ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География КАЗАХСТАНА
Государственный и Политический строй КАЗАХСТАНА
Экономика КАЗАХСТАНА
Общество и Культура КАЗАХСТАНА
История КАЗАХСТАНА
Руководители Казахстана (1920-2003)
Казахская ССР ( данные БСЭ)
Казахстан ( данные ЦРУ)
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

РАЗДЕЛЫ
Армия
Здоровье
Криминал
Культура
Образование
Общество
Политика
Сотрудничество
Технологии
Экология
Экономика

ЭТО ИНТЕРЕСНО
История
Кухня
Традиции и обычаи

Перейти на новую версию сайта

Казахстан Центральная Азия

Государственный и Политический строй КАЗАХСТАНА
Перейти на новую версию сайта
Государственный и Политический строй КАЗАХСТАНА

Республика Казахстан имеет уже две конституции послесоветского периода. Первая конституция была принята в январе 1993. Однако уже в августе 1995, как следствие конфликта между президентом и законодательной властью, она была заменена новой конституцией. По новой конституции Казахстан – демократическое правовое унитарное государство, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную. Исполнительную власть возглавляет президент, избираемый на пять лет из граждан в возрасте от 35 до 65 лет, проживающих в республике не менее 10 лет и свободно говорящих на государственном (т.е. казахском) языке. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент (Сенат – 47 депутатов и Мажилис – 67 депутатов), судебную – Конституционный суд и система местных судов (все судьи назначаются президентом на десятилетний срок).

Органы государственного управления. Казахстан является президентской республикой. Первый президент страны Н.А.Назарбаев был назначен на этот пост в апреле 1990 Верховным Советом Казахской ССР. В декабре 1991 граждане страны избрали его на пятилетний срок на общенародных, но безальтернативных выборах, отдав кандидату более 98% голосов. Полномочия президента были продлены до 2000 референдумом, состоявшимся 30 апреля 1995. Президент назначает премьер-министра и заместителей премьер-министра, министров иностранных дел, обороны, финансов, внутренних дел, руководителя службы государственной безопасности и членов Совета безопасности. Под контролем президента находятся также финансы, назначение всех судей и генерального прокурора. Президент является главнокомандующим вооруженными силами и может вводить президентское правление. В октябре 1998 парламент выступил с инициативой проведения досрочных президентских выборов и продления срока президентских полномочий до 7 лет. На состоявшихся 10 января 1999 альтернативных выборах Назарбаев набрал 78,3% голосов и был переизбран президентом на очередной срок. Теперь он будет занимать свою должность до 2006. Его конкуренты – лидер коммунистов С.Абдильдин, глава Таможенного комитета Г.Касымов и писатель Э.Габбасов – набрали соответственно 13,5, 4,3 и менее 1% голосов. Некоторые оппозиционные лидеры не смогли принять участие в выборах (особенно это касается главного критика президента, бывшего премьер-министра А.Кажегельдина).

Выборы первого Мажилиса сроком на 5 лет состоялись в марте 1994. Условия выдвижения кандидатов и проведения предвыборной кампании затруднили участие в ней представителей неказахского населения и оппозиционных движений. В мае 1994 Мажилис высказался за недоверие экономической, социальной и правовой политике правительства, а в феврале 1995 отказался принять предложенный правительством проект бюджета. В марте 1995 Конституционный суд объявил результаты парламентских выборов 1994 недействительными; президент распустил Мажилис и назначил новые выборы, которые были проведены в декабре 1995. После изменения в 1997 административного деления страны принято решение о сокращении числа сенаторов в 1999 до 37 (Сенат образуют руководители законодательных и исполнительных органов областей). Законодательная власть фактически контролируется президентом. Правительство подотчетно президенту, но не парламенту. До октября 1997 на должности премьер-министра находился Акежан Кажегельдин; его сменил Нурлан Балжимбаев.

Местные органы власти. В административном отношении Казахстан разделен на 14 областей, столичный город Астану и города Алма-Ата и Ленинск (центр управления космодромом Байконур), имеющие статус области (до 1997 в стране существовало 19 областей, 5 из которых впоследствии были упразднены). Депутаты местных советов избираются прямым голосованием из граждан старше 20 лет, не являющихся членами Мажилиса. В то же время акимы (губернаторы) областей назначаются президентом и ответственны только перед ним. В октябре 1998 указ президента Назарбаева определил, что в течение 7 лет будет осуществлен переход к прямым выборам всех руководителей местных органов власти.

Политические партии. Конституция 1995 разрешает деятельность политических партий после того, как они официально зарегистрированы; ни одна партия не может навязывать свою идеологию государству. Запрещается создание религиозных партий. Хотя в стране действует более 100 объединений и движений, которые можно считать политическими партиями, лишь несколько из них зарегистрированы. Три партии были созданы по инициативе президента Назарбаева. К ним относится Социалистическая партия, являющаяся преемницей распущенной Коммунистической партии Казахстана. Во главе ее С.Абдильдин, бывший председатель президиума Верховного Совета республики. В 1991 был зарегистрирован Народный конгресс, возглавляемый казахскими поэтами Мухтаром Шахановым и Олжасом Сулейменовым. Первоначально эта партия активно поддерживала Назарбаева, но в начале 1993 Сулейменов присоединился к группе русских интеллигентов, критиковавших президента и выступавших за создание подлинно оппозиционных партий. В октябре 1992 была создана Партия национального единства, считающаяся в настоящее время партией президента. У партии уже сменилось несколько лидеров. До середины 1994 во главе этой партии стоял бывший заместитель председателя правительства К.Султанов. Однако, вопреки ожиданиям, этот амбициозный политик не был избран председателем Мажилиса; пост председателя занял другой член партии, советник президента А.Кекильбаев.

В 1994 была разрешена регистрация Коммунистической партии, запрещенной после путча в августе 1991. Существуют также Крестьянский союз, Национально-демократическая партия «Желтоксан», а также объединения «Азамат» и «Азат», в которые входят по несколько мелких партий и оппозиционных деятелей. Интересы русского меньшинства выражают движения «Лад» и «Единство». Интересы казахских националистов выражает движение «Алаш». Некоторые из этих партий имеют своих представителей в Мажилисе, но Партия национального единства располагает большинством и проводит политику президента.

Милиция и вооруженные силы. Казахстан унаследовал от Советского Союза милицию и республиканский Комитет государственной безопасности (КГБ), которые находились под контролем Москвы. Первоначально правительство Казахстана объявило о намерении создать небольшую Национальную гвардию численностью менее 20 тыс. человек для охраны границы и поддержания порядка. Предполагалось, что задачу обороны страны будут выполнять объединенные вооруженные силы Содружества независимых государств (СНГ). Важнейшие военные объекты бывшего Советского Союза, такие, как космодром Байконур и ок. 1150 единиц стратегических ядерных вооружений, остались под контролем Российской Федерации.

Однако создание Россией, Узбекистаном и другими членами СНГ собственных вооруженных сил заставило руководство Казахстана изменить свою позицию. Был разработан план создания полноценных вооруженных сил, включающих сухопутные войска, военно-воздушные силы и даже военно-морской флот. К 1995 численность вооруженных сил Казахстана превысила 35 тыс. человек. Участие казахского контингента в Объединенном батальоне центральноазиатских государств (Центразбат) наряду с узбекским и киргизским контингентами способствовало повышению международного авторитета вооруженных сил страны.

Создание вооруженных сил республики столкнулось с огромными трудностями. До 1994 большинство офицеров составляли славяне; сами войска имели смешанный национальный состав. Казахстан сохранил двухлетнюю обязательную воинскую повинность, оставшуюся от Советского Союза, но испытывал трудности с набором призывников. В начале 1994 Россия вернула свои пограничные войска на казахско-китайскую границу. Казахстанские офицеры по-прежнему проходят обучение в России, хотя уже разработаны планы создания в стране собственных военных учреждений.

Внешняя политика. Казахстан является членом Содружества независимых государств (СНГ), Организации Объединенных Наций (ООН), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Координационного совета НАТО, программы НАТО «Партнерство во имя мира», Экономического координационного совета (куда входят другие среднеазиатские государства, а также Азербайджан, Турция, Иран и Пакистан) и Всемирной торговой организации (ВТО). Казахстан имеет также статус наблюдателя в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). В 1994 Назарбаев предложил создать вместо СНГ Евразийский союз. Однако отношение других государств-членов СНГ к этому предложению было либо негативным, либо безразличным. В 1996 Казахстан подписал с Киргизией, Россией и Белоруссией четырехстороннее таможенное соглашение. Казахстан также заключил ряд договоров с Китаем о расширении торговых связей, строительстве трансазиатского трубопровода и обеспечении безопасности границ. Последний был подписан в 1996 Китаем, Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном.

Одной из важнейших экономических задач Казахстана является обеспечение транспортировки энергоносителей, в т.ч. огромных запасов нефти, на международный рынок. У Казахстана уже имеются соглашения по транспортировке нефти с Россией и Китаем, рассматривается возможность строительства транскаспийского нефтепровода через Грузию и Турцию.


Центральная Азия / Казахстан / Государственный и Политический строй КАЗАХСТАНА

 
АНАЛИТИКА Казахстан

20.09.2011
Европейское присутствие в северо-каспийском проекте Казахстана: хронология, объемы добычи, маршруты поставок, перспективы и риски
Разработка нефтяного и газоконденсатного месторождения «Кашаган» – Северо-каспийский проект (Западно-казахстанская область, северо-западная часть Казахстана) – крупнейший нефтегазовый проект с участием иностранных, в первую очередь, европейских компаний на территории Казахстана

24.08.2011
Европейское присутствие в карачаганакском проекте Казахстана: хронология, объемы добычи, маршруты поставок, перспективы и риски
Нефтяное и газоконденсатное месторождение «Карачаганак» (Западно-Казахстанская область, северо-западная часть Казахстана) было открыто еще в 1979 году в рамках советской государственной программы по поиску перспективных углеводородных месторождений.

22.08.2011
Террористы-сметники. Кто они?
Наиболее опасное проявление терроризма в последние два десятилетия, с точки зрения последствий имевших место террористических актов и сложностей в работе по их предотвращению, является использование боевиков-смертников в деятельности ряда террористических организаций.

25.07.2011
Европейское присутствие в топливно-энергетическом комплексе Казахстана: общие направления, перспективы, риски и рекомендации
Европейский интерес к топливно-энергетическому комплексу (ТЭК) Республики Казахстан (РК) сфокусирован в основном на нефтегазовой отрасли, четко обозначился к середине 90-х годов прошлого века.

08.07.2011
Роль Казахстана в обеспечение региональной безопасности
Завершение противостояния двух военно-политических союзов с исчезновением восточного блока снизило опасность начала крупномасштабной войны, в том числе ядерной.

06.07.2011
Участие Казахстана в Таможенном Союзе
С 1 января 2010 года Казахстан, Россия и Белоруссия объявили о начале функционирования Таможенного союза (ТС) трех государств, а с 1 июля данное интеграционное объединение заработало в полноценном режиме.

05.07.2011
Итоги председательствования Казахстана в ОБСЕ
Основной целью внешней политики Казахстана является содействие становлению страны в качестве реального игрока на геополитической арене. К этой цели вот уже несколько лет страна идет, лавируя между гигантами и тем самым, отстаивая собственные национальные интересы.

© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100