ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
О проекте
Архив
Поиск

Система обмена информацией
Система обмена информацией

Центральная Азия
Ближний Восток
Дальний Восток

Рассылки Subscribe.Ru
Время Востока

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Иммунитет – дело тонкое. Его надо укреплять
Джусуп Баласагын - автор выдающегося произведения тюркоязычной литературы 11 века «Благодатное знание»
В шаге от мечты

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Традиционная одежда афганца
Обычаи, праздники и традиции иранского народа
Книга песен

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Запретный город в Пекине
Популярные Японские компьютерные игры
Несколько вводных слов о японской кулинарии

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Вода не просто ресурс …
28.10.2009
Автор: Душебаев Азат
Вода не просто ресурс …
По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно. В конце 2006 года 80 стран, на территории которых проживает 40 % всего человечества, заявляли о том, что испытывают дефицит воды. Если на каждого жителя Земли в среднем приходится 7,5 тыс. кубометров воды, то в Европе – 4,7, а в Азии – всего 3,4 .

На сегодняшний день ООН оценивает дефицит пресной воды в 230 млрд. кубометров в год, к 2025-му он увеличится до 1,3–2 триллионов.

Расход воды в расчете на одного человека сегодня существенно различается даже в развитых странах, а между Европой и США – в разы. Учитывая все это становится понятно, почему, с каждым годом все острее становятся конфликты, связанные с водой.
В Центральной Азии кроме водных конфликтов между Кыргызстаном  и Таджикистаном с одной стороны и Узбекистаном и Казахстаном с другой, также есть разногласия между Китаем и Казахстаном по 23 трансграничным рекам, крупнейшими из которых являются реки Или и Черный Иртыш .

В 2007 году на саммите ШОС в Бишкеке Нурсултан Назарбаев высказал ряд претензий к Китаю. Астана испытывает серьезные опасения в связи с осуществлением Пекином ряда водных проектов. Казахстан, который занимает последнее место в СНГ по обеспеченности водой, планы Китая не могут оставлять равнодушными и не вызывать беспокойство. Главным фактором разногласий между Казахстаном и Китаем являются планы Китая по увеличению водозабора и количества водохранилищ по руслам рек Или и Черный Иртыш, питающих северо-восточную и центральную части Казахстана.
Свои действия Китай объясняет исключительно экономическими и бытовыми нуждами населения. На сегодняшний день в Китае очень остро стоит проблема дефицита воды, до 70% имеющихся водных ресурсов нельзя использовать даже в технических целях, но при этом нельзя исключать и политические причины, в достаточной мере эгоистичного поведения Китая. Реализация планов Пекина относительно переброски части вод Или и Иртыш, в бассейне которых проживает более трех с половиной миллионов человек, значительно сократит поступление воды в северные, центральные и южные области Казахстана, в том числе в крупнейшие индустриальные области – Восточно-Казахстанскую, Павлодарскую, Северо-Казахстанскую. В этих регионах сосредоточены крупные промышленные объединения и предприятия, которые во многом определяют экономическую стабильность республики, под угрозой водного голода окажутся города Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар, канал Иртыш – Караганда.

В настоящее время объем забора воды из Или, которая обеспечивает 80 % притока воды в озеро Балхаш, в пределах КНР составляет 3,5 тыс. кубометров в год, увеличение объема до 5 тыс. вызовет обмеление и засоление озера Балхаш. Из реки Черный Иртыш Китай на начальном этапе планирует осуществлять водозабор в размере 2 тыс. кубометров воды с возможностью увеличения этой цифры в будущем, что крайне негативно скажется на экологии реки и расположенного ниже озера Зайсан. Необходимо также учитывать то, что планируемый водозабор в 2 тыс. кубометров, составляет 20% от общего стока реки в полноводные годы, ну а в маловодные годы 2 тыс. кубометров могут составлять до 50% от общего стока Черного Иртыша на границе Китая и Казахстана.

Планы Пекина по водозабору крайне отрицательно скажутся на энергетике Казахстана т.к. на реке Иртыш расположены Бухтарминская ГЭС, Усть-Каменогорская ГЭС и Шульбинская ГЭС, питающие крупнейшие индустриальные области Казахстана. На реке Или расположена Капчагайская  ГЭС, питающая юг Казахстана, в том числе крупнейший город республики – Алматы. Дефицит воды также ухудшит состояние сельского хозяйства в Казахстане, развитие которого сейчас идет бурными темпами, так, например, сейчас Казахстан является одним из крупнейших экспортеров зерна  в мире. Кроме того Иртыш является крупнейшим притоком Оби - одной из главных рек России и после реализации планов КНР уровень Иртыша в районе российского Омска может понизиться на 60 см. При решении водных вопросов по реке Черный Иртыш правительство Казахстана неоднократно пыталось привлечь Российскую Федерацию, однако данная инициатива постоянно наталкивается жесткое сопротивление со стороны Китая, заявляющего о желании решать данный вопрос только в двухстороннем порядке. При этом Китай очень жестко отстаивает свои интересы в данной сфере, постоянно заявляя о том что не допустит ухудшения экономической и экологической обстановки в сопредельном государстве.

Помимо решения своих собственных проблем и задач стоящих внутри Китая, надо предполагать что Китай стремится и к решению внешнеполитических вопросов. Используя свое экономическое влияние вместе с возможностью использования «водных рычагов» давления на Казахстан, можно ожидать того, что Китай будет стремится к тому, чтобы поменять внешнеполитический ориентир Казахстана на прокитайскую ориентацию. Также в пользу этого может послужить создание совместных, казахско – китайских предприятий в индустриально развитых городах Казахстана, расположенных на реке Иртыш. Сейчас Казахстан страна с сырьевой экспорто – ориентированной экономикой, предложения же Китая подкрепленные «кнутом» (вода, приграничные вопросы) и «пряником» (совместные экономические проекты, инвестиции в добывающую и перерабатывающую промышленность, развитие индустриальных городов советского периода) может привести к зависимости внешней политики Казахстана от Китая.
Если ознакомится с опытом других стран, то пример Турции может быть образцом прагматичного и рационального подхода к собственным водным ресурсам (см. справку), не исключено что и Китай стремится к такому же статусу, в котором сейчас находится Турция. Не имея крупных месторождений углеводородов, Китай стремится к контролю над водными ресурсами, которые многие эксперты уже сейчас называют ценнейшим ресурсом на планете. Для Китая, население и экономика которого растут очень быстрыми темпами, обеспечение водой сейчас является первостепенной задачей, вопросом государственной важности и национальной безопасности.
 
СПРАВКА
Наиболее ярким примером того, как в полной мере прагматично и рационально используются гидроресурсы и природно-географическое положение, является Турция. Страна имеет опыт продажи значительных объемов питьевой воды, однако интерес представляет не столько коммерческая сторона проблемы, сколько то как власти Турции используют «водные» рычаги для оказания политического воздействия на соседей. Максимальные выгоды извлекаются из того обстоятельства, что на территории страны находятся верховья Тигра и Евфрата, где к 2010-му планируется воздвигнуть 22 плотины, 19 гидроэлектростанций и водохранилищ. Вследствие малого количества осадков, страны, расположенные в бассейне Тигра и Евфрата, вынуждены прибегать к искусственному орошению сельскохозяйственных земель. Если намеченные Анкарой планы воплотятся в жизнь, значительно сократится количество воды, попадающей в Сирию и Ирак, которые находятся ниже по течению. Турция получает возможность дозированно выделять соседям воду, объем которой зависит от их сговорчивости. Кстати, в 1990–1991 годах, накануне войны в Персидском заливе, Турция – по договоренности с Сирией – уже оказывала давление на режим Саддама Хусейна посредством ограничения объемов отпускаемой воды.

Водный фактор используется Турцией и в отношении Сирии. В 1987-м оба государства подписали соглашение, регулирующее вопросы водоснабжения. Условием турецкой стороны стало требование к Сирии не оказывать поддержку Курдской рабочей партии. Характерно, что свои гидросооружения Турция строит как раз на территории проживания курдов, борющихся за создание собственного государства.

Любопытна ситуация вокруг поставок турецкой воды в Израиль. В августе 2002 года между странами был подписан договор о поставках 50 млн. кубометров воды в год, что обеспечивает лишь 3 % потребности Израиля. Стороны остановились на доставке воды по трубопроводу, что дороже по сравнению с использованием танкеров. При этом возможности трубопровода в 4–6 раз превышают первоначально предполагавшиеся объемы поставок танкерами. В то же время это обойдется гораздо дороже строительства в Израиле опреснительных установок, себестоимость же опресненной морской воды значительно ниже, чем турецкой. Чтобы разобраться в ситуации, следует учитывать не столько экономическое, сколько политическое значение соглашения. В последние годы Турция превратилась для Израиля в стратегического партнера, подписан договор о расширении сотрудничества в области безопасности. Возможно, секрет кроется в том, что от подписания договора о поставках воды зависели перспективы закупок Турцией вооружения, произведенного в Израиле. «Нас интересует не только покупка воды», – недвусмысленно пояснил при обсуждении проекта документа министр национальной инфраструктуры Израиля Йосеф Парицкий. То есть соглашение о доставке воды по трубопроводу было выдвинуто Анкарой в качестве условия для расширения двустороннего военно-технического сотрудничества.

Однако сейчас в связи с показом на турецком телевидении сериала с антиизраильским акцентом и резкой негативной реакцией на это официального Тель-Авива, есть основание полагать, что политические и военно-технические отношения двух стран могут в какой-то мере переживать период застоя.

Источник: easttime.ru

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://www.easttime.ru/analitic/1/219.html
Вернуться Центральная Азия Вода не просто ресурс … Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Проблемы демократии и безопасности транзитных стран
Черные знамена над Хорасаном?
США проявляют все большую заинтересованность к энергетике Центральной Азии.
Осторожно, «Ахмадиты»!
Глобализация проблем в исламском мире: новая идеология джихада для стран Центральной Азии?

 
АНАЛИТИКА Центральная Азия

09.12.2011
Перспективы регионального сотрудничества в Центральной Азии.
Государства центральноазиатского региона входят или активно сотрудничают с региональными международными организациями, представляющими совершенно разные регионы мира

06.12.2011
Евразийская интеграция и политика России: взгляд из Казахстана. Экспертный форум. Часть 6.
Если в предыдущей части экспертной дискуссии были представлены мнения двух экспертов из Казахстана (Каната Берентаева и Руслана Жангазы), то к участию в этой части дискуссии проект «Центральная Евразия» пригласил уже четырех известных в Казахстане и за его пределами специалистов: Серикжана Мамбеталина, Олега Сидорова, Маулена Намазбекова и Гульнару Дадабаеву.

06.12.2011
Евразийская интеграция и политика России: взгляд из Казахстана. Экспертный форум. Часть 5.
Нужна ли вообще современной России интеграция на постсоветском пространстве? Есть ли у РФ понимание ее значения? И если нужна, то только ли чтобы продемонстрировать тому же Западу свою роль как региональной державы и тем самым укрепить с ним диалог? Или интеграция для России – это что-то типа проекта по бизнес-поглощению?


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100