 моратория на дальнейшие испытания атомного оружия.


Дальний Восток / Китай / Государственный и Политический строй Китая

 
АНАЛИТИКА Китай

11.10.2011
Китай как экспортер оружия.
В современных условиях экспорт военной продукции стал важным средством обеспечения национальных интересов, особенно в военно-эко-номической области.

02.09.2011
КНР как импортер оружия.
Сегодня на Западе много пишут не только об экономических успехах КНР, но и о ее растущей активности на рынке вооружений.

24.08.2011
Китайский дракон в центре Евразии и историческая миссия России
Как известно, История способна дать ответы на самые сложные вопросы, стоящие на повестке дня и Современности, и Будущего. Все это справедливо и в случае с историей китайского присутствия в центре Евразии: современной Центральной Азии и смежных пространствах.

15.04.2011
Тенденции в развитии политической ситуации в Киргизии. Взгляд из Пекина
Вниманию читателей предлагается аналитический материал Сюй Сяотянь, начальника отдела исследований по Центральной Азии Китайской Академии современных международных отношений Согласно оценкам нашего китайского коллеги, с начала 2010 года внутренняя обстановка в Киргизской республике (КР) сильно изменилась.

16.03.2011
Становление отношений КНР и стран Африканского континента
Современный мир являет собой эпоху перемен, в которой КНР, став по итогам 2010 г. второй экономикой в мире, уверенно движется к статусу мирового экономического лидера.

15.03.2011
Интересы КНР в Африке
Как заявил председатель КНР Ху Цзиньтао (Hu Jintao) в ходе визита в Африку в начале 2004г, - «Китай - самая большая развивающаяся страна в мире, в то время как Африка - континент, на котором больше всего развивающихся стран.

15.12.2010
Принципы внешней политики Китая
Анализ внешнеполитических принципов Китая невозможен без рассмотрения исторических этапов взаимоотношений этой страны с соседями и ее деятельности на международной арене.

© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100