суббота, 23 сентября 2017

Общество и Культура Китая

Версия для печатиОтправить другу

ТРАДИЦИОННОЕ КИТАЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

Классовая структура. Подобно другим восточным обществам, Китай на протяжении веков культивировал политическую структуру, наделенную чрезвычайными властными полномочиями. Единственным источником власти был император, правивший «по воле небес». Однако постепенно развитие получали институты, призванные обеспечивать бесперебойное функционирование государственного аппарата и не допустить развития сил, которые могли бы противопоставить себя императорской власти.

Первостепенная роль отводилась формированию аппарата чиновников. Уровень квалификации чиновничества проверялся посредством целой серии государственных экзаменов. Обладатели ученых степеней и чиновники, избранные из их числа, занимали в обществе престижные должности. Помимо ученых-чиновников, или шэньши, в соответствии с китайской социальной теорией выделялись еще три класса: крестьяне, мастеровые-ремесленники и торговцы. Обобщенно представителей всех этих классов называли простолюдинами. Ниже этих классов на иерархической лестнице стояли «подлые люди». К этому разряду относили лиц, выполнявших презираемые обществом обязанности. Дети и потомки этих людей к сдаче государственных экзаменов не допускались. Кроме того, в Китае существовало рабство, однако оно редко играло сколько-нибудь существенную роль.

Центры социальной интеграции. Семья и клан. Семья и клан включали широкий спектр родственников, часть которых могла принадлежать даже к другим классам. В идеальном случае клан представлял собой прочное сообщество, проявлявшее заботу о своих членах, в том числе даже о самых дальних родственниках, и следившее, чтобы наиболее одаренные дети членов клана получали образование. Клан обеспечивал внутреннюю сплоченность благодаря соблюдению обязательных церемоний почитания предков и воспитанию чувства гордости у своих членов за свою родословную. Семья зачастую держалась вместе благодаря единой собственности на землю и наличию на этой земле храмов предков, в которых хранились поминальные таблички, восхвалявшие умерших и служившие предметом поклонения родственников.

Проблема женитьбы решалась в кругу семьи. Брачный союз устраивался с помощью свах. По традиции, согласия детей не спрашивали и вступление в брак было практически обязательным для всех. Лишь буддийские монахи, некоторые даосские жрецы и немногие крайне бедные мужчины оставались холостыми.

Деревня и город. Деревенская община представляла собой низшую форму социальной интеграции. Города, где размещалась администрация, обычно являлись местом торговых базаров и ярмарок, которые объединяли население данного района как в социальных, так и в экономических целях. Городские увеселительные заведения, включая рестораны, чайные и винные лавки, также служили центрами общественной жизни. Владельцы чайных для привлечения клиентов часто нанимали профессиональных рассказчиков. Большой популярностью пользовались театр и разнообразные азартные игры.

Ассоциации и объединения. Важнейшую роль играли гильдии, до 1911 они организовывали и регулировали всю предпринимательскую деятельность в области промышленности и торговли. Гильдии делились на два типа: по ремеслам и по провинциям. Первые регулировали вопросы обучения ремеслам, устанавливали стандарты и уровень качества изделий, а также определяли цены. Провинциальные гильдии представляли торговцев одной провинции или одного города, занимающихся бизнесом в другой провинции или другом городе. Существовало и множество тайных обществ. Некоторые из них формировались для взаимной помощи, другие преследовали политические цели.

Религиозные верования. Народная религия включала в себя элементы анимизма и политеизма. Люди считали, что мир населен множеством духов. Так, духи зла – «гуй» – считались приносящими болезни и бедствия. От этих злых духов можно было защититься либо отогнать их различными способами, включая заклинания и особые церемонии. Вселенная считалась соединением двух элементов – «инь» и «ян». «Инь» означало темноту, зло, женское начало. Воплощением этих качеств был злой дух «гуй». «Ян» означало тепло, свет, добро, мужское начало; вещи, воплощавшие в себе эти качества, могли использоваться для защиты от «гуй». В целом в представлении китайцев мир духов и богов был копией мира людей и государства с той же самой иерархией авторитета и власти. У каждого города имелся свой бог, в какой-то мере соответствовавший местному магистрату. Над вселенной возвышалось «тянь» – «небо», соответствовавшее императору на земле.

В дополнение к этой распространенной религии с ее духами и многочисленными богами существовали пять основных религиозных доктрин: конфуцианство, даосизм, буддизм, ислам и христианство. Конфуцианство, являвшееся скорее этико-политическим учением, чем религией, на протяжении долгого времени – начиная с конца 3 в. до н.э. и до образования республики в 1912 – пользовалось поддержкой государства. Конфуцианская философия содержала в себе основные положения семейного и морального кодекса. Даосизм как религия имел китайские корни, однако испытал влияние буддизма. Даосизм имеет свои храмы, свой пантеон богов и свое учение о будущей жизни с вознаграждениями и карами за прошлое. Буддизм пришел из Индии и получил широкое распространение в Китае, где были построены сотни буддийский храмов и монастырей. Мусульмане живут в Китае повсюду, особенно в северо-западных и юго-западных районах. Христианство, с которым китайцев познакомили миссионеры из Европы и Америки, получило широкое распространение в 19 – начале 20 в., однако число верующих-христиан составляет всего 1% населения страны.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

Структура общества в коммунистическом Китае. Правительство КНР делит население страны по признаку социального происхождения на четыре класса: рабочие, крестьяне, помещики и буржуазия. По этой классификации крестьянство составляет ок. 80% населения, следующий крупный класс – рабочие. В период «культурной революции» дети из рабочих и крестьянских семей причислялись к категории лиц с «хорошим» семейным прошлым, тогда как дети помещиков и выходцы из буржуазных семей считались имеющими «плохое» происхождение. Хотя после земельной реформы начала 1950-х годов в стране не осталось ни одного помещика, дети помещиков и буржуа продолжали нести на себе клеймо врага. Интеллектуалы составляли т.н. «прослойку». После 1970 клеймо классового происхождения постепенно стало утрачивать свое значение, а с середины 1980-х годов началось становление нового класса предпринимателей.

В дополнение к указанной выше классификации население делится также по величине доходов и профессиональной принадлежности. Если судить по доходам, то крестьянские хозяйства могут быть отнесены к категории зажиточных, середняцких и бедняцких, причем эта классификация подвергается дальнейшему уточнению в зависимости от того, находится ли эта местность в регионах с плодородными почвами либо в задавленных нищетой регионах. Классификация крестьянского населения проводится отдельно от классификации городского населения. Крестьянам официально не разрешается переселение в города (хотя нелегальное переселение носит массовый характер).

В первые годы существования КНР быстрое расширение правительственных структур и развитие экономики дало возможность многим представителям младшего поколения занять престижные должности. Когда же темпы расширения правительственных структур стали замедляться, более высокие позиции в общей структуре власти вновь оказались в руках старшего поколения. В период «культурной революции» 1960-х годов были предприняты попытки продвижения молодых кадров, но они увенчались успехом лишь частично. В 1980-е годы усилия, нацеленные на то, чтобы отправить стариков на пенсию, возобновились. В период бурного развития предпринимательства 1990-х годов молодежь проявила особенно высокую активность.

Положение женщин. Закон о браке 1950, первый из числа важнейших законов, принятых коммунистическим правительством, запретил насильственное заключение браков, использование наложниц, практику выкупа или платы за невесту и браки среди малолетних. Однако перечисленные обычаи до определенной степени сохраняются, особенно в сельской местности и в северных провинциях. Новые законы закрепили за женой равные права с мужем на управление и владение семейным имуществом.

Организация детских садов позволила многим замужним женщинам работать. Несмотря на то, что основной объем домашних дел лежит на женских плечах, женщины редко занимаются только выполнением обязанностей по дому. В сельских районах они обычно работают в поле на посевной и уборке урожая. В 1958–1960 повсеместно функционировали столовые общественного питания, созданные для того, чтобы дать женщинам возможность больше времени отдавать работе в поле. Однако вскоре семьи вернулись к прежнему порядку питания в домашних условиях. Женщины обычно зарабатывают меньше, чем мужчины, и мало представлены в правительстве, партийных органах и в сфере бизнеса.

Большинство кооперативов, жилые районы, фабрики и учреждения содержат на своем попечении дневные детские сады и ясли, где дети работающих матерей находятся под присмотром.

В правительственную программу сокращения уровня рождаемости входит призыв к молодежи откладывать время вступления в брак, а после вступления в брак ограничиваться рождением одного ребенка. В 1980-е годы был период, когда в соответствии с курсом «одна семья – один ребенок» беременных женщин, уже имеющих одного ребенка, принуждали делать аборты. Этот курс во многом противоречил китайским культурным традициям. Большие семьи исторически являлись органичной частью китайской культуры, в соответствии с традицией забота о стариках возлагалась на детей. Кроме того, издавна сложившееся предпочтение иметь в семье мальчиков, а не девочек, не удалось ослабить ни правительству, ни партии. И сегодня отсутствие сына в семье считается для мужчины позором, а женщина может быть даже наказана за то, что не способна родить сына. Супруги, у которых первый ребенок был девочкой, часто прибегали к различным уловкам, чтобы родить второго, желательно мальчика.

Структурная организация населенных пунктов. В большинстве сельских районов дома плотно прижаты один к другому, образуя маленькие деревеньки. Семья обычно состоит из четырех-пяти членов, но родственники проживают либо в непосредственно примыкающих, либо в расположенных поблизости жилищах. Сельские дома очень просты. Во многих регионах в качестве строительного материала при постройке жилья используются дешевый кирпич, камень, глина и даже просто земля. Дерево же применяется очень редко, хотя в районах с теплым климатом используют бамбук. Полы обычно земляные. На севере страны крыши, как правило, кроют соломой, а в городах и на юге страны – черепицей. В домах мало окон, и вместо стекла чаще всего используется бумага.

Для удобства административного управления крупные города разделены на районы, которые, в свою очередь, подразделяются на кварталы со средним числом жителей от 12 до 30 тыс. человек. В каждом квартале имеется отделение полиции, в число обязанностей которого входят регистрация жителей и наблюдение за ними. Квартал делится на участки с населением от 1 до 3 тыс. человек, в которых функционируют участковый комитет и участковый полицейский, подчиняющийся квартальному отделению полиции. Участок далее делится на группы подучастков, обычно известных под названием улиц или переулков (хутунов), в каждом из которых проживает по 20–30 семей. Глава комитета хутуна (как правило, это домохозяйка) входит в состав участкового комитета и несет ответственность за взаимоотношения между семьями, проживающими в хутуне, а в ведении участкового комитета находятся такие вопросы, как регистрация семей, визиты посетителей из других мест, распределение карточек на нормированные товары, поддержание чистоты на территории участка, ремонт и поддержание рабочего состояния систем водо- и электроснабжения, уборка мусора и санитарное состояние подопечной территории.

Участковый комитет полномочен проявлять инициативу в самом широком спектре вопросов. Часто он открывает мелкие мастерские по пошиву и починке одежды, вязанию, плетению корзин, кустарных промыслов, а также различные ремонтные мастерские; может заведовать яслями для детей работающих женщин. В распоряжении участкового комитета обычно имеется несколько телефонных аппаратов. Как правило, каждый телефон закреплен за каким-то одним жильцом, который за небольшую плату подзывает к телефону того, кого спрашивает абонент. Новые жилые дома в значительной степени однотипны. Большинство из них кирпичные, 4–5-этажные. Во всех новых домах есть электричество, кухонное оборудование и водопровод. Рабочие, занимающие квартиры по соседству со своим предприятием, вносят арендную плату по минимальным ставкам.

Вне семьи самыми значимыми сообществами являются трудовой коллектив предприятия, магазина или учреждения. Возлагаемые на эти группы функции во многом идентичны функциям участковых комитетов, однако они собираются вместе значительно чаще. Поскольку на большинстве фабрик и в учреждениях не держат специальных уборщиц, уборка помещений распределяется между работниками на собраниях рабочих коллективов. Профсоюзные работники являются членами общенациональных профсоюзов рабочих, которые, в свою очередь, объединены в единую организацию – Всекитайскую федерацию профсоюзов, насчитывающую более 100 млн. членов.

Дома и общественные здания, как правило, плохо отапливаются, и в условиях холодного климата Северного Китая люди носят теплую стеганую одежду как в помещении, так и на улице. Спят китайцы обычно на возвышающейся над полом кирпичной лежанке «кан», которая подогревается изнутри сжигаемым там углем, дровами или другим горючим.

Структура питания. Зерновые до настоящего времени занимают основное место в рационе питания китайцев. В большинстве районов Китая, в особенности на юге страны, предпочтение отдается рису. На севере вместо риса в пищу широко используют пшеницу, сорго, ячмень и другие зерновые культуры. В число других основных продуктов питания входят арахисовое и растительное масло и свежие овощи. В отдельных районах страны мясо, птицу и рыбу едят лишь несколько раз в месяц (или даже в сезон). Как правило, воду кипятят один раз в день и хранят в термосах для приготовления чая.

Народное образование. До 1949 число грамотных людей составляло в Китае от 15 до 25% населения. В первые годы существования КНР во многих школах были открыты краткосрочные курсы по подготовке политических кадров. Одновременно создавались классы для обучения взрослого населения и повышения уровня грамотности. Чтобы печатные издания были доступны для широких масс, вводилось упрощенное написание многих иероглифов. В дополнение к этому, чтобы облегчить процесс изучения звучания пекинского диалекта (мандарин), использовался латинский алфавит. В настоящее время, согласно официальной статистике, в Китае среди взрослого населения ок. 10% неграмотных мужчин и 27% – неграмотных женщин.

В 1985 была пересмотрена вся система образования в стране на основе введения всеобщего обязательного 9-летнего обучения. Плата взимается за обучение в школах любой ступени. В дополнение к государственным по всему Китаю создаются многочисленные частные школы.

Китайские дети посещают детские сады, где играют, занимаются спортом и музыкой. В 1995 системой детских садов было охвачено 27 млн. детей. Почти все дети в возрасте от 6 до 14 лет посещают школу, но в сельской местности многие бросают учебу (особенно девочки). Учебная программа начальной школы в большинстве случаев рассчитана на 5–6 лет. В число изучаемых предметов входят китайский язык, математика, естествознание, география, история, музыка и искусство. Когда дети подрастают, они должны посвящать определенное время физическому труду. В 1995 начальные школы посещали 132 млн. учеников.

Обучение в средней школе рассчитано на три года, а в старших классах – еще на два-три года. Учебная программа средней школы включает такие предметы, как китайский и иностранные языки, математика, политика, история, география, наука, музыка и искусство. В специализированных школах второй ступени делается упор на обучение инженерному делу, медицине, сельскохозяйственным и юридическим наукам, а также менеджменту. Обучающиеся в школах второй ступени четыре недели в году занимаются физическим трудом, в том числе сельскохозяйственным. В 1995 в системе различных школ второй ступени насчитывалось 62 млн. учащихся.

Китай отстает от многих стран мира по уровню среднего специального и высшего образования. В высшие учебные заведения поступают менее 2% выпускников средних школ. В результате в Китае на 1 млн. населения приходится лишь 1000 ученых и инженеров (даже в Индии насчитывается 3000 специалистов на 1 млн. жителей).

Обучение студентов в университетах обычно занимает 4–5 лет. Отдельные курсы профессионального обучения могут быть менее продолжительными, тогда как на изучение финансовой деятельности и экономики, политических и юридических наук, менеджмента и на свободное художественное творчество отводится больше времени. Для поступления в университет необходимо сдать вступительные экзамены. Стипендии студентам выделяются на конкурсной основе в зависимости от их успеваемости. До зачисления в университет все студенты в обязательном порядке проходят годичный курс политической подготовки. Университеты наделены правом присваивать ученые звания бакалавра, магистра и доктора наук. В 1992 в университеты было зачислено более 2 млн. студентов. Самыми крупными и старейшими университетами в Китае являются Пекинский, Народный, Фуданьский, Нанькайский, Нанкинский, Уханьский и Цинхуа.

В стране не хватает квалифицированных преподавателей начальных и средних школ. Поэтому выпускники средней школы после окончания специальных трехгодичных курсов могут получить квалификацию учителя начальной школы. Как правило, преподаватели в школах второй ступени обязаны иметь квалификацию выпускника колледжа. В 1995 в Китае были заняты 13 млн. учителей.

Научные исследования координируются Академией наук КНР, которая состоит из ряда специализированных институтов, занимающихся изысканиями в сфере естественных наук. Исключительно большое внимание уделяется развитию прикладных наук, оказывающих непосредственное воздействие на темпы экономического развития страны. Существуют также академии социальных, медицинских и сельскохозяйственных наук. Большинство научно-исследовательских институтов размещается в Пекине, но у многих есть свои отделения в других городах Китая.

Музеи и библиотеки. В Пекинской национальной библиотеке хранятся почти 16 млн. томов, а также императорские коллекции династий Южная Сун (13 в.), Мин (1368–1644) и Цин (1644–1912). Центральная библиотека Академии наук КНР располагает более чем 5 млн. томов, включая литературу на иностранных языках. Она имеет свои отделения в Шанхае, Нанкине и Ланьчжоу. В императорском дворце в Пекине собрана огромная коллекция выдающихся произведений искусства всех периодов китайской истории. В каждом городском районе имеется как минимум один культурный центр с маленькой библиотекой, комнатой для чтения и залом собраний, где устраивают спектакли, музыкальные концерты, лекционные выступления и различные выставки. Содержание большинства этих материалов и мероприятий имеет политическую направленность.

Средства массовой информации. В Китае действуют два информационных агентства – Синьхуа (Всекитайский информационный государственный центр) и Чжунго (для зарубежных соотечественников). Всего в Китае выходит ок. 700 газет. Несмотря на то, что большинство ежедневных газет было основано в 1949 или чуть позже, имеются и новые издания: «Цзинцзи жибао» («Экономическая газета», тираж 1,6 млн. экз., печатается в Пекине, выходит с 1983), «Шэньжэнь тэцюй бао» («Газета специальной экономической зоны Шэньчжэнь», 1987) и «Нунминь жибао» («Крестьянская газета», 1980). Газета «Жэньминь жибао», выходящая с 1949, – одна из крупнейших в стране (тираж 5 млн. экз.). Вопросам науки, образования и культуры посвящена «Гуанмин жибао» (6 млн.). Культурную жизнь в Китае отражают журналы «Новые фильмы» (издается в Шанхае с 1979), еженедельник «Китайское телевидение», а также «Китайская реклама» (оба журнала выходят с 1984). Теоретический журнал КПК, ранее носивший название «Хунци» («Красное знамя»), с 1988 выходит под названием «Цюши» («В поисках истины»).

В 1990 в Китае насчитывалось 35 млн. телевизоров (приблизительно один телевизор на 32 человека). Центральная народная радиостанция ведет передачи на девяти диалектах китайского языка и на корейском языке. Китайское центральное телевещание транслирует передачи по трем каналам. Как в Шанхае, так и в Пекине существует кабельное телевидение. Хотя установка спутниковых параболических антенн официально запрещена, они очень распространены в Китае. Через спутниковую ТV-систему примерно в 4,8 млн. китайских домов принимаются передачи Гонконгской Паназиатской службы Стар-TV, по которой идут коммерческие программы, МТV, передачи Би-би-си на китайском языке (мандарин) и американские мелодрамы типа «Мелроуз плейс». По данным на конец 1998, в КНР было более 2 млн. пользователей сети «Интернет». По прогнозам, их число будет стремительно расти, несмотря на негласно проводимую ограничительную политику властей.

Искусство. В 1942 Мао Цзэдун выдвинул тезис, что искусство должно быть поставлено на службу политическим идеям, и призвал к созданию рабочими, крестьянами и солдатами пролетарской литературы. В 1949 был созван 1-й Всекитайский съезд деятелей литературы и искусства, на котором были определены меры, нацеленные на проведение этой установки в жизнь. В число писателей, включившихся в этот процесс, вошли Чжао Шули, Дин Лин, создававшие романы на темы земельной реформы, и Чжоу Либо. Первым звание народного художника получил драматург Лао Шэ. Пьеса Хэ Цзинчжи Седая девушка, в которой описана судьба подневольной жертвы старой феодальной системы землевладения, стала классическим произведением новой литературы и впоследствии была поставлена на балетной сцене.

Во многих начинаниях Китай шел вслед за Советским Союзом. Практика присвоения звания народного артиста исходила тоже из СССР, а затем Китай воспринял и художественное направление, известное под названием социалистического реализма.

Другим своеобразным предметом «импорта» из СССР был классический балет. После победы революции в России многие русские эмигранты, среди которых было немало балетмейстеров, обосновались в Китае (Марго Фонтейн впервые прошла балетную школу в Шанхае), однако традиционная китайская культура не имела ничего общего с классическим балетом. В период «большого скачка» в Китай были приглашены мастера балета Большого театра и Государственного академического театра оперы и балета им. С.М.Кирова. Под их руководством национальные труппы ставили балетные спектакли по китайским произведениям, написанным в духе социалистического реализма. В число наиболее известных постановок входили Седая девушка и Красный женский отряд, созданные в 1964, непосредственно перед началом «культурной революции».

Одной из главных жертв культурной революции (1966–1976) стала Пекинская опера, некогда придворный императорский театр. В постановках были органически связаны в единое целое пение, инструментальная музыка, поэзия, мимика и акробатический танец для стилизованного изображения приключений правителей и народных героев. Поддержка Пекинской оперы со стороны императорского двора прекратилась с образованием Китайской Республики в 1912, однако благодаря частным пожертвованиям и выступлениям перед массовыми аудиториями она смогла продержаться вплоть до 1966, когда была окончательно разгромлена. В период «культурной революции» отдельные базовые элементы оперной формы искусства использовались для утверждения «новых опер», в которых разоблачались козни класса землевладельцев и воспевалось моральное превосходство рабочих и крестьян. Как в оперных постановках, так и вне их появилось множество похожих на гимны песен, возвеличивавших Мао Цзэдуна. В изобразительном искусстве – живописи, архитектуре и скульптуре в первые годы после образования КНР поощрялось стремление к изучению исторического художественного наследия Китая. Были проведены новые археологические раскопки и отреставрированы старинные сооружения. Однако художники были изгнаны из студий и высланы в сельскую местность на перевоспитание через физический труд. Все музеи и художественные учебные заведения были закрыты.

После смерти Мао Цзэдуна увидели свет произведения новых писателей, в том числе модного писателя-формалиста Ван Лэна и поэта Пэй Тао. Термином «литература со шрамом» стали называть произведения, разоблачавшие разрушительную роль «культурной революции». Были вновь открыты такие художественные школы, как Чжэцзянская Академия в Ханчжоу и Центральная Академия в Пекине, которые приступили к воспитанию нового поколения живописцев. Некоторые слушатели художественных школ и их друзья организовали выпуск журнала «Изящные искусства в Китае», которому однако была уготована короткая жизнь. С 1985 по 1989 этот журнал на своих страницах выражал взгляды нарождавшегося китайского «авангарда». В феврале 1989 в здании Национальной галереи в Пекине была открыта выставка произведений художников-авангардистов. Однако радикализм произведений встревожил власти, и выставка была закрыта. После трагических событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 многие китайские художники эмигрировали. Те же, кто остался по собственному желанию либо по необходимости, образовали новую художественную школу, на базе которой зародилось несколько новых стилей реалистической живописи, в том числе сатирического направления.

Пекинская опера так и не смогла восстановить своей былой славы. Тем не менее ставились балеты в западном стиле, а крупнейшая балетная труппа – Центральный балет Китая – гастролировала на Западе. Некоторые танцоры и танцовщицы, получившие подготовку в Китае, добились успеха в американских и европейских балетных коллективах, китайские артисты балета побеждали на международных балетных конкурсах.

Кино. Самым значительным из всех видов художественного творчества в Китае после «культурной революции» было игровое кино. Помимо художественных школ, в 1977 вновь открылся Пекинский киноинститут, и в 1982 в нем состоялся первый выпуск т.н. «пятого поколения китайских кинематографистов». Будучи студентами киноинститута, будущие режиссеры «пятого поколения» решили посвятить себя делу освобождения страны от «отсталого», дешевого и бесчестного кино. Возвращение Китая в мир киноискусства ознаменовал выход на экраны фильма Желтая земля (1984), в создании которого слились воедино талант режиссера Чэнь Кайгэ и мастерство кинооператора Чжан Имоу. Последний дебютировал в качестве режиссера в 1987 в фильме Красный гаолян, который завоевал главный приз Берлинского кинофестиваля и был официально выдвинут на соискание премии «Оскар» в 1988. Кинофильм Чжана Имоу Цзюй Доу (1990) был первым китайским фильмом, представленным номинации «Оскар». Однако управление пропаганды ЦК КПК дважды предпринимало попытки убрать его из соискателей премии и наказало ответственных за выдвижение фильма.

В связи с отрицательным отношением со стороны официальных властей международное сообщество приняло решение финансировать новые фильмы Чэня Кайгэ, Чжана Имоу и их коллег, в особенности Тянь Чжуанчжуана. В число заслуживающих внимания фильмов, которые финансировались японскими и европейскими продюсерами, а выпуск часто осуществлялся в Гонконге и на Тайване, входит фильм Чжана Имоу Поднимите красный фонарь (1992), в котором показана жизнь наложниц в дореволюционном Китае. В 1993 вышел другой его фильм, История Цю Цзюй, в котором главная героиня Цю Цзюй, «хорошая жена», сравнивается с развратной Цзюй Доу. Обе роли исполняет одна и та же актриса – Гун Ли, ставшая первой китайской кинозвездой, получившей международное признание.

В 1990-е годы все три ведущих кинорежиссера – Чэнь Кайгэ, Чжан Имоу и Тянь Чжуанчжуан создали эпохальные кинофильмы, напрямую связанные с событиями времен «культурной революции». Все эти фильмы получили признание за пределами страны, хотя, как правило, в самом Китае они не демонстрировались.

Фильм Чэня Кайгэ Прощай, моя наложница (1993) на Каннском кинофестивале разделил с другим фильмом главную премию фестиваля – «Золотую Пальмовую Ветвь», что явилось высшей наградой, которая когда-либо присуждалась китайскому фильму. Этот фильм также попал в номинацию на получение премии Академии кинематографии и получил приз «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм. Фильм охватывает 66 лет китайской истории, с 1911 и до завершения «культурной революции» и освобождения политических заключенных в 1977. В фильме изображена история жизни двух выдающихся артистов Пекинской оперы и жены одного из них (ее вновь играла Гун Ли). В качестве главных разрушителей многовековой культурной традиции в фильме выведены хунвэйбины.

Таким же непреклонным в изображении последствий «культурной революции» был фильм режиссера Тяня Чжуанчжуана Голубой воздушный змей (1993), в котором автор показал губительное влияние «большого скачка» и «культурной революции» на среднюю китайскую семью. Фильм Жить режиссера Чжан Имоу, показанный на кинофестивалях в Каннах и Нью-Йорке (1994), дает оценку «культурной революции».

В работах более молодых кинематографистов, принадлежащих к «шестому поколению», все мучительные перипетии времен «культурной революции» и даже расправа со студентами на площади Тяньаньмэнь упоминаются вскользь либо игнорируются. Все более поздние китайские фильмы так или иначе развивают тему экономического благополучия, к которому стремятся их герои. Это в основном фильмы комедийного жанра, например кинофильм Хуан Цзяньсиня Встать! Не унижаться! (1992), в котором изображена повседневная жизнь бурлящего Гуанчжоу.

Конфессиональный состав. В 1983, после внесения в Конституцию поправок, гарантирующих свободу вероисповедания, были вновь открыты места религиозного поклонения и возобновлены религиозные обряды. В 1990 в Китае насчитывалось 100 млн. буддистов, 20 млн. мусульман, 5 млн. протестантов и 4 млн. католиков.

Спорт. Большинство студентов и взрослых по утрам, а иногда и во время дневных перерывов регулярно занимаются ритмической гимнастикой. Многие пожилые люди практикуют упражнения «тайцзицюань», в то время как более молодые увлекаются более динамичным искусством боевых единоборств (ушу).

Участие Китая в международных спортивных мероприятиях, включая Олимпийские игры, было приостановлено в период «большого скачка» и «культурной революции». Во время «культурной революции» спортивные коллективы подвергались гонениям. После смерти Мао Цзэдуна страна вернулась в международные спортивные организации.

В 1976 Китай, не участвовавший в Олимпийских играх с 1952, изъявил желание вернуться в олимпийское движение. КНР обратилась к Канаде как стране-хозяйке Олимпиады в Монреале с просьбой запретить Тайваню участвовать в играх под его традиционным названием «Китайская Республика» либо под любым другим названием, где использовалось бы слово «Китай». Несмотря на возражения со стороны Международного Олимпийского комитета, канадское правительство ответило согласием на просьбу КНР, а Тайвань отказался от участия в играх в знак протеста.

В 1980 китайские спортсмены впервые появились на зимних Олимпийских играх в Сараеве (Югославия). Тайвань тоже в них участвовал, поскольку его Олимпийский комитет согласился называться «Китайским Тайбэйским олимпийским комитетом». В 22-й летней Олимпиаде в Москве (1980) Китай участия не принимал.

В 1984 КНР прислал на Олимпийские игры в Лос-Анджелес полноценную команду, которая завоевала 32 медали, в том числе 15 золотых. Китай зарекомендовал себя в качестве спортивной державы в самых различных видах спорта, например в прыжках в воду (1981) и мужской спортивной гимнастике (1981 и 1982). В Лос-Анджелесе Китай добился высоких результатов как в этих видах спорта, так и в стрельбе и тяжелой атлетике. Несколько женских команд также выступили с большим успехом (стрельба из лука, баскетбол, ручной мяч и волейбол).

В 1988 Китай участвовал в зимней Олимпиаде (где остался без медалей) и в играх летней Олимпиады в Сеуле (Южная Корея). Китайские спортсменки и спортсмены лидировали в прыжках в воду с трамплина и вышки, а затем сохранили ведущие позиции в этих видах спорта как вне олимпиады, так и в последующих Олимпийских играх. В Сеуле атлеты из КНР также завоевали медали в мужской гимнастике, стрельбе, волейболе, тяжелой атлетике и настольном теннисе, который только что был внесен в список олимпийских видов спорта. В том же году первые медали завоевали китайские пловчихи.

В 1992 в Альбервилле (Франция) Китай получил свои первые олимпийские медали в зимних видах спорта, выиграв спринтерскую дистанцию в беге на коньках. На 25-х Олимпиийских играх в Барселоне (Испания) китайские пловчихи завоевали девять медалей. На той же Олимпиаде свои первые медали получили китайские гимнастки, а юные спортсменки Гао Минь и Фу Минея (последней было всего 13 лет) получили золотые медали в прыжках с трамплина.

Самым удивительным оказался успех китайцев в фигурном катании (в Китае имеется всего 10 крытых катков). В 1993 пятнадцатилетняя китайская фигуристка Чэнь Лу из провинции Цзилинь завоевала на международных соревнованиях бронзовую медаль. Она повторила свой успех и в следующем году на зимней Олимпиаде в Лиллихаммере (Норвегия).

Здравоохранение. Граждане КНР, занятые в государственном секторе, как правило, получают бесплатное медицинское обслуживание и лекарства. Люди, работающие в кооперативных организациях, включая коммуны в сельской местности, обычно получают медицинскую помощь на платной основе. Подобная практика стала особенно распространенной в конце 1960-х годов, после начала «культурной революции», когда всем бригадам надлежало составлять групповые планы медицинского обслуживания. Однако отнюдь не все они смогли успешно реализовать подобные планы. Трудности с транспортом для поездки в медицинское учреждение и опасения, что за медицинские услуги могут потребовать плату, привели к тому, что многие люди, проживающие в отдаленных районах Китая, зачастую воздерживались от обращения за квалифицированной медицинской помощью.

Традиционная китайская медицина в КНР практикуется наравне с европейской, и большинство нуждающихся сами решают, к услугам которой из них обратиться. Акупунктура, применявшаяся для лечения множества болезней, в 1950-е годы несколько сдала свои позиции, поскольку научные эксперименты не подтверждали ее действенность. Однако она оказалась весьма эффективной в качестве анестезирующего средства и потому стала широко применяться в тех случаях, когда пациент нуждался в хирургическом вмешательстве.

Праздничные дни. Один из главных праздников в Китае – Праздник Весны, который соответствует китайскому Новому году. Национальным праздником является День провозглашения КНР, который отмечается 1 октября. Характерной формой празднования являются торжественные речи, неформальные встречи и собрания. 1 мая – Праздник рабочего класса.

Голосов пока нет
 
 

Новости от Redtram

Loading...