пятница, 24 ноября 2017

Общество и Культура Израиля

Версия для печатиОтправить другу

ОБЩЕСТВО
Городские общины. Городские кварталы в Израиле, как и во многих других странах, весьма дифференцированы в имущественном отношении. Израильтяне предпочитают иметь собственное жилье, хотя квартиру или дом можно арендовать, особенно в Тель-Авиве, Иерусалиме и других крупных городах. Дома существенно различаются: можно увидеть виллы в арабском стиле, строения первых поселенцев под красными черепичными крышами и ультрасовременные коттеджи на побережье.

Сельские общины. Лишь небольшая часть населения Израиля живет в сельской местности. Арабы предпочитают деревенские поселения, а евреи обычно селятся в киббуцах или мошавах.

Киббуцы – уникальная социальная и экономическая структура, в которой проживает и трудится сельскохозяйственное население. В каждом из них сосредоточено от нескольких сотен до двух тысяч человек. Кроме производственных объектов, там имеются общественные здания, включая столовую, где питаются все обитатели киббуца, детские учреждения, где за детьми днем ухаживают опытные воспитатели (иногда детей оставляют на ночь), а также дома для семей и одиноких взрослых.

Первый киббуц Дгания был основан в 1909 на землях, купленных Еврейским национальным фондом близ южного побережья Тивериадского озера. Киббуцы внесли весомый вклад в развитие еврейского сообщества. Из киббуцев вышли многие политические лидеры и военачальники, хотя в них проживает менее 3% еврейского населения.

Основой экономики киббуцев является сельское хозяйство, однако деятельность этих объединений часто распространяется также на промышленность и сферу услуг. Из-за нехватки трудовых ресурсов многие киббуцы привлекают для работы по найму добровольцев. В стране насчитывается 270 киббуцев, в них живет ок. 130 тыс. человек. Киббуцы объединены в несколько федераций, различающихся в политическом и религиозном отношении.

Мошав, или кооперативная деревня, – самая крупная форма еврейского сельскохозяйственного поселения. Каждая семья живет в собственном доме, ведет хозяйство своими силами и получает доход по результатам производства. Кооператив отвечает за социальное обслуживание, снабжение, кредит, приобретение сельскохозяйственных машин, сбыт продукции и другие виды деятельности. Первый мошав образовался в 1921, однако большинство их возникло после 1948. Подобно киббуцам, многие мошавы привлекают наемных рабочих. В Израиле насчитывается ок. 450 мошавов, в которых проживают 172 тыс. человек (ок. 3% населения страны). На мошавы приходится значительная доля производимой в Израиле сельскохозяйственной продукции.

Религиозная жизнь. В Израиле исповедуются многие религии и существует множество сект. Среди евреев встречаются как крайние ортодоксы, так и атеисты, а среди арабов – мусульмане и христиане, менее многочисленны друзы и бехаиты. Свобода выбора вероисповедания гарантируется законом.

Религия играет важную, а иногда и определяющую роль в израильском обществе. Хотя официально Израиль светское государство, там торжественно отмечаются еврейские праздники, в общественном питании преобладает освященная традицией еврейская кухня, ограничена продажа свинины и выполняются многие другие религиозные предписания. Дела, связанные с браками и разводами, остаются прерогативой религиозных судов, и государство содержит официально признанный раввинат во главе с двумя раввинами (один – от сефардов, другой – от ашкеназов). Субсидируемые государством учреждения и такие организации, как институты священнослужителей и судей, должны состоять из ортодоксальных сторонников веры.

В Израиле часто дискутируется вопрос о том, кого следует считать евреем. Светские и религиозные власти и рядовые граждане сталкиваются с этой проблемой в связи с иммиграцией, бракосочетаниями, разводами, вступлением в права наследства и передачей имущества, а также регистрацией удостоверения личности и заполнением персональных анкет. Это касается и применения ряда законов, например закона о возвращении, в соответствии с которым каждому еврею гарантируется право иммигрировать и поселиться в Израиле (согласно этому закону, евреем считается лицо, рожденное от матери-еврейки и не перешедшее в другую религию, либо лицо, принявшее иудаизм), закона об израильском гражданстве и других законов, принятых кнессетом.

Различные религиозные общины и государственные власти подходят к решению подобного рода проблем, руководствуясь разными принципами и документами. Все религиозные организации в Израиле финансируются государством.

Профсоюзы. Хистадрут (Всеобщая федерация труда Израиля) сыграл чрезвычайно важную роль в жизни страны. До провозглашения независимого государства он выполнял многие политические, экономические, образовательные, культурные и общественные функции в местном еврейском обществе, которые обычно считаются прерогативой государственных органов. Хистадрут, всегда находившийся под влиянием МАПАИ или его преемницы, партии Авода, контролирует значительную часть экономики Израиля через банки, страховые фирмы, промышленные холдинговые компании, а также через принадлежащие ему средства транспорта и потребительские кооперативы. Хистадрут располагает крупнейшей в Израиле системой здравоохранения, издает ежедневную газету и оказывает социальные услуги через свои молодежные и женские организации.

Хистадрут занимает второе (после государства) место в стране как работодатель и в то же время остается самым влиятельным профсоюзом. Представляя интересы своих членов, он заключает трудовые соглашения с властными структурами и предпринимателями.

Социальное обеспечение. В Израиле создана разветвленная сеть государственных и добровольных органов социального обеспечения, оказывающих помощь бедным, больным и пожилым людям. Национальная программа обязательного страхования обеспечивает выплату пенсий в размере 30% средней месячной заработной платы; дополнительные пенсии поступают от Хистадрута и других источников. Программа гарантирует также выплату пособий многодетным семьям, компенсаций за производственные травмы и пособий по безработице.

Положение женщин. Сионизм провозглашает равноправие мужчин и женщин. Голда Меир, уроженка России, прибывшая в Палестину в 1920-х годах из США, стала видным деятелем ишува, Хистадрута и МАПАИ. Впоследствии она занимала многие ответственные должности, была министром иностранных дел и премьер-министром. Голда (к ней обычно обращались только по имени) служила примером реализации принципа равноправия. Все больше женщин получают доступ к образованию и высокооплачиваемой работе. Женщины призываются на военную службу, однако для них существуют ограничения на некоторые специальности и определенные виды деятельности. Израильские женщины заседают в кнессете и работают министрами.

КУЛЬТУРА

Первые евреи-иммигранты принесли культурные ценности, принятые в странах, откуда они прибыли, так что до провозглашения независимости Израиля в Палестине преобладали культурные традиции Центральной и Восточной Европы. Эта тенденция сохранялась и позднее, хотя на нее накладывали отпечаток другие западные и американские культурные веяния.

Культура и искусство оказывают решающее воздействие на формирование израильского национального характера, который складывался на протяжении веков, в том числе в условиях жизни евреев в разных странах. Музыка, литература, театр, изобразительное искусство, танцы и кино отражают культурное наследие еврейского народа и мир современного Израиля.

На возрожденном иврите писали такие авторы, как Хаим Нахман Бялик, которого считают величайшим современным еврейским поэтом, и лауреат Нобелевской премии Шмуэль Йосеф Агнон. Ведущие представители нового поколения израильских писателей – Ханох Бартов и Моше Шамир. Вторая волна молодых писателей, чье творчество складывалось под влиянием современной европейской литературы, получила известность в 1960-е годы. Авахам Б.Иехошуа и Амос Оз принадлежат к числу самых популярных современных романистов Израиля, пишущих на политические и социальные темы. К первому поколению еврейских поэтов Палестины относятся Натан Альтерман, Леа Гольдберг, Рахел (Блувштейн), Ури Цви Гринберг и Аврахам Шлёнский, Амир Гилбоа, Иехуда Амихай, Натан Зак и др.

В Израиле много театров, предлагающих зрителю классические и современные пьесы. Национальный театр Габима был основан в Москве в 1917 при поддержке К.С.Станиславского и переехал в Тель-Авив в 1931.

Такие профессиональные хореографические коллективы, как театр Инбал, Иерусалимская танцевальная труппа, балетные труппы Бат-Шева и Бат-Дор, приобрели международное признание. На сцене Камерного театра, который был создан в 1944 как экспериментальная альтернатива более консервативному театру Габима, ставятся пьесы израильских и зарубежных авторов.

Израильский филармонический оркестр начал свою деятельность в 1936. Имеются и другие оркестры (Иерусалимский симфонический, Хайфский симфонический, Рамат-Гана, Симфонический ансамбль Беэр-Шевы, Израильский камерный ансамбль) и многочисленные хоровые коллективы. Многие израильские музыканты приобрели международную известность. В стране выступают многочисленные джазовые группы, репертуар которых формируется под влиянием музыкальных традиций Европы, Америки и Ближнего Востока.

Изобразительное искусство в Израиле отличается разнообразием направлений. Главным центром признается Академия художеств и прикладных искусств «Бецалель», основанная в Иерусалиме в начале 20 в. В стране открыто множество художественных галерей. Выросли целые деревни художников – в Цефате, Яффе, селении Эйн-Ход (возле Хайфы), иерусалимском квартале Емин-Моше.

В Израиле действуют ок. 80 крупных и небольших музеев. Самые известные из них – Израильский музей в Иерусалиме (основан в 1965), где хранятся рукописи Мертвого моря, и Тель-Авивский музей искусств (1932). Созданный в 1978 на территории Тель-Авивского университета музей Бет ха-тефуцот демонстрирует историю еврейской диаспоры, а Яд ва-Шем в Иерусалиме является крупнейшим хранилищем документов о Холокосте. Хайфский музей включает Музей античного искусства (1949), Музей современного искусства (1951), Музей музыки и этнографии, Палеонтологический музей, Национальный морской музей и Музей японского искусства. В Музее Негева в Беэр-Шеве демонстрируются современное искусство и уникальная археологическая коллекция. В музее Эрец-Исраэль (1953) имеются археологический, антропологический и исторический отделы. В Иерусалиме открыты также Музей истории города и Институт исламского искусства.

Израильская государственная библиотека при Еврейском университете в Иерусалиме – лучшая в стране. Крупные библиотеки имеются при каждом университете и научно-исследовательском институте.

Образование всегда занимало видное место в традиционном еврейском обществе, большое внимание уделяется ему и в Израиле. Уровень грамотности еврейского населения один из самых высоких в мире.

В первых законах государства Израиль провозглашалось введение бесплатного обязательного обучения всех детей в возрасте от 6 до 13 лет. Впоследствии верхний рубеж обязательного обучения был поднят до 16 лет, а добровольного – до 18 лет. Почти все дети в Израиле посещают дошкольные учреждения, детские сады для детей в возрасте 5–6 лет бесплатны. Далее следует учеба в школах: начальной (6 классов), средней (7–9 классы) и в гимназии (10–12 классы).

Государственная система образования в Израиле включает еврейскую школьную систему с преподаванием на иврите и арабскую (или друзскую) систему, базирующуюся на арабском языке. Обе системы субсидируются государством.

В еврейской системе образования имеются государственные, государственные религиозные и независимые религиозные школы. Первые две категории используют одинаковые учебные программы, в государственных религиозных школах больше внимания уделяется изучению иудаизма и соблюдению еврейских традиций. В государственных школах введено совместное обучение мальчиков и девочек, в независимых ортодоксальных еврейских школах созраняется раздельное обучение.

Арабская и друзская образовательные системы опираются на стандартные учебные программы, при этом акцент делается на изучение арабской истории и культуры. В арабских школах преподаются основы ислама или христианства, у друзов разработаны особые программы.

В Израиле имеется большая сеть пользующихся международным авторитетом высших учебных заведений. Старейшее из них – Еврейский университет в Иерусалиме, основанный в 1925. Технион, или Хайфский технологический институт, основан в 1924 и готовит инженеров, архитекторов, градостроителей. Имеются естественный и медицинский факультеты. Бар-Иланский университет, расположенный в Рамат-Гане близ Тель-Авива, основан в 1955 и специализируется на гуманитарных дисциплинах религиозного и светского содержания. Крупнейший в стране Тель-Авивский университет был открыт в 1956 на основе трех существовавших ранее институтов. Университет имени Бен-Гуриона в Негеве (Беэр-Шева), основанный в 1967, специализируется на подготовке кадров для южных районов страны. Хайфский университет действует с 1963. Научно-исследовательский институт имени Вейцмана, основанный в 1949 в Реховоте, – крупный учебный и исследовательский центр в области химии, математики, физики и естественных наук. Имеется также Открытый университет, где проводится заочное обучение взрослых. В настоящее время в 20 высших учебных заведениях страны обучается ок. 75 тыс. студентов.

Печать. В Израиле выпускается 13 ежедневных газет на иврите и 11 на других языках (идише, арабском, русском, испанском и др.).

Первые газеты на иврите вышли в Иерусалиме в 1863, их распространение сдерживалось властями Османской империи, а во время Первой мировой войны все они были закрыты. «Ха-арец» впервые увидела свет в июне 1919 и была единственной ежедневной газетой на иврите, не связанной с политическими организациями. Не имеющая партийной принадлежности ежедневная газета «Иедиот Ахаронот» издается с 1939. Печатный орган Хистадрута ежедневная газета «Давар» выходит с 1925. «Хацофе» был основан правоверными сионистами в 1938 и, будучи собственностью движений ха-Мизрахи и ха-Поэл-ха-Мизрахи, положившим начало Национальной религиозной партии, освещает ее платформу. «Маарив», основанная в 1948, – независимая сионистская газета, не придерживающаяся определенного политического курса. Четкой ориентации нет и у независимой «Джерузалем пост». «Аль-Иттихад» – единственная ежедневная газета Израиля на арабском языке, основанная в 1944 как еженедельник; в 1948–1990 ее главным редактором был Эмиль Хабиби, сама она превратилась в арабоязычный орган Коммунистической партии Израиля. Выходят и русскоязычные периодические издания («Вести», «Новости недели» и др.).

Радио, телевидение и кино. Радиостанция «Голос Израиля» передает местные программы на иврите и арабском языке, а на коротких волнах – программы на других языках. Телевидение после 1968 быстро превратилось в неотъемлемый элемент жизни страны. В Израиле действуют два основных телевизионных канала, а также кабельное телевидение, которое передает программы станций Си-эн-эн и Би-би-си, а также популярные английские и американские сериалы.

Спорт пользуется в Израиле большой популярностью. Производство спортивного инвентаря и оборудования субсидируется муниципалитетами и другими государственными и частными организациями. Массовыми стали некоторые спортивные мероприятия, например марафонский бег и состязания по плаванию. В Израиле получили распространение разные виды спорта, включая футбол, баскетбол, плавание, теннис, волейбол, легкую и тяжелую атлетику, гимнастику, парусный спорт, фехтование. В настоящее время все больше людей увлекается верховой ездой, подводным плаванием, серфингом, дельтапланеризмом. Болельщиков особенно привлекают соревнования многочисленных футбольных и баскетбольных команд, лучшие из которых вышли на международную арену (например, «Маккаби» и др.).

Голосов пока нет
 
 

Новости от Redtram

Loading...